Технологии социальной экспертизы и социального прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие социальной экспертизы; её задачи и функции
2. Направления экспертной работы: экспертиза управленческих ре­шений; социально-психологическая экспертиза; судебно-психиатрическая экспертиза и др.
3. Методы и организационные формы социальной экспертизы
4. Технология проведения социального прогнозирования, его этапы
5. Классификация методов прогнозирования

Файлы: 1 файл

технологии социальной работы.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

   При исследовании объекта социальной работы с помощью метода моделирования в качестве своеобразного инструмента познания выступает модель. Ее можно определяют как создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала, существенные для задачи, решаемой субъектом. Модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится в определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять функции аккумулятора и источника получения о нем новой информации.

   Моделирование в социальной работе имеет следующие  цели: с одной стороны, отобразить состояние социальной проблемы на данный момент, выявить наиболее проблемные их участники; с другой — определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать их нежелательной возникновение; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

   Модели  выполняют несколько гносеологических функций, таких как: иллюстративная функция, позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т. п.; объяснительная функция, помогающая глубже понять познаваемый объект, сформировать о нем более ясные представления; эвристическая функция, направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; критериальная функция, выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; прогностическая функция, связанная с получением информации-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; преобразующая функция, способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов.

   Процесс моделирования в социальной работе состоит из нескольких этапов (стадий). В научных публикациях существуют разные точки зрения о количестве и названии этапов. М.К. Бус-лова предлагает выделить в процессе моделирования следующие этапы: постановка задачи; теоретическая и экспериментальная подготовка; создание модели; исследование модели; перенос полученной информации на изучаемый объект; выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверка; включение полученных знаний в научную теорию.

   Необходимость использования опосредованного  способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.

   5. Классификация методов прогнозирования

   Методы  прогнозирования можно разделить  на две группы. Это эвристические методы, которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.

   Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.

   Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно  на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

   В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеров, консультантов по маркетингу. В прогнозировании социально-экономического развития используют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп.

   Экономико-математические методы. При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение.

   Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления — начальный этап математического моделирования.

   Статистические  методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и при использовании собственно экономико-математических методов. В частности, с их помощью определяют численность групп экспертов, опрашиваемых граждан, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей.

   Каждый  из указанных методов обладает достоинствами  и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.

   Метод сценариев — эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.

   Сценарий  — это модель будущего, в которой  описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события.

   Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, — это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.

   Обычно  наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые  в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.

   Сценарии  обычно представляют собой описание событий и оценки показателей и характеристик во времени. Метод подготовки сценариев вначале использовался для выявления возможных результатов военных действий.

   Позже сценарное прогнозирование стали  применять в экономической политике, а затем и в стратегическом корпоративном планировании. Теперь это наиболее известный интеграционный механизм прогнозирования экономических процессов в условиях рынка.

   Сценарии  являются эффективным средством  преодоления традиционного мышления. Сценарий — это анализ быстро меняющегося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования. Поэтому сценарий отличается от простого прогноза. Он является инструментом, который используется для определения видов прогнозов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с Достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов. Использование сценарного прогнозирования в условиях рынка обеспечивает:

   лучшее  понимание ситуации, ее эволюции;

   оценку  потенциальных угроз;

   выявление благоприятных возможностей;

   выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;

   повышение уровня адаптации к изменениям внешней  среды.

   Сценарное прогнозирование является эффективным  средством подготовки плановых решений  как на предприятии, так и в  государстве.

   Планирование  тесно связано с прогнозированием, разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании могут использоваться одни и те же методы или тесно взаимосвязанные методы.

   Социальное  прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа  опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

   Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

   Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.

   Экстраполяционный метод отличается многообразием  – насчитывает не менее пяти различных  вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования. 

   Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

   Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

   Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

   Существуют  такие сферы социальной жизни, в  которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

   При экспертной оценке состояния либо отдельной  социальной сферы, либо ее составляющего  элемента, либо ее компонентов учитывается  ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

   - факторы, предопределяющие неудовлетворительное  состояние;

   - направления, тенденции, наиболее  характерные для данного состояния  ситуации;

   - особенности, специфика развития  наиболее важных составных;

   - наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется  деятельность.

   Второй  блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и  служб, которые осуществляют эту  деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

   Экспертную  оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические  центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

   Методика  экспертной работы включает в себя ряд этапов:

   - определяется круг экспертов;

   - выявляются проблемы;

   - намечается план и время действий;

   - разрабатываются критерии для  экспертных оценок;

   - обозначаются формы и способы,  в которых будут выражены результаты  экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

   Итак,  социальное прогнозирование опирается  на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза[kgl].

Информация о работе Технологии социальной экспертизы и социального прогнозирования