Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:00, курсовая работа
Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится
влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.
Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.
Введение. 2
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблем пожилых людей в современных условиях. 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность и их проблемы. 5
1.2 Качество жизни пожилых людей. 9
Глава II Технологии социальной работы по повышению качества жизни пожилых людей в современных условиях. 16
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми. 16
2.2. Опыт социальной работы по повышению качества жизни пожилых людей в России. 19
Заключение. 28
Список используемой литературы. 29
- обеспечение безопасных
условий жизни пожилых людей,
что предполагает
- создание условий для
того, чтобы пожилые люди могли
принимать полноправное и
- создание возможностей
для развития индивидуальных
способностей, реализации творческого
потенциала и обеспечения
- обеспечение полного
соблюдения экономических, социальных
и культурных прав пожилых
людей, а также их гражданских
и политических прав и
- принятие обязательств
в отношении обеспечения
- признание ключевого
значения семей и взаимосвязи,
солидарности и взаимовыручки
поколений с точки зрения
- оказание пожилым людям медицинской помощи, поддержки и социальной защиты, включая медицинскую профилактику и реабилитацию;
- налаживание партнерских
отношений между
- проведение научных
- признание особого положения
пожилых людей, принадлежащих к
коренному населению, их уникальных
условий жизни и необходимости
изыскивать средства для того,
чтобы они могли эффективно
участвовать в принятии
На уровне общей идеологии социальной политики в Российской Федерации реализуется концепция участия пожилых людей в жизни гражданского общества в силу их возможностей и желаний.[25;60].
В целом, в настоящее время в отечественной науке накапливается и обобщается определенный опыт изучения социальных проблем пожилых людей. Специфические вопросы положения и социальной защиты пожилых граждан представлены в отдельных нормативных актах (законы, указы, постановления, инструкции государственных органов, кодексы), программах федерального и регионального уровня[26;1093].
Таким образом, до настоящего времени геронтологическая социальная политика была ориентирована в основном на удовлетворение жизненных потребностей, тогда как социальным потребностям практически не уделялось внимания. В связи с этим, необходимо значительно расширить законодательную базу и спектр разрабатываемой социальной политики с учетом необходимости создания условий удовлетворения социальных потребностей пожилых людей.
2.2. Опыт социальной работы по повышению качества жизни пожилых людей в России.
В 2001 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Старшее поколение», утверждённой Правительством Российской Федерации в 1997 году. Программа была ориентирована на внедрение новых форм и методов работы по охране здоровья, социальной защите, социокультурному обслуживанию граждан старшего поколения, на укрепления материально – технической базы учреждений социальной сферы.
Федеральная целевая программа «Старшее поколение» стала выражением позитивного отношения государства к социально – экономическим условиям жизни пожилых людей, инструментом сильной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, положительным примером для властных структур субъектов Российской Федерации.
Чтобы сохранить преемственность мероприятий по укреплению социальной защиты пожилых людей и улучшению их социального положения, Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приёма населения разработал федеральную целевую программу «Старшее поколение 2 на 2004 – 2006 годы», которую Правительство Российской Федерации постановлением № 70 утвердило 29 января 2004 года.
Цель программы – создание условия для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступной медицинской помощи, образовательных, культурно – досуговых и иных услуг, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества.
Особое место в работе с пожилыми людьми отводится учреждениям социального обслуживания. В настоящее время в России работает около 1580 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и посёлках и имеют в своей структуре: отделение социальной помощи на дому; отделение дневного пребывания; отделение срочной помощи.
Темпы развития сети нестационарных учреждений социального обслуживания являются в количественном и качественном отношении отражением реальных социально – экономических возможностей.
Наибольшее количество центров социального обслуживания имеется в Москве, Ростовской, Челябинской, Кемеровской, Самарской областях.
В своём большинстве центры социального обслуживания стали многопрофильными учреждениями, способными предоставлять разнообразные по видам и формам услуги, включая услуги и медико – социальные, бытовые и торговые.
Численность граждан пожилого возраста, обслуживаемых отделениями социальной помощи на дому, ежегодно увеличивается. Постепенно проявляется и то обстоятельство, что острота проблемы предоставления престарелым социальных услуг в основном снята. Предоставление социальных услуг на дому является приоритетной формой социальной помощи. Она остаётся самой востребованной и экономически выгодной. В отделениях социального обслуживания на дому ежегодно оказывается помощь более 1,5млн. человек. В целом по стране в 2007 году на надомное обслуживание дополнительно принято около 25 тыс. человек. [27].
