Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа
Целью исследования является раскрыть особенности и технологии социального служения Русской православной церкви в контексте реализации положений её социального учения. Цель предопределила следующие задачи:
дать определение понятия «социальное служение»;
раскрыть содержание Основ социальной концепции РПЦ как итога осмысления проблем общества и человека;
выявить основные направления использования социального потенциала Русской православной церкви в решении общественных проблем: описать взаимодействие РПЦ с Вооруженными силами РФ;
проанализировать медицинское социальное служение РПЦ.
Глава I. Социальное служение как особая форма общественной деятельности 5
1.1 Понятие «социальное служение» 5
1.2 Социально значимые мотивы участия в социальном служении 13
Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы 18
2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы 18
2.2 Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений 24
Заключение 29
Список использованной литературы и нормативных правовых актов 31
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Социальное служение РПЦ, таким образом, являясь специфическим видом социальной деятельности, имеет свои особенности, среди которых можно назвать следующие:
- источниками социальной
деятельности являются
- социальное служение
и другие виды социальной
В конечном итоге, можно сделать следующий вывод: социальное служение есть особый вид деятельности религиозных общностей, основанный на религиозных принципах вероучения и милосердия и реализуемый в форме создания благотворительных учреждений.40
Русская православная социальная мысль оказала большое влияние на современное видение Церковью социальных вопросов. Источниками в работе над концепцией служили Священное Писание, святоотеческие творения и документы соборов.41
По мнению М. П. Мчедлова, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» - это документ, в котором изложены базовые положения Церкви и ее учения по целому ряду современных общественных проблем и тех сторон общественной жизни, которые особенно актуальны в начале XXI века.42
Разработка концепции связывается не только с традиционными вопросами христианской нравственности, духовного опыта, благотворительности, но и с новым осмыслением проблем человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия. Согласно данному документу, возрождение социального служения обусловлено интересом к личности, ее свободам, социальному обеспечению и защите прав нуждающихся слоев населения, заботой о слаборазвитых, испытывающих бедствия странах, мирном развитии национальных общностей и установлении добрых межнациональных отношений.
Научная значимость, нравственная ценность любой социальной концепции во многом определяется тем, интересы каких групп населения и в какой мере она отстаивает. Важность этого документа состоит, прежде всего, в мировоззренческой оценке происходящих в российском обществе и мировом сообществе перемен, критическом и вместе с тем доброжелательном указании на отступление во многих случаях от морально-духовных норм, в игнорировании духовных ценностей.43
В Основах социальной концепции выделены социальные группы, требующие поддержки Церкви (немощные, лишенные свободы, бедные и т. д.), а также профессиональные группы, с которыми желательно тесное сотрудничество (военнослужащие, деятели образования, медицинские работники и т. д.).
Основы социальной концепции рассматривают довольно широкий круг проблем: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светская культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации.
Особое внимание в концепции уделяется наиболее кризисным и злободневным для современной России явлениям в сфере просвещения, науки, культуры, охраны и восстановления исторических памятников, благотворительности, общественной морали. Резко осуждается практика пропаганды через средства массовой информации нечестного и ущербного образа жизни, разрушительная для личности, семьи и общества эксплуатация псевдокультурой полового инстинкта.44
Отстаивая невмешательство во внутреннюю сферу своей компетенции, Церковь предельно широко трактует поле сотрудничества с государством.45 Она рассчитывает на его поддержку и «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию». Взаимодействие с государством она рассматривает как часть своей «спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке». 46
Таким образом, формулируя свое отношение к государству Церковь полностью принимает его светский характер, обещает свою лояльность и очерчивает границы повиновения и поле сотрудничества.47
Часть, посвященная проблемам общества, собственно и составляет суть того нового, что несет с собой социальная концепция Церкви: непосредственное обращение к проблемам гражданского общества и институциональной этики. 48
Большой областью общественного служения Церкви является сотрудничество с общественностью в области культуры. «Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу». 49
Крайне важно подобное сотрудничество в области образования. Цер¬ковь уважает светское образование и призвана содействовать школе в се воспитательной миссии. Опора всей системы образования на религиозные начала для нее желательна, но не может выступать ее абсолютным требованием. Вместе с тем монополия материалистического взгляда на мир является для Церкви неприемлемой. В документе выдвигается требование законодательного закрепления в России международного признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания. 50
Оценивая значение документа, можно сделать следующие выводы:
1) вопреки распространенным убеждениям об отстраненно-аскетическом отношении православия к миру, свободе и достоинству человека, современной цивилизации, просвещению и науке, праву, гражданскому обществу и политической жизни демократических государств, РПЦ ясно и недвусмысленно высказала свою открытость к миру, готовность нести свое служение в нем и осознание своей ответственности за мир. Упреки православию в национализме, антисемитизме, монархизме, фундаментализме, тоталитарных устремлениях, антидемократизме оказались необоснованными;
