Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:26, курсовая работа
Основные причины падения рождаемости сводятся к следующему: существует, можно сказать, «фоновая» (генеральная) причина, которая связана с общими тенденциями, характерными для развитых стран, - снижение брачности и рождаемости, отголоски воздействия сексуальной революции, приоритеты карьеры, материального успеха, снижение ценности семьи и т.д.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теория социальной работы с семьей………………………………………………...….5
1.1 Определение семьи и семейных отношений……………………………………….…5
1.2 Основные проблемы в семье и их выявление……………………………………… ..6
1.3 Семья как объект социальной работы……………………………………………….…7
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………………………10
2.1 Общая характеристика технологий социальной работы с семьей………………..…10
2.2 Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости……………………12
Заключение……………………………………………………………………………….….19
Библиографический список…………………………………………………………….…..22
Следует отметить, что внешние
затруднения - материально-экономические
ограничения, неуверенность в завтрашнем
дне, безработица и т.д., - как правило,
только обостряют семейные конфликты,
выявляют истинные их причины. Негативные
черты личности, в первую очередь
истеричность, психастеничность, компенсированные
в процессе социализации или самовоспитания,
под влиянием внешних причин могут
вновь актуализироваться и
Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.
Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, практика использования подобных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздействие прежде всего на самого «манипулятора», так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения одностороннего воздействия.
Более равноправные отношения предусматривает методика «семейного соглашения» (не следует путать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа «у него никогда времени на семью не остается» или «она всегда всем недовольна» - в процессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изменения поведения обеих сторон на средний срок - от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать изменения поведения, более длительный срок не позволит подвести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформляется двусторонним договором и подписывается обоими супругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтожна, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия такого документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.
По истечении срока
договора супруги вместе с социальным
терапевтом анализируют выполнение
его условий и при
Технологии коррекции
семейных взаимоотношений многочисленны;
их выбор определяется как обстоятельствами
конкретной социальной ситуации, включая
характерологические черты
К сожалению, далеко не все
виды семейных дисфункций поддаются
коррекции, причем это зависит не
только от недостаточности или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшие функции семьи:
демографическая (воспроизводство
населения), экономическая, социальная,
культурная и др. Общество и государство
заинтересованы в благополучии семьи,
они выполняют совместную деятельность,
взаимосвязаны и оказывают
Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
В настоящее время идет
разрушение ценностей семьи, брака,
материнства. Социальная дифференциация
общества продолжает усугубляться, все
большее количество семей доходит
до нищеты. Поэтому общество, государство
должны изменить свое отношение к
семье как социальному
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы - все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.
Для решения проблемы семьи в органах местного самоуправления или подведомственных им учреждениям создаются специальные органы (это может быть координационный совет, комиссия и т.п.). Этот орган является коллегиальным т.е. включающих в себя представителей различных ведомств занимающихся проблемами семьи прямо или косвенно. В состав данного координационного органа входят представителей различных ведомств:
- представитель ОВД (участковый
инспектор либо инспектор по
делам несовершеннолетних). Он дает
правовую оценку ситуации в
семье, информирует о
- представитель органов
здравоохранения (участковый
- представитель органов
образования (социальный
- представитель органов
социальной защиты населения
(специалист по соц. работе). Осуществляет
подготовительную работу с
Цель деятельности координирующего органа по работе с семьей направлена на скорейший выход семьи из критической ситуации путем решения проблем ее спровоцировавших. Для достижения этой цели координирующий орган разрабатывает программы и технологии соц. работы с семьей. Эти технологии включают в себя ряд этапов. В каждом конкретном случае технология специфична, но можно выделить некий общий алгоритм который используется в большинстве случаев.
Этапы технологи социальной работы с семьей:
1) принятие документов
или фиксация обращения семьи
за помощью в решении той
или иной проблемы. При обращении
за помощью необходимо
2) сбор всесторонней информации о семье и ее проблеме (происходит знакомство и беседа с членами семьи, а также соседями, учителями, врачами и т.д.);
3) изучение запроса или обращения семьи. Изучается, в чем состоит суть проблемы, и какие виды и формы помощи необходимы;
4) доведение до сведенья
членов координирующего органа
информации о проблеме семьи
для ознакомления и
5) обсуждение на заседании
координирующего органа
6) разработка и утверждение
программы помощи семье на
заседании координирующего
7) доведение до сведения семьи программы помощи в виде рекомендаций;
8) направление в случае
необходимости информации о
9) контроль за реализацией программы помощи в семье.
Социальный работник должен распознать причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, и найти эффективные способы разрешения проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. - М.: ИНФРА-М,- 2005. - 640 с.
2. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2002. -192 с.
3. Безрукова О.Н. Социология
молодежи: Учеб.-метод. пособие.
4. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Волгин. - М.: Изд-во РАГС,- 2003. - 548 с.
5. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гордарики,- 2006.
6. Демографическая ситуация
в Приамурье: состояние и
7. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. уч. заведений. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 2002. - 240 с.
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
9. Никитин В.А. Социальная
работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб.пос. / В.А. Никитин.
- М.: Московский психолого-
10. О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 г. от 21 марта 2007 года № 172. - 116 с. // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
11. О мерах по соц. поддержке многодетных семей от 25.02.2003 N 250. Указ Президента РФ // Консультант Плюс: Высш. шк. - Осень 2007 (CD-ROM).
12. О гарантиях прав
граждан в области выплаты
социальных пособий,
13. О комплексной программе
дополнительных мер по
14. Разъяснение о порядке
назначения и выплаты
15. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Я. Райгородский. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М».- 2002. - 752 с.
16. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М,- 2003. - 395 с.
17. Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе / А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Юристъ,- 1997. - 168 с.
18. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
19. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева - М.: Издательский центр «Академия»,- 2001. - 192 с.
20. Ткаченко В.В. Технология
социальной работы: Учебно-методическое
пособие для студентов
21. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М,- 2004. - 427 с.
22. Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М,- 2001. - 400 с.
23. Холостова Е.И. Теория социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова. - М.: Юрист,- 1999. - 334 с.