Содержание
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Проблемы беженцев и
вынужденных переселенцев……………...………….4
2.Технологии социальной работы
с беженцами и вынужденными переселенцами…………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список литературы………………………………………………………………18
Введение
В связи с военными действиями
на Востоке нашего государства, Украина
столкнулась еще с одной глобальной проблемой
– проблемой вынужденных переселенцев,
или беженцев. Как разъясняет Женевская
конвенция 1951 года о статусе беженцев,
ими являются те люди, которые вынуждены
покинуть пределы своей страны из-за обоснованного
опасения за свою жизнь и безопасность.
При этом люди, покинувшие Крымский полуостров
– это действительно беженцы, т.к., по сути,
они покинули другую страну, Россию. А
вот беженцы внутри унитарного государства
– это абсолютно новое явление. Как минимум,
такая категория людей вынужденно меняет
регион проживания на более спокойный
и комфортный. Но бывают среди них и такие
люди, которые хотят снять с себя ответственность
и претендуют на статус жертвы.
С психологической точки зрения
любой беженец является социально дезадаптированным
человеком, т.е. у него нет даже самых простых
жизненных навыков в новой среде, отсутствует
место работы, а часто нет даже примитивных
бытовых условий. Кроме того, есть еще
проблема так называемой «нормативной
категоризации»: если человек переехал
в другой город, но при этом является самодостаточным,
практически ни в чем не нуждается, то
можно ли относить такого человека к категории
беженцев? Наверное, социальный статус
таких людей несколько иной, нежели у людей,
которым не обойтись без помощи волонтеров
и государства. А отсутствие налаженного
механизма приема мигрантов приводит
к появлению проблем для регионов, принимающих
беженцев.
1. Проблемы беженцев
и вынужденных переселенцев.
Из-за боевых действий тысячи
людей были вынуждены покинуть свои дома
в Донецкой и Луганской областях, чтобы
переселиться в мирные регионы Украины,
в первую очередь, конечно, соседние –
Харьковскую, Днепропетровскую и Запорожскую
области. Сколько сегодня насчитывается
беженцев по всей стране, точно сказать
не может никто.
По данным ООН, уже более 87 тысяч
людей эвакуировались из Луганской, Донецкой
областей и Крыма. Украинское государство
считает, что зону АТО покинули 46,5 тысячи.
Фактически отсутствующая система учета
и регистрации, временно перемещенных
лиц влечет за собой невозможность адекватной
оценки реальных масштабов происходящего.
В Украине до сих пор нет единого Координационного
штаба, который бы занимался регистрацией
и предоставлением комплексной помощи
временным переселенцам или внутренне
перемещенными лицами, как их официально
называют, избегая понятия беженцы, которое
в нашей стране применяется только для
иностранных граждан. Хотя, на наш взгляд,
нужен закон, который бы уравнял в правах
и в государственной помощи всех жителей
АР Крым, Донецкой, Луганской областей,
вынужденных уехать из родных мест. И пусть
бы закон назывался “О беженцах” или
как-то еще. Главное, чтобы в нем четко
был определен правовой статус беженца
и установлены государственные гарантии
его защиты. Это нужно, чтобы переселенцы,
во-первых, все были равны перед законом,
а во-вторых, точно знали, на какую помощь
от государства они могут рассчитывать.
Пока большую работу с временными переселенцами
во всех областях Украины ведут волонтеры.
Волонтеры не только снабжают едой, одеждой
и предметами первой необходимости соотечественников,
узнавших ужасы войны, но и бесплатно предоставляют
им жилье, даже берут их к себе в семьи.
Но какой бы оптимизм не вселяла информация
о доброте и широте души украинцев, этот
ресурс рано или поздно исчерпается. Без
поддержки местных и областных властей
общественные инициативы малоэффективны.
Тем более что проблемы переселенцев настолько
многогранны (жилье, социальная помощь,
медицинское обеспечение, восстановление
документов), что их решение напрямую зависит
от того, насколько слаженно и эффективно
взаимодействуют государственные институты
и негосударственные общественные организации.
