Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения. Цель предопределила следующие задачи:
дать определение понятия «социальное служение»;
раскрыть содержание Основ социальной концепции РПЦ как итога осмысления проблем общества и человека;
выявить основные направления использования социального потенциала Русской православной церкви в решении общественных проблем: описать взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами РФ;
проанализировать медицинское социальное служение РПЦ.
Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности 5
1.1 Понятие «социальное служение» 5
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении 13
Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы 18
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы 18
2.2 Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений 24
Заключение 29
Список использованной литературы и нормативных правовых актов 31
Приложение 1 35
Приложение 2 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
за курс
«Технологии социальной работы»
на тему
«Технологии социального служения Русской Православной Церкви»
Выполнил:
студент 4 курса 1 группы
по специальности «Социальная работа»
Маковецкий Никита
Научный руководитель:
кандидат военных наук, профессор
кафедры социальных технологий РГСУ
Макаров Владимир Евгеньевич.
Дата допуска к защите:
Москва, 2011
Содержание
Введение
В деятельности религиозных организаций одним из важнейших вопросов всегда была задача «служения миру», поскольку разнообразные формы этого служения позволяют преодолеть разрыв между богословскими поисками и практическим участием религиозных организаций в решении социально значимых проблем.1
Тема социального служения также актуальна и в контексте социальной работы. С учетом недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования.
Данной проблеме немало внимания уделялось исследователями и историками XIX, XX веков, а также некоторыми современными исследователями. Богатый и интересный материал содержится в многочисленных диссертационных исследованиях последних лет, посвященных различным аспектам социального служения РПЦ в регионах России. Анализ социального служения как общественного явления дан в работах Е. Н. Моисеевой,2 Н. Б. Ажнакиной,3 О. И. Антоновой,4 Т. А. Костылевой,5 В. Б. Устиненко.6 В них рассматриваются сферы пересечения социального служения религиозных организаций и светской социальной работы; социализирующая роль РПЦ; социальное служение как фактор устойчивого развития общества; анализируется опыт социального служения религиозных организаций в области семейно-бытовых проблем, помощи в социальной реабилитации лиц, потерявших работу, семью, привычную социальную среду.
Объект исследования — социальное служение Русской православной церкви.
Предмет исследования – процесс реализации основных положений социального учения русского православия в конкретных мероприятиях социального служения РПЦ в России.
Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения.
Цель предопределила следующие задачи:
Методология научного исследования
– при подготовке данной работы
был использован принцип
В данном исследовании также применен институциональный подход, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвует РПЦ, выполняющая социально значимые функции.
Социальное служение является специфической сферой общественной деятельности, имеющей общие с социальной работой цели и задачи.7
Термин «социальное служение» используется сравнительно недавно. Первоначально сочетание «социальное служение» употреблялось в отечественной исторической науке при определении социальной деятельности конфессиональных союзов. Однако социальное служение не ограничивается только данным видом социальной деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть составляющие сочетания – "социальное" и "служение".