2) впервые в истории
российской церкви ясно и
3) соборным решением Церкви утверждено учение о праве на сопротивление государству, составляющее аксиому христианского самосознания, но до сих пор не получившее в российской Церкви богословского и правового развития;
4) сформулированы позиции по ключевым социально-этическим проблемам нашего времени - в области биоэтики, политической, экономической, экологической, семейной, журналистской этики. Раскрыто православно-этическое содержание основных социальных понятий - государства, права, нации, культуры, экономики и политики, труда и собственности, преступления и наказания, войны и мира и т. д.; дано православное видение таких новых явлений и процессов, как секуляризация, глобализация, проблемы развивающегося мира, демографический и экологический кризисы и т. д.;
5) регламентированы институциональные отношения Церкви в различных областях общественной жизни: взаимодействие с государством и органами власти, со средствами массовой информации, участие в политической жизни общества, правовые аспекты брачных отношений и т. д.; выделены социальные группы, требующие поддержки церкви (немощные, лишенные свободы, бедные и т.д.), а также профессиональные группы, с которыми желательно тесное сотрудничество (военнослужащие, работники образования, медицинские работники и т. д.).51
Игумен Вениамин (Новик) существенным недостатком Основ считает отсутствие вводной части. Наличие преамбулы (вводного абзаца из 10 строк), по его мнению, недостаточно: есть опасность восприятия документа по аналогии с многочисленными заявлениями Московской патриархии.52
Священник Алексей Гостев отметил следующее: «Ввиду отсутствия общебогословской базы документ представляет собой попытку совместить осмысление проблем современности и свод нормативных положений по социальному служению. В результате для богословского трактата он оказался слишком краток, недостаточно систематизирован и концептуален, а для руководства к действию в большинстве разделов излишне пространен и абстрактен».53
Профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАО В. И. Гараджа отмечает: «В документе не обозначена проблема легитимности политической власти. Нужно было не снять ее, а показать, как она должна быть решена. Не упомянуто о том, что мешает экономическому развитию страны». 54
Однако, несмотря недостатки, К. Н. Костюк выразил свое мнение по этому поводу следующим образом: «К первому документу, появившемуся в необычайно сложных условиях, нельзя предъявлять требований абстрактных и невыполнимых. Он отражает реальный – очень непростой опыт Церкви в XX в., он опирается на имеющиеся – но только возрождающиеся – богословское обоснование и общественно-церковную дискуссию. Все, чего в нем недостает, еще будет сказано, написано, осмыслено».55
Русская православная церковь имеет огромный социальный потенциал, т. е. тот набор средств, источников, возможностей, ресурсов и запасов, с помощью которых она, участвуя в жизни общества, может влиять на направленность общественных отношений и формировать их результаты: спасение человеческих душ, создание условий для благополучия людей, духовного спокойствия и возрождения общества. Социальный потенциал РПЦ кроется в ее социальном учении, которое является своего рода руководством для общественно ориентированной деятельности, и реализуется в ее социальном служении. 56
Во все времена Русская
православная церковь рассматривала
защиту Отечества как священный
долг каждого христианина и
Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не Применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.
В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской православной церковью, открывают большие возможности для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри — как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах — призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии. 58
Русская православная церковь, обладая огромным духовно-нравственным и социальным потенциалом, реализуя его во всех направлениях жизни людей, не упускает из внимания и армию. 59
В октябре 2005 года был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Основной задачей которого является координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений и членов их семей.
Отдел взаимодействует с руководством и различными структурами Вооруженных сил, министерств и ведомств, располагающих вооруженными формированиями, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность.60
В настоящее время военное духовенство в России существует фактически: пастырскую работу в войсках осуществляют приходские священники тех епархий, на территории которых расположены воинские части. Бесценную помощь священнослужители оказывают в «горячих точках», окормляя военных в составе миротворческих контингенте в Абхазии, а также в подразделениях, выполняющих воинский долг на Северном Кавказе.
Следует отметить, что почти половина священников, осуществляющих свою деятельность в воинских формированиях, в прошлом были офицерами, участвовали в боевых заданиях в «горячих точках», имеют боевые награды.
В нескольких десятках военных вузов открыли православные кафедры или отделения, читаются специальные курсы по основам православной культуры. С 2003 г. возобновлено регулярное проведение съездов военного духовенства в форме всероссийских учебно-методических сборов священников, сотрудничающих с Вооруженными силами. В практику входит участие священников в различных сборах руководящего состава соединений и объединений Вооруженных сил, разработка совместных программ и планов. Эти сборы убедительно доказывают, что пастырское служение в среде военнослужащих жизненно необходимо.61
Информация о работе Технологии социального служения Русской Православной Церкви