Одним словом, для комплексной помощи
временным переселенцам как можно скорее
нужно наладить систему взаимодействия
“общество-государство”. Для этого и
нужен соответствующий закон.
Самый болезненный для волонтеров
вопрос – квартирный. Ведь пока у человека
нет жилья, он не может ни начать получать
социальную помощь, ни устроиться на работу.
Если в семье переселенцев есть дети, то
без жилья родители не могут отдать детей
в детский сад или школу, из-за чего ребенок
не может адаптироваться в новой среде,
что грозит большими психологическими
проблемами. Нелегко без жилья и беременным
женщинам: без определенного места проживания
они не смогут наблюдаться у врача, возникнуть
сложности с роддомом и т.п. Сейчас жилищный
вопрос сильно обостряется еще и тем, что
начался новый учебный год, а очень много
беженцев расселены в студенческих общежитиях,
которые через неделю придется освободить.
Согласно информации СМИ, на
сегодняшний день около 20 тысяч человек
расселены в общежитиях разных вузов,
а также в санаториях. Общежития, как было
сказано выше, нужно будет срочно освободить,
а на базах отдыха и лагерях, находящихся
на берегу Азовского моря, просто отсутствует
отопление. Где отопление возможно наладить,
этим займутся, а остальным беженцам придется
снова переезжать.
В некоторых ситуациях решающим
фактором для определения места жительства
является то, что отсутствует работа по
специальности. Так, в Киеве, на столичной
набережной, расставлены палатки, в которых
проживают беженцы из аннексированного
Крыма. Они рассказывают, что не смогли
получить статус беженцев, а из-за отсутствия
работы не могут арендовать нормальное
жилье. Эти беженцы живут в палатках на
набережной уже четвертый месяц. Они рассказывают,
что сначала были поселены в хостеле. однако
довольно скоро им поставили условие платить
за аренду. Поскольку денег не было, пришлось
жить на улице. Все, что есть у этой группы
беженцев, дали им киевляне, а вот власть
помочь не желает ничем. Была написана
масса писем во все инстанции, причем не
с просьбами дать денег, а с просьбами
помочь устроиться на работу и дать возможность
зарабатывать.
Столичные кадровые менеджеры
рассказывают, что пытаются помочь переселенцам
найти в Киеве работу, но очень редко получается
найти ее по специальности, а переселенцы
часто отказываются от предоставляемых
мест работы, говоря, что они им не подходят.
Еще все хотят сразу же иметь очень высокую
зарплату. Но при этом, ехать в районные
центры, где переселенцев могут обеспечить
и работой, и жильем, они не хотят, стремясь
остаться в столице. Отказываются беженцы
и от сезонных аграрных работ, объясняя
это тем, что работы много, зарплата маленькая,
да еще и придется уезжать из Киева.
На то, что беженцы не желают
работать, жалуются власти Днепропетровской
области, рассказывая, что переселенцы
ведут себя очень дерзко и считают, что
им все что-то должны. В Запорожском штабе
по вопросам переселенцев рассказывают,
что переселенцы не хотят работать за
1700-1800 грн., обосновывая отказ тем, что
дома они получали в разы больше.
Многие беженцы выезжают из
зоны АТО, в спешке, не успев взять с собой
необходимые вещи первой необходимости,
документы, теплую одежду, а оказавшись
в чужом городе с малым количеством денег,
не могут позволить себе покупок, кроме
как приобрести продукты. Особенно нелегко
тем людям, которым из-за проблем со здоровьем
нужно диетическое питание. Также в чужом
городе не всегда есть возможность готовить
еду самим, а посещать кафе есть возможность
у единиц из переселенцев. Бояться беженцы
и наступления холодов, ведь многие не
взяли с собой теплые вещи.
