Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:36, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к психосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.
Введение………………………………………………………………...стр.3-5
Глава 1 «Душевнобольные как клиенты социальной работы. Социальная работа в психиатрии »………………...стр.6-14
1.1. Пациенты психиатрической больницы…………………..стр.6-10
1.2. Социальная работа с пациентами психиатрической больницы ….……………………………………………...стр.10-15
Глава 2 «Технология социальной работы с пациентами психиатрической больницы»…………………………….………………………………..стр.16-27
2.1 Уровни оказания социальной помощи .………………..стр.16-21
2.2. Организация реабилитационного процесса…………...стр.21-27
Заключение…………………………………………………………….стр.28-29
Глоссарий………………………………………………………………стр.30-31
Библиография………………………………………………………….стр.32-33
Министерство науки и образования Российской Федерации
Московский государственный областной университет
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
по технологии социальной работы
Тема: «Технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения»
Специальность: социальная работа
студентки 3 курса, дневного отделения
Проверила:
Москва, 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 «Душевнобольные как клиенты социальной работы. Социальная работа в психиатрии »………………...стр.6-14
Глава 2 «Технология социальной работы
с пациентами психиатрической больницы»…………………………….………………………
2.1 Уровни оказания социальной помощи .………………..стр.16-21
2.2. Организация реабилитационного процесса…………...стр.21-27
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач развития психиатрических служб в настоящее время является переход от чисто медицинской к психосоциальной модели оказания помощи. В связи с этим все большее внимание необходимо уделять не только клиническим, но также психологическим и социальным факторам, личностным и социальным особенностям индивидуума в их взаимодействии, и, таким образом, оказывать более разностороннюю и эффективную помощь.
В последнее время наблюдаются общие тенденции в развитии психиатрии, заключающиеся в том, что акцент в работе смещается с крупных лечебных учреждений на местные медицинские центры и психиатрическую помощь на социальной основе. Общая цель психиатрического лечения и социальной работы: интеграция психически больных в социальную реальность. Лечение стало более гуманным, ориентированным на окружающее общество. Для адаптации таких людей в социуме нужен специальный подход и определенные специалисты. Социальная работа по своей сути призвана адаптировать и интегрировать, помогать и защищать, поэтому внедрение ее в психиатрию является актуальной задачей.
Актуальность темы
Все чаще высказывается мнение о недостаточном финансировании психиатрических служб, о нарушении прав больных, о неудовлетворительных взаимоотношениях медицинского персонала и потребителей помощи, о низком уровне толерантности общества к душевнобольным, об их социальном неблагополучии, инвалидизации. Поэтому во всех развитых странах и правительственные, и общественные организации, имеющие отношение к политике в области психиатрии, придают все большее значение развитию теоретических положений и принятию практических мер по обеспечению должного уровня социальной и психиатрической помощи душевнобольным и их семьям.
Зарубежный опыт и опыт отечественной психиатрии последних десяти лет показывает возрастающее значение профессиональной социальной работы в психиатрии в деятельности по защите прав и интересов лиц, страдающих психическими заболеваниями. Как правило, лица, страдающие психическими заболеваниями, в силу специфических обстоятельств далеко не всегда в состоянии не только отстаивать, но и осознавать свои права, поэтому помощь в решении социально-правовых вопросов может быть показана также экстренно как и медицинская, психиатрическая.
Предметом исследования является – технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения.
Объектом исследования является – процесс оказания помощи душевнобольным как клиентам социальной работы.
Главная цель исследования показать необходимость осуществления социальной работы с пациентами психиатрической больницы.
Основные задачи моего исследования:
Степень разработанности проблемы.
На развитие социальной работы в психиатрии значительно повлияло существенное расширение направлений исследований и областей психиатрии. В Западной Европе, США проводилось множество исследований в этой области. С 1955 года издается Международный журнал социальной психиатрии. К сожалению, он недоступен, как и многие другие первоисточники. Из зарубежных авторов наиболее известен, К. Андерсен, чьи публикации можно найти в журнале «Социальная и клиническая психиатрия». В изучении поставленной проблемы были использованы такие источники как учебное пособие для вузов Фирсова М.В. и Студеновой Е.Г. , Гуровича И.Я. «Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных» и многих других.
Были изучены законодательные и правовые документы, так или иначе имеющие отношение к обеспечению граждан психиатрической помощью и социальной защите душевнобольных. Например: Закон Российской Федерации 2 июля 1992 года N 3185-1 (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ) "О Психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В исследовании использовалась методика анализа документов.
ГЛАВА 1 «ДУШЕВНОБОЛЬНЫЕ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
1.1 ПАЦИЕНТЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
Пациентами (клиентами) психиатрической больницы являются психически больные люди (синоним – душевнобольные) — больные с врожденным или приобретенным расстройством психической деятельности.
Психически больные существенно отличаются от больных соматическими заболеваниями. У одних душевнобольных, особенно с выраженными расстройствами психики, может отсутствовать критика к своему состоянию, в других отмечаются неоправданно преувеличенное беспокойство о своем здоровье, различные неприятные ощущения в каких-либо органах при отсутствии в них патологического процесса. В связи с этим для оценки состояния таких больных и постановки диагноза проводят клиническое обследование, получают дополнительные данные (объективные) от родственников, сослуживцев и т.д. Надежные методы лабораторной диагностики психически больных отсутствуют. Редко предоставляется возможность уточнить диагноз психической болезни с помощью объективных методов исследования, выявляющих патологию различных органов, систем, включая головной мозг.
По характеру выраженности психических нарушений можно выделить больных психозами и больных пограничными психическими расстройствами.
