Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества тема «Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами» является очень актуальна. Женщины - это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
2. Применение технологий и мероприятий социальной работы с женщинами.
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Коломиец.Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами..docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Отечественные специалисты  социальной работы сегодня— это в  основном женщины. Они обладают мощным побуждающим и просветительским потенциалом, необходимым для профессиональной деятельности по развитию самосознания своих клиенток. Особенно эффективной  в этом отношении представляется групповая психосоциальная работа с женщинами.

Специалисту, склонному к  такому виду социальной практики, следует  изучить зарубежный опыт становления  социальной работы с группой, историю  и причины развития женского группового общения в России, освоить социальную работу с группой как метод  психосоциальной помощи, создать  собственный стиль ведения групповой  работы с женщинами. Это довольно сложная задача, требующая времени  и терпения для освоения теории, а также специальных способностей плюс изрядной доли профессионально-творческой дерзости.

Группа людей есть не сумма  индивидов, в нее входящих. Реакция  группы не сводится к реакциям ее членов. Живет группа по иным законам, чем  отдельная личность. Соответственно, и влияет группа на любого своего члена  каким-то совершенно особенным образом.

Большинство школ групповой  психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений  мировой психологической науки:

- психоанализа;

- бихевиоризма;

- гештальт-психологии;

- гуманистической психологии  или в результате сочетания  различных теоретических подходов.

Групповое движение в России стало развиваться только в последние 20 лет. Почти все отечественные  школы опираются на теоретические  концепции Запада.

Тем не менее отечественная  групповая психологическая работа имеет собственные глубокие традиции.

Например, «психологический бум» в первые послереволюционные десятилетия, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, создавались специальные тренажеры  и разрабатывались первые деловые  игры, ставшие позже элементами многих тренингов.

Многие воспитательные системы  тех лет разрабатывают собственные  психотехнологии. Отечественные психологи-педагоги пытались применять групповые методы, используя психоаналитические идеи в работе с детьми. Хотя долгие годы психология в России была лишена возможности  изучать и развивать методы групповой  работы с целью психологической  помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег, однако, начиная  с 30-х годов XX века, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большой размах.

Наиболее ярко выраженная идея этого движения — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.

Для обозначения разнообразных  форм групповой психосоциальной  работы в настоящее время используется большое количество терминов:

- групповая психотерапия;

- психокоррекционные группы;

- тренинговые группы;

- группы активного обучения.

Тем не менее наиболее часто  разнообразные формы групповой  работы обозначают понятием «тренинговые группы».

Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники  которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных  психологических проблем и в  самосовершенствовании.

В «психологическом словаре» социально-психологический тренинг  определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование  активных методов групповой психологической  работы с целью развития компетенции  в общении».

Цель женской психотерапевтической группы—раскрытие, анализ, осознание  и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция  неадекватных отношений, установок, эмоциональных  и поведенческих стереотипов  на основе анализа и использования  межличностного взаимодействия.

Учитывая три плоскости  ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим  образом:

1. Познавательная сфера

Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина  осознала:

а) существующие разногласия  между собственным образом «я»  и восприятием себя другими;

б) внутренние психологические  проблемы и конфликты;

в) более глубокие причины  переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также  условия и особенности формирования системы отношений;

г) собственную роль, меру своего участия в возникновении  и сохранении конфликтных и психотравмирующих  ситуаций, а также то, каким путём  можно было бы избежать их повторения в будущем.

2. Эмоциональная сфера

Группа помогает женщине:

а) получить эмоциональную  поддержку со стороны группы, что  приводит к ощущению собственной  ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести  те эмоциональные ситуации, которые  были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;

в) научиться искренности  в отношении к себе и другим людям;

г) стать более свободной  в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

д) раскрыть свои проблемы с  соответствующими им переживаниями.

В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы  женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной  поддержки и формирование более  благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и  осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание  и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение  нового эмоционального опыта в группе.

3. Поведенческая сфера,  находящая проявление и осмысление  в условиях группового общения,  способствует тому, что женщина  может:

1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) развивать формы поведения,  связанные с сотрудничеством,  взаимопомощью, ответственностью  и самостоятельностью;

4) закрепить новые формы  поведения, в частности те, которые  будут способствовать адекватной  адаптации и функционированию  в реальной жизни.

И общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой  сферы могут быть определены как  формирование эффективной саморегуляции  и самоорганизации.

