Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:38, реферат
На современном этапе развития общества тема «Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами» является очень актуальна. Женщины - это особая социально-демографическая группа. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе. Женщины отличаются специфическими чертами характера, особым духовным обликом. Они выполняют роль и труженицы и матери. В настоящее время растет число женщин, занятых в сфере управления, в политической сфере. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.
Введение
1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ
1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ
2. Применение технологий и мероприятий социальной работы с женщинами.
2.1 Виды технологий социальной работы с женщинами
2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами
Заключение
Список используемой литературы
Отечественные специалисты
социальной работы сегодня— это в
основном женщины. Они обладают мощным
побуждающим и просветительским
потенциалом, необходимым для
Специалисту, склонному к
такому виду социальной практики, следует
изучить зарубежный опыт становления
социальной работы с группой, историю
и причины развития женского группового
общения в России, освоить социальную
работу с группой как метод
психосоциальной помощи, создать
собственный стиль ведения
Группа людей есть не сумма индивидов, в нее входящих. Реакция группы не сводится к реакциям ее членов. Живет группа по иным законам, чем отдельная личность. Соответственно, и влияет группа на любого своего члена каким-то совершенно особенным образом.
Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки:
- психоанализа;
- бихевиоризма;
- гештальт-психологии;
- гуманистической психологии
или в результате сочетания
различных теоретических
Групповое движение в России стало развиваться только в последние 20 лет. Почти все отечественные школы опираются на теоретические концепции Запада.
Тем не менее отечественная
групповая психологическая
Например, «психологический
бум» в первые послереволюционные десятилетия,
когда изучались и внедрялись
в практику методы профотбора и профконсультаций,
создавались специальные
Многие воспитательные системы
тех лет разрабатывают
Наиболее ярко выраженная идея этого движения — стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.
Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальной работы в настоящее время используется большое количество терминов:
- групповая психотерапия;
- психокоррекционные группы;
- тренинговые группы;
- группы активного обучения.
Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».
Под определение «тренинговые
группы» подпадают все
В «психологическом словаре»
социально-психологический
Цель женской
Учитывая три плоскости
ожидаемых изменений (когнитивную,
эмоциональную и поведенческую)
1. Познавательная сфера
Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:
а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;
б) внутренние психологические проблемы и конфликты;
в) более глубокие причины
переживаний, способы реагирования,
начиная с детства, а также
условия и особенности
г) собственную роль, меру
своего участия в возникновении
и сохранении конфликтных и
2. Эмоциональная сфера
Группа помогает женщине:
а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;
в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;
г) стать более свободной
в выражении собственных
д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.
В целом задачи относительно
гармонизации эмоциональной сферы
женщины охватывают следующие основные
аспекты: получение эмоциональной
поддержки и формирование более
благоприятного отношения к себе;
непосредственное переживание и
осознание нового опыта в группе
и самой себя; точное распознавание
и вербализация собственных эмоций;
переживание и осознание
3. Поведенческая сфера,
находящая проявление и
1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;
3) развивать формы поведения,
связанные с сотрудничеством,
взаимопомощью,
4) закрепить новые формы
поведения, в частности те, которые
будут способствовать
И общем виде задачи группы
относительно совершенствования
Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:
- самопонимания (когнитивный аспект);
- отношения к себе (эмоциональный аспект);
- саморегуляции (поведенческий аспект).
Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.
Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия—это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.
В данном случае характеристика
психотерапии даётся с позиции гуманистического
подхода, когда принимается во внимание
право каждого индивида на свободное
самостоятельное развитие, а помощь
извне рассматривается как
Что касается методов групповой
психотерапии, то условно они подразделяются
на основные и вспомогательные. Основным
методом является групповая дискуссия,
имеющая три главные ориентации
- интерактивную, биографическую и тематическую.
К вспомогательным методам
Каждый из указанных методов может использоваться «как вспомогательный приём».
Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.
Заключение
В результате проведенного исследования
можно сделать следующие
1. Женщина в силу биологической
и социальной программ
2. Затянувшийся социально-
3. Несмотря на разнообразие
технологий, методик и форм социальной
работы с женщинами, к
4. Важным, подготовительным
этапом организации работы в
группе является определение
той сферы жизненного мира
женщины, с которой начинается
погружение в ее женскую
Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.
Список используемой литературы
1. Анисимова С. Женщины, вперед. М., 2001.
2. Бабаева Л.В. Женщины
в условиях социального
3. Вестник Психосоциальной
и коррекционно-
4. Елизаров В.В. Демографические
и социально-экономические
5. Женщина в современном мире. М., 1998. Сборник статей.
6. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. Материалы Всероссийской Конференции по положению женщин и мужчин.- М., 1999.
7. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.- 592 с.
8. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.
9. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3-4.
10. Мельникова Т.А. Женское
движение в России и
11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.
12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.
13. Рыбакова Н.А.
14. Социальная работа / Под
общей редакцией проф. В. И.
Курбатова. Серия «Учебники,
15. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.
16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.
17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. С. 69 – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
18. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.
19. Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.
20. Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.
21. Холостова Е.И. «Социальная работа» учебное пособие. М., 2005.
22. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
Информация о работе Технологии и мероприятия социальной работы с женщинами