Более инициативной стала работа по предоставлению платных социальных услуг. Это связано с принятием Правительством Российской Федерации постановление по данному вопросу. Введение оплаты услуг позволяет, с одной стороны, более полно реализовать принципы социальной справедливости, адресности предоставления помощи, исключить элементы социального иждивенства среди обслуживающих граждан, а с другой – изыскать дополнительные внебюджетные средства финансирования социального обслуживания.
Большой объём работы выполняется службами срочной социальной помощи. Оказывается разовая помощь. Формы её оказания самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание до ремонта бытовой техники и обеспечения топливом престарелых и инвалидов. Таким образом, деятельность служб срочной социальной помощи становится действенным фактором смягчения социальных проблем пожилого населения.
В половине всех центров социального обслуживания действуют отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. По исследованиям, проводимым Министерством труда и социального развития, 74 % опрошенных клиентов ответили, что главная причина, приводящая их в центры, - это желание общаться; 26 % - признались, что главным моментом было получить бесплатный обед; 29% - порадовались возможностям избавить себя от процесса приготовления пищи.[4] Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая клубы по интересам.
Сегодня социальные службы решают и такие задачи, как оказание натуральной помощи (бытовые услуги, организация торгового обслуживания). Так, например, в Центре социальной помощи г. Томска создан банк вещей б/у, «Росинка». Банк вещей пополняется усилиями жителей города, фонда милосердия и здоровья, а так же благодаря гуманитарной помощи из – за рубежа. Для оказания материальной помощи пенсионерам создана касса взаимопомощи, где пенсионеры в порядке очереди могут получить беспроцентные ссуды из средств районного бюджета. Организованна служба «Ритуальные услуги», что очень удобно для близких родственников, приехавших из других городов, чтобы проводить своих умерших родных в последний путь
По итогам состоявшегося 18 декабря 2012 года совещания «О повышении качества жизни пожилых людей» Председатель Правительства России Дмитрий Медведев дал ряд поручений. В частности, Минкультуры, Минспорту с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено проработать вопрос о мерах, направленных на совершенствование организации культурно-досуговой и физкультурно-спортивной работы с гражданами пожилого возраста, обратив особое внимание на подготовку необходимых кадров, развитие туристических услуг для данной категории граждан, повышение доступности для них объектов культуры, туристических и спортивных объектов, проведение семейных мероприятий для лиц разных возрастов.
Этим же протоколом Минтруду России поручено обобщить опыт региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей и подготовить рекомендации для разработки аналогичных программ на период 2014-2018 годов.
Мероприятия, направленные на совершенствование организации культурно-досуговой и физкультурно-спортивной работы с гражданами пожилого возраста, предусмотрены долгосрочной целевой программой «О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 04.03.2011 № 99. Основной целью реализации программы является улучшение положения и качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности и удовлетворение наиболее важных жизненных потребностей.
В рамках реализации программных мероприятий уже проведено более 200 выставок творческих работ пожилых граждан, организовано 400 лекций, 200 мероприятий различной тематики проведено с участием самодеятельных творческих коллективов пенсионеров края. В 2012 году на базе Троицкого психоневрологического интерната состоялся I краевой фестиваль самодеятельного народного творчества среди краевых государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания, участие в котором приняло 150 пожилых людей, находящихся на стационарном социальном обслуживании.
В настоящее время
появилась инновационная
участники ВОВ
инвалиды боевых действий
одинокие инвалиды первой группы старше 70 лет
одинокие люди старше 80 лет
одинокие , либо одиноко живущие люди пожилого возраста, не имеющие возможности ухаживать за собой самостоятельно
не одинокие пожилые люди , чьи родственники в силу объективных причини не могут ухаживать за подопечными.
Есть, правда, и некоторые тонкости оказания этой услуги. Так пожилому человеку, нуждающемуся в услугах социальной сиделки, может быть отказано в случае наличия у него вирусных , инфекционных заболеваний , алкоголизма, психических заболеваний, активной формы туберкулеза и других заболеваний , требующих лечения в стационаре.
«Тревожная кнопка» -
это инновационная технология
экстренной медицинской, социальной,
бытовой помощи. С ее помощью
можно вызвать пожарную охрану,
милицию, газоспасательную службу,
аварийную службу жилищно-
Инновационной формой работы является создание групп из числа пожилых людей для обучения их компьютерной грамотности. В 2011 году на базе 4-х стационарных учреждений социального обслуживания организованы компьютерные классы, в 2012 году навыки работы с компьютером получили более 500 граждан пожилого возраста.
В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.
Выход на пенсию
является одним из наиболее
переменных и кризисных
В связи с этим
необходимость сохранения
С целью расширения
образовательного пространства
для пожилых граждан требуется
устранение сдерживающих