Социальное — в
русском толковом словаре определяется
следующим образом:8
"Служение" (исходное
значение "служба") – означает
организацию какой-либо
В толковых словарях В.И. Даля11 и С.И. Ожегова12 служение рассматривастся как деятельность на пользу кого-нибудь, чего-нибудь. Другими словами, служить - значит делать что-либо на благо другого, быть надобным.13
Термин «служение» традиционно широко используется в религиозной религиоведческой литературе. Согласно документам различных религиозных конфессий, социальное служение понимается прежде всего как осуществление благотворительности и милосердия в виде как непосредственной помощи малоимущим и малообеспеченным, так и в виде создания определенных условий для социальной реабилитации нуждающихся членов общества.14
Исходя из вышенаписанного, также необходимо дать определение понятия «милосердие»: готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.15 По мнению Антоновой О.И., понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения. Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей.16
Церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяли принципы и виды взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик.17
Согласно размышлениям протоирея В. Свешникова, социальное служение в человеческом мире по своей подлинной природе – церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни.18 Социальное служение должно быть прежде всего направлено на тех, кто действительно в этом нуждается.19
Понятие «социальное служение» трансформируется под влиянием политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознанно выражаются отношения людей к природе, социальной действительности и друг к другу.20
С понятием «социальное служение» ассоциируются такие слова как социальная помощь, взаимопомощь, благотворительность, милосердие, гуманизм, волонтерство, альтруизм, толерантность и т.д.21
Социальное служение
имеет глубокое этическое и психолого-
В учебном пособии "Социальная работа с молодежью" под редакцией Басова Н. Ф. дается следующее определение понятия "социальное служение": это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества.23
Социальное служение
в целом, рассматривается в
По мнению Решетникова О. В. Социальное служение может быть представлено как идеология, основанная на защите и помощи социально незащищенной части общества, способствующая развитию новых политических институтов, социальных структур, социальной культуры, закрепленная в общественном сознании и подтверждаемая социально-политической практикой.25
Социальное служение является специфической сферой профессиональной деятельности. В отличие от социальной работы, развивающейся с 19 века и являющейся сферой ответственности государства, социальное служение развивается в современном виде с 20 века и является сферой ответственности общества.26
В богословском контексте церковное социальное служение обозначается термином «диакония». Под диаконией понимаются организованные формы христианского служения в миру - не только благотворительность, забота о социально неблагополучных группах и отдельных лицах, но и свидетельство о Христе через практическое доброделание.27
В настоящее время не только в публичных выступлениях церковных иерархов, в конфессиональных документах, но и в некоторых научных изданиях употребляется термин «социальное служение».28
В основе социального служения лежит древнейшая религиозная традиция, заключающаяся в бескорыстном оказании помощи нуждающимся и неимущим. Основными понятиями, раскрывающими суть социального служения, являются милосердие и благотворительность.
Выработанные религиозные нормы и ценности являются средством, механизмом социального контроля, инструментом для поддержания согласия и успешного функционирования общества.
Современное социальное служение рассматривается как деятельность, направленная на позитивные общественные изменения в социальной сфере, путем организации следующих видов деятельности:
Благотворительность – общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организации, обществ и т.д. В их основе - стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально незащищенным гражданам.29 В социологической энциклопедии можно увидеть такое определение: «Благотворительность (фр.bienfaisanse) – добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».30
В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.31
Благотворительность предполагает, как правило, материальную поддержку нуждающихся.32
Благотворительность есть определенная основа социальной деятельности, ее важным мотивом выступает такая социальная институция, как человеческое милосердие. В религиозной деятельности благотворительность выражается в социальном служении.33
Добровольческая деятельность (добровольчество) — это деятельность граждан, направленная на решение социально значимых задач на основе добровольности.34 Организация добровольческой деятельности — актуальный вопрос развития социального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный фактор становления и развития гражданского общества.35 Добровольческую деятельность, в соответствии с существующими в международной практике подходами, можно определить следующим образом:
добровольческая деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан — добровольцев.36
Миротворческая деятельность – деятельность, направленная на преодоление конфликтов, возникающих между различными группами населения по этническим, религиозным, культурным признакам. Миротворчество в современном мире часто называют народной дипломатией, а людей, активно принимающих участие в такой деятельности, - послами доброй воли. Миротворчество — одно из важнейших направлений современной международной политики, в которое вовлечены миллионы граждан многих стран мира.
Правозащитная деятельность направлена на защиту прав человека. Эта деятельность может осуществляться государственными и общественными структурами.37 В сфере социального служения правозащитная деятельность не преследует политических целей. Эта деятельность направлена на поддержку и защиту тех, чьи права нарушаются и кто не может их защитить по различным причинам. Правозащитные организации отстаивают права беженцев и мигрантов, права лиц, освободившихся из заключения, лиц, находящихся под следствием, права детей и пожилых людей права инвалидов, права потребителей и других групп населения, нуждающихся в защите собственных прав. 38
Гуманитарная поддержка
— оказание культурной, образовательной
и социально-коммуникативной
Информация о работе Технологии социального служения Русской Православной Церкви