У больных первой группы психические расстройства в связи с глубоким поражением головного мозга наблюдаются в виде очерченных приступов или принимают хроническое течение; при этом полностью изменяются поведение и установки, в восприятии и осознании больным окружающего определяющее значение приобретают болезненные мотивы. У многих больных отмечаются бред и галлюцинации, глубокие расстройства познавательной деятельности, эмоциональной сферы. В общем можно сказать, что психозы характеризуются существенными нарушениями личности и искажением контакта с реальностью. [1, с.116]
Вторая группа включает больных психопатиями и неврозами, а также больных с неврозоподобными психопатоподобными расстройствами и с некоторыми редуцированными проявлениями психозов. Способность к восприятию и познанию окружающего у них, как правило, не нарушается; психические отклонения проявляются преимущественно изменением поведения и межличностных отношений. Определение этой группы как пограничной указывает на то, что больные, входящие в нее, занимают как бы промежуточное положение между больными психозами и психически здоровыми. Однако следует иметь в виду, что такое подразделение в некоторых случаях (например, при депрессии, снижении уровня личности) условно.
Анализ показателей
Усилилось внимание к изучению психических расстройств у лиц предстарческого и старческого возраста. Их частота составляет 30% от числа всех расстройств у лиц старше 65 лет. Однако в связи со сложностью клинической оценки состояния лиц пожилого возраста данные показатели нуждаются в уточнении.
Далее мы перейдём к рассмотрению и характеристике психических расстройств личности, чтобы сформировать представление о группе людей, с которой нам предстоит работать (прямо или косвенно) в дальнейшем.
[1] Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург; М., 1995.
Нарушения восприятия.
Галлюцинации-ощущения или чувства, которые возникают без внешнего раздражителя. Бывают зрительными(видит одиночные предметы, картинки), слуховыми (слышит голоса); вкусовыми (у еды неприятный вкус, или несьедобное вкусно, еда кажется отравленной); обонятельными (чувствует неприятный запах,часто моется); осязательными (чувствует на теле какой-то лишний прирост, или рядом с собой)
Нарушения внимания. Проявляются в рассеяности.
Нарушения памяти . Проявляются:
амнезия(пробелы в памяти); гипомнезия (общее ослабление памяти)
Нарушения мышления
Увеличение скорости мышления; замедление мышления; словестная каша; резонирующее мышление (больной перевирает какую либо вещь); безразличие мышления-больной не выделяет важности в окружающем(на почве эпилепсии); «мысли галлюцинации» навязчивая идея, человек представляет себя кем-то другим; идея самообвинения (вызывает депрессию); нигилистическая идея (кажется что нет какой-либо части тела); параноя (мания преследования); мания величия; навязчивые идеи (страхи, фобии)
Нарушения эмоций
Апатия (безразличие); эйфория (повышенное настроение, в неподходящей ситуации); депрессия (упадок настроения).
Нарушения сознания
1. Квантитативные - кома, soopor-реагирует, вербально не реагирует, somnolentsus-«сонный» немного реагирует, отвечает
2. Квалитативные- нарушение ориентации во времени, месте, в себе.
3. По длительности: короткосрочные-„отсутствие“ на почве эпилепсии; долгосрочные-транс, несколько часов, несколько дней, больной не реагирует на реальные раздражители, действует под воздействие своих галлюцинаций и идей.
4. Лунатизм
Биполярное нарушение настроения (маниакально-депрессивное. Психоз)
Смена маниакальных и депрессивных эпизодов. Один эпизод может сразу перейти в другой, иногда может быть четкий период, в течении которого психика полностью восстанавливается.
Лечение возможно, но не всегда. Болезни подвержены и мужчины и женщины.
Существует 2 фазы. Маниакальная фаза (физически активен. Холерик. Может быть агрессивен, опасен.); депрессивная фаза(депрессия, мрачные мысли, попытки самоубийства)
Фобии.
Заболевания, которые не представляют угрозы для жизни. Требуют обязательного лечения. Группа растройств, при которых тревога, страх или ужас вызываются определенными ситуациями или объектами, которые не представляют реальную угрозу. Фобия часто сочетается с депрессией. Большинство фобических расстройст (кроме соц.фобий) встречается у женщин.
Депрессия.
Признаками являются: падение настроения, падение интереса, падение энергии. Дополнительные признаки: падение самооценки, чувство ненужности, пессимизм по отношению к будущему, суицидальный риск, нарушения сна
Шизофрения.
Раскол души. Душевное заболевание, на основе которого нарушено восприятие настоящего, нарушение восприятия, мышления. Соц. Факторы: не был никогда женат, замужем; нет сексуального партера; плохой опыт работы; социальная изоляция (соц.фобия)
Нарушения личности.
Проблема структуры личности. Проявляется в раннем возрасте. Признаком является дисгармония личности, возникают конфликты в незначительных случаях. Формы нарушения личности: непостоянный психопат (нуждается в разнообразии, новых впечатлениях, условиях); неконтролируемый психопат (неспособность себя контролировать, затормаживать); активный (хорошее настроение, очень предпреимчивый, начинает и не заканчивает, судебные наказания, алкоголизм); истерический (нуждается во всеобщем внимании, заботе); параноидальный(недоверие и сомнения, любит писать жалобы); астенический(отсутствие психических и физических возможностей, работоспособности, быстро устает, эмоциональный, тихий); психоастеничный (сомневающийся, не может решить что ему делать,встречаются фобии); депрессивный (во все видит негатив, нет эмоций, попытки и мысли о самоубийстве); ипохондрик (черезмерно беспокоится о своем здоровье,может быть параноиком); шизоидный(закрывается в своем внутреннем мире, отделяется от других,черты аутизма); цикличный (напоминает маниакально-депрессивный психоз, меняющиеся настроение, активность, психический тонус). [2]
Информация о работе Технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения