Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:26, курсовая работа

Описание работы

Основные причины падения рождаемости сводятся к следующему: существует, можно сказать, «фоновая» (генеральная) причина, которая связана с общими тенденциями, характерными для развитых стран, - снижение брачности и рождаемости, отголоски воздействия сексуальной революции, приоритеты карьеры, материального успеха, снижение ценности семьи и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теория социальной работы с семьей………………………………………………...….5
1.1 Определение семьи и семейных отношений……………………………………….…5
1.2 Основные проблемы в семье и их выявление……………………………………… ..6
1.3 Семья как объект социальной работы……………………………………………….…7
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………………………10
2.1 Общая характеристика технологий социальной работы с семьей………………..…10
2.2 Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости……………………12
Заключение……………………………………………………………………………….….19
Библиографический список…………………………………………………………….…..22

Файлы: 1 файл

курсовая 1.ГОТОВО.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Выплачиваются государственные  пособия на детей, в первую очередь  такие пособия получают малообеспеченные семьи, детям из таких семей выделяются бесплатные путевки для летнего  оздоровления;

Особое внимание уделяется  детям - инвалидам. Для них строят дома-интернаты, оснащенные специальным  оборудованием.

Нуждающимся гражданам оказывается  финансовая и натуральная помощь - в виде бесплатного или отпускаемых  льготного горячего питания, предоставляя бесплатных или по льготным ценам  продуктовых наборов, обеспечения  на зиму топливом.

Конфликтным семьям оказывают  психологическую помощь. В особом внимании социальных работников-специалистов нуждаются семьи, социальное функционирование которых затруднено, т.е. семьи социального  риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений разнообразны:

- экономические - прожиточный  уровень ниже черты бедности  из-за избыточной иждивенческой  нагрузки на одного работающего  члена семьи; низкий уровень  зарплаты или ее невыплата;  безработица; семьи пенсионеров,  которые даже при максимальном  размере пенсии остаются за  чертой бедности;

- асоциальные - алкоголизм  семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция, бродяжничество  детей, девиация;

- психологически-этические  - жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская  неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность  характеров;

- медицинские - хронические  инфекционные (напр. туберкулез) и венерические (например, сифилис) заболевания,  психические и сексуальные девиации (отклонения), импотенция или бесплодие  супругов.

Финалом длительного (но не всегда) периода дезорганизации супружеской  жизни может стать развод.

Классификация мотивов и  поводов развода довольно обширна, но можно выделить основные: болезнь  одного из супругов; бесплодный брак; вынужденная  разлука; физические оскорбления; измена, наличие другой семьи; пьянство (либо другие проявления девиации); «не сошлись  характерами»; вмешательство родителей; полюбил(а) другого(гую); лишение свободы; легкомысленное вступление в брак; физическое несоответствие.

Мотивация бракоразводного  поведения крайне противоречива, не говоря о том, что в самих мотивах  развода есть как субъективные, так  и объективные моменты (мотивы).

Субъективные мотивы, которые  выдвигают разводящиеся супруги, всегда разнообразны. Чаще всего по ним  трудно судить о реальных причинах расторжения брака, т.к. реальный мотив  может нередко подменяться другим таким же.

Специалист же по социальной работе должен выявить реальный мотив  развода и предпринять необходимые  профилактические действия.

 Бракоразводная мотивация  имеет свою специфику и особенности,  связанные с остротой хронических  конфликтов и противоречий между  супругами, в результате которых  возникает неудовлетворенность  брачными отношениями.

За мотивами, которые фигурируют в бракоразводном процессах, могут  скрываться иные, совершенно не учитываемые  мотивы. За своеобразным клише «не  сошлись характерами» может действительно  стоять сложная психологическая  несовместимость, однако чаще всего  сам термин выполняет роль защитного  механизма.

Поводов или предлогов  для недовольства может быть множество. Все зависит от того, чего люди ожидают  от брака, от другого партнера, от семейной жизни.

Между идеальными представителями  и реальными взаимоотношениями  людей всегда были, есть и будут  расхождения. Это самый распространенный мотив неудовлетворенности супружеской  жизнью.

Для специалиста важно  разобраться не только в причинах развода, чтобы предотвратить его, если это возможно, но и умение, содействие в преодолении его последствий.

Последствия развода:

- большая часть разведенных  мужчин и женщин длительное  время не имеют возможности  или желания вступить в повторный  брак;

- значительная часть разведенных  женщин, имеющих детей, совсем  не вступает в брак;

- возможности деторождения  разведенных женщин остаются  не реализованными, что крайне  отрицательно влияет на процесс  рождаемости;

- вследствие разводов  увеличивается число не полных  семей, в которых ребенок воспитывается  одним из родителей;

- воспитание ребенка в  неполной семье увеличивает вероятность  девиантного и делинквентного  поведения среди подростков;

- развод создает травмирующие  ситуации, способные вызвать нервно-психические  расстройства, как у родителей,  так и у детей;

- основной проблемой разведенных  супругов становится одиночество.

 

2.2 Экстренная помощь при  наличии внутрисемейной жестокости

Применительно к семьям различных  категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых -- сохранение семьи как  социального института в целом  и каждой конкретной семьи, нуждающейся  в поддержке, можно разделить  на экстренные, т.е. направленные на выживание  семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности  или оставленных без попечения  родителей), направленные на поддержание  стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Остановимся на видах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения  обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют  о их достаточно большой распространенности.

Формы жестокого обращения  не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право  распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями. Такие поведенческие акты и психологическая  атмосфера разрушающе действуют  на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное  насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также  умышленное использование отравляющих  или прихотропных веществ и т.д. Сексуальное насилие по отношению  к несовершеннолетним детям - это  прикосновения к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия.

Нередко для принуждения  детей к развратным действиям  используется и физическое насилие. Однако порой эмоционально отверженные  и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы  для «подкупа» взрослых, чтобы  привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается  коррекции.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности  и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье - одна из важнейших задач социального  работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению запуганы или  не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических  ограничений или по иным объективным  причинам. Как правило, такой вид  поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин  и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать  прямые и косвенные признаки жестокого  обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от систематического переедания до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.

 Совокупность таких  признаков должна стать причиной  для серьезного исследования  ситуации в семье. Участие в  этом исследовании специалиста  по социальной работе, психолога,  врача, иногда сотрудника органа  внутренних дел должно дать  объективную картину происходящего  и помочь пресечь жестокое  обращение с ребенком. Как правило,  есть необходимость его немедленного  удаления из такой семьи и  помещения в учреждение социальной  реабилитации - это находится в  компетенции местных органов  опеки и попечительства. Проявление  жестокости по отношению к  детям, некорригируемое поведение  взрослых могут служить предлогом  для возбуждения дела о лишении  родительских прав или уголовного  преследования виновного в жестоком  обращении.

Иногда родители не разрешают  ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет  друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать  из дома, совершить самоубийство. Кроме  того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки  глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать  о жестоком обращении с ребенком в семье.

Так, работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает  диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его  медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с  семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более  благоприятную социальную сеть. Такая  программа выполняется командой специалистов, включающей социального  работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой  работы параллельно проводятся социально-психологическое  консультирование семьи с целью  устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного  взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей).

Большое значение имеют также  психокоррекционные мероприятия, изменения  самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка  доброжелательного и уважительного  отношения друг к другу. Нередко  такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты, например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит  прежде всего от социально-экономической  ситуация в стране и в конкретном населенном пункте).

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление  основной причины злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих  обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем  могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к  пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в  своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его  семьи.

Медицинская реабилитация злоупотребляющих алкоголем до настоящего времени  малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась  привычка к алкоголю; семья, длительно  существующая в условиях перманентного  кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней  привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой  семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи  к безалкогольному образу жизни  и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц - приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.

Работа с конфликтной  семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных  причин.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьей