Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:26, курсовая работа

Описание работы

Основные причины падения рождаемости сводятся к следующему: существует, можно сказать, «фоновая» (генеральная) причина, которая связана с общими тенденциями, характерными для развитых стран, - снижение брачности и рождаемости, отголоски воздействия сексуальной революции, приоритеты карьеры, материального успеха, снижение ценности семьи и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теория социальной работы с семьей………………………………………………...….5
1.1 Определение семьи и семейных отношений……………………………………….…5
1.2 Основные проблемы в семье и их выявление……………………………………… ..6
1.3 Семья как объект социальной работы……………………………………………….…7
2. Технологии социальной работы с семьей………………………………………………10
2.1 Общая характеристика технологий социальной работы с семьей………………..…10
2.2 Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости……………………12
Заключение……………………………………………………………………………….….19
Библиографический список…………………………………………………………….…..22

Файлы: 1 файл

курсовая 1.ГОТОВО.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что внешние  затруднения - материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь  истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут  вновь актуализироваться и стать  причиной постоянных конфликтов. Серьезное  расхождение в семейно-брачных  установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних  трудностей может обнаружиться, что  супруги придерживаются различных  моделей семьи (эгалитарных или  патриархальных), имеют несовпадающие  взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в  культурно-смысловой сфере, коррекцию  накопившихся социально-психологических  стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем  индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой  терапии.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и  признать необходимость изменения  их семейных взаимоотношений, укоренить  мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов.

Методика отличается от обыденных  взаимоотношений тем, что воздействие  на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном  уровне, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует  награда. К сожалению, практика использования  подобных средств в семейной терапии  показывает ее довольно низкую эффективность  и даже контрпродуктивное воздействие  прежде всего на самого «манипулятора», так как вместо спонтанных отношений  доверия, открытости и взаимоподдержки  здесь культивируются отношения  одностороннего воздействия.

Более равноправные отношения  предусматривает методика «семейного соглашения» (не следует путать с  гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа «у него никогда времени на семью не остается» или «она всегда всем недовольна» - в процессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изменения поведения обеих сторон на средний срок - от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать изменения поведения, более длительный срок не позволит подвести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформляется двусторонним договором и подписывается обоими супругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтожна, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия такого документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.

По истечении срока  договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условий и при необходимости  заключают аналогичное соглашение на следующий период -- возможно, уже  содержащее новые, возросшие требования. Со временем присутствие социального  работника становится ненужным, супруги  приобретают навыки самостоятельного оперирования этим методом.

Технологии коррекции  семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств - осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все  виды семейных дисфункций поддаются  коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей  вероятности предсказать неблагоприятный  прогноз будущего семейного союза  еще до его заключения. Некоторые  варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения  между членами семьи, однако следует  помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения  самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая  эффективная социальная технология не принесет успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство  населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство  заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Со структурой семьи связаны  порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими  семьями и со всем обществом. Нарушение  структуры семьи приводит к нарушению  ее функций.

Неблагоприятный психологический  климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все  большее количество семей доходит  до нищеты. Поэтому общество, государство  должны изменить свое отношение к  семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Семейные конфликты и  насилие в семье, эмоциональный  разлад и дезорганизация, рассогласование  семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы - все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью  социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Для решения проблемы семьи  в органах местного самоуправления или подведомственных им учреждениям  создаются специальные органы (это  может быть координационный совет, комиссия и т.п.). Этот орган является коллегиальным т.е. включающих в  себя представителей различных ведомств занимающихся проблемами семьи прямо  или косвенно. В состав данного  координационного органа входят представителей различных ведомств:

- представитель ОВД (участковый  инспектор либо инспектор по  делам несовершеннолетних). Он дает  правовую оценку ситуации в  семье, информирует о юридической ответственности в случае ее дальнейшего усугубления, а также оказывает помощь при анализе нормативно-правовых актов через призму конкретных ситуаций семьи;

- представитель органов  здравоохранения (участковый педиатр  или участковый терапевт). Он освещает  медицинские аспекты проблемы  семьи, предлагает необходимую  медицинскую помощь и дает  рекомендации о возможном медицинском  вмешательстве в пределах своей  компетенции;

- представитель органов  образования (социальный педагог  школы). Он информирует о положении  дел в школе (об успеваемости, посещаемости, и проблемах у детей  в процессе обучения). Также он  отчитываться о проделанной в  школе работе с данной семьей, а также разрабатывает основные  направления, и организуют дальнейшую  помощь семье со стороны школы;

- представитель органов  социальной защиты населения  (специалист по соц. работе). Осуществляет  подготовительную работу с семьей, т.е. проводит всестороннее изучение  ситуации, патронат семьи, а также  готовит материалы по ситуации  данной семьи для ознакомления  других членов координирующего  органа. Он оформляет и хранит  протоколы координирующего органа. Ведет переписку с различными  заинтересованными инстанциями.  Ведет заседание координирующего  органа и дает необходимую  информацию по его ходу.

Цель деятельности координирующего  органа по работе с семьей направлена на скорейший выход семьи из критической  ситуации путем решения проблем  ее спровоцировавших. Для достижения этой цели координирующий орган разрабатывает  программы и технологии соц. работы с семьей. Эти технологии включают в себя ряд этапов. В каждом конкретном случае технология специфична, но можно  выделить некий общий алгоритм который  используется в большинстве случаев.

Этапы технологи социальной работы с семьей:

1) принятие документов  или фиксация обращения семьи  за помощью в решении той  или иной проблемы. При обращении  за помощью необходимо заполнить  заявление установленного образца,  в котором упоминается проблема  и по возможности дается ее  краткая характеристика;

 

2) сбор всесторонней информации  о семье и ее проблеме (происходит  знакомство и беседа с членами  семьи, а также соседями, учителями,  врачами и т.д.);

3) изучение запроса или  обращения семьи. Изучается, в  чем состоит суть проблемы, и  какие виды и формы помощи  необходимы;

4) доведение до сведенья  членов координирующего органа  информации о проблеме семьи  для ознакомления и обдумывания  вариантов помощи;

5) обсуждение на заседании  координирующего органа проблемы  семьи без присутствия ее членов;

6) разработка и утверждение  программы помощи семье на  заседании координирующего органа (может проводится в присутствии,  либо без присутствия членов  семьи);

7) доведение до сведения  семьи программы помощи в виде  рекомендаций;

8) направление в случае  необходимости информации о ситуации  в семье в заинтересованные  инстанции;

9) контроль за реализацией  программы помощи в семье.

Социальный работник должен распознать причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, и найти эффективные  способы разрешения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Антонов А.И. Социология  семьи: Учебник / А.И. Антонов. - М.: ИНФРА-М,- 2005. - 640 с.

2. Артамонова Е.И. Психология  семейных отношений с основами  семейного консультирования: Учеб.пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.  Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.  Силяевой. - М.: Издательский центр  «Академия»,- 2002. -192 с.

3. Безрукова О.Н. Социология  молодежи: Учеб.-метод. пособие. Факультет  социологии СПбГУ / О.Н. Безрукова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,- 2004.

4. Волгин Н.А. Социальная  политика: Учебник / Н.А. Волгин. - М.: Изд-во РАГС,- 2003. - 548 с.

5. Григорьев С.И. Социальная  работа с молодежью: учебник  для студентов вузов / С.И. Григорьев,  Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гордарики,- 2006.

6. Демографическая ситуация  в Приамурье: состояние и перспективы  / Материалы регион. науч.-практ. конференции  «Демографическая ситуация и  миграционная политика в Приамурье:  социально-экономические, правовые  и медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года / Научн. изд. - 2006.

7. Зайнышева И.Г. Технология  социальной работы: Учеб.пособие  для студ. высш. уч. заведений. / Под  ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит.  изд. Центр ВЛАДОС,- 2002. - 240 с.

8. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года // Консультант Плюс: Высшая школа  - Осень 2007 (CD-ROM).

9. Никитин В.А. Социальная  работа: проблемы теории и подготовки  специалистов. Учеб.пос. / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный  институт,- 2002. - 236 с.

10. О Федеральной целевой  программе «Дети России» на 2007-2010 г. от 21 марта 2007 года № 172. - 116 с. // Консультант Плюс: Высшая школа  - Осень 2007 (CD-ROM).

11. О мерах по соц.  поддержке многодетных семей  от 25.02.2003 N 250. Указ Президента РФ // Консультант Плюс: Высш. шк. - Осень  2007 (CD-ROM).

 

12. О гарантиях прав  граждан в области выплаты  социальных пособий, компенсационных  выплат семьям с детьми и  алиментов от 9 сентября 1994 года. Соглашение // Консультант Плюс: Высш. шк. - Осень  2007 (CD-ROM).

13. О комплексной программе  дополнительных мер по поддержке  семей с детьми, созданию благоприятных  условий развития семейных форм  воспитания и становления личности  ребенка на 2007 год от 21 ноября 2006 г. N 928-ПП // Консультант Плюс: Высшая  школа - Осень 2007 (CD-ROM).

14. Разъяснение о порядке  назначения и выплаты ежемесячного  пособия по уходу за ребенком  от 13 апреля 2007 г. N 207/106 // Консультант  Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).

15. Райгородский Д.Я. Психология  семьи. Учебное пособие для  факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Я.  Райгородский. -Самара: Издательский  Дом «БАХРАХ-М».- 2002. - 752 с.

16. Павленок П.Д. Основы  социальной работы: Учебник / Отв.  ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М,- 2003. - 395 с.

17. Панов А.М. Справочное  пособие по социальной работе / А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Юристъ,- 1997. - 168 с.

18. Семейный Кодекс Российской  Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа  - Осень 2007 (CD-ROM).

19. Старовойтова Л.И. Занятость  населения и ее регулирование:  Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений Л.И. Старовойтова, Т.Ф.  Золотарева - М.: Издательский центр  «Академия»,- 2001. - 192 с.

20. Ткаченко В.В. Технология  социальной работы: Учебно-методическое  пособие для студентов специальности  «Социальная работа» / В.В. Ткаченко (составитель). - Благовещенск: Амурский  гос. ун-т,- 2004. - 81с.

21. Холостова Е.И. Социальная  работа: теория и практика: учебное  пособие / Е.И. Холостова, А.С.  Сорвина. - М.: ИНФРА-М,- 2004. - 427 с.

22. Холостова Е.И. Технологии  социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА - М,- 2001. - 400 с.

23. Холостова Е.И. Теория  социальной работы. Учебник / Е.И.  Холостова. - М.: Юрист,- 1999. - 334 с.

 


Информация о работе Технологии социальной работы с семьей