Таким образом, усилия женской  группы фокусируются на осмыслении и  развитии трех составляющих самосознания:

- самопонимания (когнитивный  аспект);

- отношения к себе (эмоциональный  аспект);

- саморегуляции (поведенческий  аспект).

Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной  работы как расширение сферы самосознания женщины.

Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает  психотерапевтическая группа, позволяющая  выйти на понимание и коррекцию  проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую  динамику и личностный рост. Это  психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических  ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого  потенциала в деятельности и общении.

В данном случае характеристика психотерапии даётся с позиции гуманистического подхода, когда принимается во внимание право каждого индивида на свободное  самостоятельное развитие, а помощь извне рассматривается как временная. Усилия специалиста направляются на создание ситуаций, позволяющих личности осознавать собственные мысли, чувства, желания и способы поведения, с тем, чтобы научиться понимать и принимать себя, заботиться о  себе, делать собственные выборы условий  для удовлетворения актуальных духовных, интеллектуальных, эмоциональных и  физических потребностей.

Что касается методов групповой  психотерапии, то условно они подразделяются на основные и вспомогательные. Основным методом является групповая дискуссия, имеющая три главные ориентации - интерактивную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся  психодрама, психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), проективный  рисунок (рисование на определенную тему), психоскульптурирование.

Каждый из указанных методов  может использоваться «как вспомогательный  приём».

Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы  жизненного мира женщины, с которой  начинается погружение в ее женскую  проблематику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Женщина в силу биологической  и социальной программ наследственности  несет большую нагрузку по  воспитанию детей и ведению  домашнего хозяйства, то общество  должно расширить ее возможности  в социальном и профессиональном  аспектах, формировать более благоприятные  условия для ее развития. В  этом случае можно говорить  об обеспечении равенства прав.

2. Затянувшийся социально-экономический  и морально-психологический кризис  ведет к нарастанию пограничных  и психопатических реакций и  состояний, жестокости и агрессивности  по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении  масштабов внутрисемейного насилия,  брутальных преступлений против  женщин и детей.

3. Несмотря на разнообразие  технологий, методик и форм социальной  работы с женщинами, к сожалению,  нельзя констатировать позитивные  изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы  женщин ассоциированы с проблемами  их семьи, детей, тесно переплетены  с социальными проблемами других  социально-демографических категорий  населения, всего общества в  целом, они не могут быть  решены в отрыве от них.

4. Важным, подготовительным  этапом организации работы в  группе является определение  той сферы жизненного мира  женщины, с которой начинается  погружение в ее женскую проблематику.

Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница  домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную  ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны  государства, которое несет за них  ответственность, общества и близких  людей.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Анисимова С. Женщины,  вперед. М., 2001.

2. Бабаева Л.В. Женщины  в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный  фонд, 1997.

3. Вестник Психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы. 1/ 2005.

4. Елизаров В.В. Демографические  и социально-экономические факторы  семейной политики в условиях  перехода к рынку // Семья в  России, 1994, № 1.

5. Женщина в современном  мире. М., 1998. Сборник статей.

6. Женщины и развитие: права,  реальность, перспективы. Материалы  Всероссийской Конференции по  положению женщин и мужчин.- М., 1999.

7. Зборовский Г.Е. Общая  социология: Учебник. 3-е изд., испр. и  доп. – М.: Гардарики, 2004.- 592 с.

8. Зуйкова Е.М., Ерусланова  Р.И. Феминология и гендерная  политика: Учебник – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.

9. Мацковский М.С. Российская  семья в изменяющемся мире // Семья  в России, 1995, № 3-4.

10. Мельникова Т.А. Женское  движение в России и политических  процессах современного общества.- М., 1999.

11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.

12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.

13. Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая  педагогика. Псков, 1999. с. 9.

14. Социальная работа / Под  общей редакцией проф. В. И.  Курбатова. Серия «Учебники, учебные  пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000. - 576 с.

15. Социальная работа и  социальные технологии (Материалы  методологического семинара)/ Отв.  ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.

16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред.  В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.

17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд.  перераб. и дополн. С. 69 – М.: Издательство  Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

18. Теория и методика  социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.

19. Технология социальной  работы: Учебник / Под. общ. ред.  проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.

20. Феминизм и российская  культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.

21. Холостова Е.И. «Социальная  работа» учебное пособие. М., 2005.

22. Чирикова А.Е. Женщина  во главе фирмы / Институт социологии  РАН. - М.: Изд-во Института социологии  РАН, 1998.

 


Информация о работе Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами