Технологии социальной экспертизы и социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие социальной экспертизы; её задачи и функции
2. Направления экспертной работы: экспертиза управленческих ре­шений; социально-психологическая экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза и др.
3. Методы и организационные формы социальной экспертизы
4. Технология проведения социального прогнозирования, его этапы
5. Классификация методов прогнозирования

Файлы: 1 файл

технологии социальной работы.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

   В индивидуальной программе реабилитации инвалида определяются виды, формы, сроки, объемы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации с указанием исполнителя программы. Специалисты бюро медико-социальной экспертизы не только разрабатывают, но и отслеживают реализацию этих программ. С каждым годом увеличивается численность индивидуальных программ реабилитации.

   Переход к индивидуальной программе реабилитации инвалидов, которая является юридическим  документом, расширил возможности в  оказании системной реабилитационной помощи нуждающимся гражданам. Индивидуальная программа реабилитации, содержащая рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида, заключение экспертов, является фактически договором между инвалидом и государством. А это позволяет перейти к целевому расходованию средств и оценке эффективности их вложений.

   В штат бюро медико-социальной экспертизы наряду с тремя врачами различных  специальностей, специалиста по реабилитации, психолога входит и специалист по социальной работе. При необходимости в состав бюро мо-" гут войти педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по правовым вопросам, по физиологии труда, по техническим средствам реабилитации и др. Направлять заявку на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы теперь могут не только лечебно-профилактические учреждения и органы социальной защиты населения, но и сами граждане, испытывающие затруднения в выполнении бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Они сейчас вправе обращаться напрямую в БМСЭ. Граждане или их законные представители также могут привлекать для участия в проведении медико-социальной экспертизы любого другого специалиста за счет собственных средств. Первый опыт функционирования службы медико-социальной экспертизы выявил определенные проблемы. Так, во многих учреждениях базовые помещения, где располагаются БМСЭ, не удовлетворяют и не соответствуют нормативам. Все еще не хватает квалифицированных кадров. Касается это не только специалистов по реабилитации и социальной работе, но и врачебной, имеющих экспертную подготовку. В результате многие службы БМСЭ только в последние несколько лет активно приступили к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, занимаясь до этого в основном освидетельствованием больных. Нуждаются в корректировке отдельные нормативные положения, касающиеся деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. В частности, следовало бы отказаться от практики обязательного ежегодного освидетельствования для некоторых категорий инвалидов, например с ампутацией рук, ног и др. Им нет необходимости каждый год подтверждать экспертным комиссиям свою группу инвалидности.

   В целом же пока не приходится говорить о должной эффективности работы служб медико-социальной экспертизы. В стране наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Такая тенденция в связи с сохранением социально-экономического неблагополучия вряд ли изменится в ближайшие годы к лучшему.

   Медико-социальный характер носит и деятельность клинико-экспертных комиссий (КЭК), функционирующих при лечебно-профилактических учреждениях. Они призваны обеспечивать рациональное трудоустройство больных с ограниченной трудоспособностью, не ставших инвалидами. Деятельность этих комиссий направлена на подготовку соответствующих трудовых рекомендаций. Больные могут быть временно (сроком до двух месяцев) переведены на другую работу с выдачей доплатного или трудового больничного листа. Такое трудовое устройство производится при туберкулезе различной локализации и профессиональных заболеваниях, когда больные не могут продолжать работу по своей профессии без ущерба для состояния здоровья, но, не нарушая нормального хода лечения, способны выполнять какую-либо другую, нижеоплачиваемую работу.

   Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, предприятие, ответственное за повреждение здоровья, выплачивает разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница может выплачиваться в пределах одного года до восстановления трудоспособности или установления стойкой ее утраты. В тех случаях, когда временное трудоустройство в сочетании с активной терапией не дают должного реабилитационного эффекта и больные не могут вернуться к своей прежней профессии, они подлежат направлению в бюро медико-социальной экспертизы.

   3. Методы и организационные  формы социальной  экспертизы

   При проведении социальной экспертизы применяются  различные группы методов. Экспертиза административно-управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) требует проведения научного анализа документов, поступающих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целесообразно использовать метод сопоставления, что позволяет подготовить более содержательное экспертное заключение. Если проведение социальной экспертизы по определенным параметрам общественного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то важной задачей экспертов становится периодическое сопоставление новых результатов с данными более ранних экспертиз. В таком случае эксперты будут работать в режиме мониторинга.

   При проведении социально-психологической  и судебно-психиатрической экспертизы наряду с методами сопоставления, экспертного анализа, активно используются специальные методики и тесты. Некоторые их названия выше уже приводились. В ряде случаев, например в ходе экспертизы оценки социального общения, применяются методы наблюдения и самонаблюдения. Технология самонаблюдения предполагает применение дневников самонаблюдения. Эксперты просят своих клиентов описывать в дневниках происходящие с ними сложные ситуации, в которых они были удовлетворены своим поведением. Описание таких ситуаций позволяет социальным работникам определить, что именно клиент считает успешным. Это дает возможность выработать более действенные экспертные рекомендации, направленные на снятие ограничений социального общения.

   Социальная экспертиза возможных решений административных органов, а также в отдельных случаях и социально-психологическая экспертиза могут проводиться при очном или заочном участии экспертов. В первом случае экспертное заключение готовится в ходе непосредственного контакта экспертов между собой. При заочной экспертизе обеспечивается раздельное участие экспертов в подготовке заключения. Среди очных методов экспертизы довольно распространенным является метод ситуационного анализа, когда анализируется конкретная жизненная ситуация. В ходе экспертизы выявляются проблема, ее причины, типичность. Затем после рассмотрения возможных вариантов ее решения называется наиболее удачный.

   В ходе экспертного анализа, как, кстати, и во время прогнозирования применяется  заочный метод исследования «Делфи», позволяющий в некоторой мере преодолеть конформизм экспертов. Анонимность и многоэтапность (многотуровость) экспертизы в таком случае дают возможность постепенно сузить разброс экспертных оценок путем обсуждения крайних позиций, их сближения или исключения.

   Методы  социально-психологической, судебно-психоло-гической экспертизы могут быть использованы и в ходе комплексной судебно-психолого-психиатрической  экспертизы. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза имеет свою специфику и соответственный набор методов. Однако их рассмотрение не является сферой профессиональных интересов ни социальных психологов, ни специалистов по социальной работе.

   Использование методов медико-социальной экспертизы во многом определяется ее характером и направленностью. А она может быть специально-медицинская, функционально-диагностическая, профориентационная, реабилитационная и др. Наряду с сугубо медицинской методикой здесь могут использоваться и методы социально-психологической экспертизы.

   Умелое  применение разнообразных экспертных методов обеспечивает обоснованность и ценность экспертизы, позволяет подготовить взвешенное и наиболее приемлемое для этой или иной конкретной ситуации заключение. Экспертиза все в большей мере становится востребованной в социальной сфере, в социономической практике.

   4. Технология проведения социального прогнозирования, его этапы

   Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирование в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков его изменения.

   Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельности по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо социального явления или процесса.

   Прогнозирование в социальной работе как метод  научного познания представляет собой  обоснованные и нормированные способы  получения и синтеза знаний о  вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.

   Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.

   Объекты прогнозирования в социальной работе — это процессы, явления и события  в социальной работе, на которые  направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

   Существуют  несколько основных, дополняющих  друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:

    анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос населения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно большое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравнительно редко;

    экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);

    моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого социального явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т. д.).

   Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

   Практическое  назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.-

   Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки достигнутого результата). Его универсальность проявляется и в сфере познания, где моделирование получило статус общенаучного метода. Моделирование в социальной работе используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. Моделирование в социальной работе понимается как метод опосредованного практического или теоретического оперирования социальным объектом. При этом исследуется не сам объект, а используется вспомогательная система, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию о самом моделируемом объекте.

   Необходимость использования опосредованного  способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.

Информация о работе Технологии социальной экспертизы и социального прогнозирования