2. Технологии социальной
работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев
требует комплексного ее решения с участием
различных ведомств государственного
и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты
населения еще не сложилась развитая система
специализированных учреждений, ведущих
работу с мигрантами. Однако ее создание
– настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что
возможно только при функционировании
сети территориальных учреждений, учитывающих
местную ситуацию и ее особенности.
Несомненно, что в процессе развития
системы социальной помощи мигрантам
в Украине появятся соответствующие учреждения,
способные в максимальной степени выявить
и решить проблемы и потребности беженцев
и вынужденных переселенцев.
В настоящее время органами социальной
защиты населения ведется разносторонняя
работа с беженцами и вынужденными переселенцами.
Социальные работники помогают каждому
обратившемуся человеку в решении его
личных социальных, экономических, правовых
и других проблем, содействуют в установлении
или восстановлении необходимых социальных
отношений.
В социальной работе с беженцами и вынужденными
переселенцами выделяются два основных
вида:
1. Практическая социальная
работа (работа с конкретным человеком
или группой людей, нуждающихся в социальной
помощи).
2. Организационная работа
(организация работы социальной службы,
разработка конкретных программ деятельности
и т.п.).
В чем заключается практическая социальная
работа с мигрантами? Она проводится
по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому,
социально-педагогическому, социально-правовому,
медико-социальному, финансовому, социально-экономическому,
материальному, социально-информационному
и социально-трудовому.
1. Социальное направление
(проводится в контакте с различными ведомствами,
в том числе - Пенсионным фондом):
- проведение социальных консультаций;
- проведение мероприятий по социальной
реабилитации в стационарных и нестационарных
условиях;
- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной
помощи;
- социальная диагностика;
- помощь переселенцам в получении пенсий и пособий;
- содействие организации групп самопомощи
и взаимопомощи;
- выявление лиц с девиантным поведением из числа переселенцев и асоциальных семей;
- профилактика девиантного поведения;
- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика бездомности (включая содействие
в получении общежития, временного жилья
или приобретении собственного жилья);
- профилактика детской беспризорности
(включая устройство детей в детские дома
и дома-интернаты);
- взаимодействие с различными государственными
учреждениями и общественными организациями
по вопросам помощи переселенцам.
2.Социально-информационное
направление (проводится в контакте
со средствами массовой информации):
- информирование беженцев и вынужденных переселенцев о деятельности социальных служб;
- сбор информации о переселенцах (в том числе и от самих беженцев и вынужденных переселенцев) и ее систематизация в целях организации
оптимальной социальной работы с данной
категорией населения;
- информирование общественности относительно
проблем миграции и мигрантов (главным
образом через средства массовой информации)
в целях установления мигрантами устойчивых
социальных связей;
- содействие адекватному освещению в
средствах массовой информации темы миграции.
3.Социально-психологическое
направление (проводится в контакте
с органами образования и здравоохранения):
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция и помощь
в социальной адаптации;
- психологическая помощь в острых кризисных
ситуациях и условиях посттравматического
стресса;
- психопрофилактика стресса;
- проведение психологических тренингов
с беженцами и вынужденными переселенцами;
- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
- психологическая диагностика развития
детей и подростков из семей переселенцев;
- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения
новой специальности.
4.Социально-педагогическое
направление (проводится в контакте
с органами образования, здравоохранения
и правопорядка):
- проведение консультаций по вопросам
семьи и воспитанию детей;
- социально-педагогическая работа с детьми
и подростками;
- специализированная (коррекционная)
социально-педагогическая помощь нуждающимся
детям и подросткам;
- социально-педагогическая помощь детям
и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
- контроль за получением образования детьми и подростками из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- профессиональное консультирование
и содействие получения профессионального
образования подростками и молодежью
из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика девиантного поведения;
- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5.Социально-правовое направление
(проводится в контакте с судебными и правоохранительными
органами):
- защита прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- предоставление переселенцам информации об их правах и обязанностях;
- социально-правовое консультирование.