Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:32, контрольная работа
Социальные проблемы присущи различным категориям населения и
обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным
положением, состоянием здоровья и т.д. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу социальной ситуации клиента социальной службы, изысканию ресурсов и технологиям оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Понимание гендерной специфичности социального положения, самочувствия и саморазвития личности в обществе в известной мере можно объяснить изменением положения женщин в обществе, развитием демократического, эгалитарного мировоззрения.
Введение
Социальные проблемы
присущи различным
обусловлены их возрастом, социальным, имущественным или семейным
положением, состоянием здоровья
и т.д. Население, с которым ведется
социальная работа, разделяется на
категории по различным критериям.
В последнее время все большее
внимание уделяется гендерному
аспекту социальных проблем,
т.е. анализу социальной ситуации клиента
социальной службы, изысканию ресурсов
и технологиям оказания помощи
клиенту в зависимости от его
принадлежности к мужскому или женскому
полу. Понимание гендерной
первые шаги. В то же время социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом.
Специфика социальных проблем женщин
Поданным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации проживало
78 308 000 женщин, что составляло 43,3% всего населения. В 1998 г. численность женщин составляла 78 108 189 человек, или 53,1% населения.
Преобладание числа женщин над числом мужчин — общебиологическая
закономерность, которая в России особенно явственна в силу ряда
обстоятельств. Во-первых, хотя продолжительность жизни женщин
превышает продолжительность жизни мужчин примерно на 4 года, в нашей
стране эта разница составляет 12—13 лет. Это объясняется не только
высоким уровнем младенческой и детской смертности среди мальчиков (что
характерно для всех популяций), но, в первую очередь, высокой
смертностью мужчин трудоспособного возраста, вызванной низким уровнем
охраны труда на производстве, чрезмерным дорожным травматизмом,
отсутствием культуры и традиций самосохраняющего поведения
(вследствие чего часты случаи отравлений суррогатами спиртных напитков,
возникновения различных заболеваний как последствий курения,
заканчивающихся летальным исходом, и т.д.). Кроме того, дисбаланс в
демографической структуре России сохраняется из-за больших потерь
мужского населения в прошлых войнах. В современных вооруженных
конфликтах погибают также в основном мужчины.
Основная причина выделения женщин в особую социально-
демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной
работы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Эта способность, с одной стороны, с первых этапов существования
человечества обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны, представляла большую опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому в патриархальных обществах сложилась (и благополучно дожила практически до настоящего времени)
своеобразная феминофобия — страх перед женщинами и недоброжелательное отношение к ним.
Кроме того, подчиненная роль женщин в полоролевом разделении труда,
невозможность для подавляющего большинства женщин самостоятельно
обеспечивать себя и детей средствами к существованию способствовали
укоренению представлений об их неполноценности, необходимости
главенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин
исключительно семенным кругом, «естественном биологическом
предназначении» женщины.
Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX
в. и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со
стороны общества, главная социальная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей, обусловленное выполнением ими генеративной функции, — продолжает сохранять актуальность.
Трудовая, внедомашняя занятость женщин — не ошибка исторического
развития нашей страны, как, к сожалению, нередко приходится слышать, и не каприз женщин, не желающих выполнять семейные обязанности. Этот
объективный процесс неразрывно связан с индустриализацией, развитием
производства и в конечном счете является одним из критериев перехода от
традиционного к модернизированному обществу. Индустриальная и
постиндустриальная эпохи, появление новых сфер занятости, требующих от
работников не наличия физической силы, а ловкости, внимательности,
обученности, с одной стороны, создали потребность в женской, сравнительно дешевой, рабочей силе и, с другой стороны, впервые предоставили женщинам возможность самостоятельно обеспечивать себя и своих детей средствами к существованию, используя социально одобряемые способы. Женская внедомашняя занятость получает все большее распространение и становится массовым явлением по мере перехода той или иной страны от традиционных способов ведения хозяйства к промышленному производству и институциональным услугам. В развивающихся странах доля женщин, работающих вне дома, также быстро растет — как правило, после нескольких лет перерыва, вызванного рождением ребенка, женщина вновь возвращается на работу.
К сожалению, оборотной стороной подобного объективного и, безусловно,
прогрессивного процесса стала «двойная занятость», женщины — на работе и дома, ибо в соответствии с традиционным разделением домашних обязанностей женщина несет основную нагрузку по ведению домашних дел, уходу за домочадцами, воспитанию детей. Только в наиболее демократически развитых обществах намечаются изменения подобной традиции в пользу женщин.
Интеллектуализация труда, появление новых высокотехнологичных
отраслей промышленности, банковского и информационного сервиса, иных сфер деятельности привели к появлению высокооплачиваемых рабочих мест,
рассчитанных на женщин, утверждению стереотипа деловой женщины, которая добивается высокого положения собственным трудом. Возник (пока в основном на Западе) феномен «бикарьерной семьи», в которой оба супруга способны добиться высоких достижений на жизненном пути и никто не жертвует своим успехом ради другого. К сожалению, как показывает опыт, подобный тип отношений характерен в первую очередь только для высокообразованных, интеллигентных и обеспеченных семейных пар. Распространенным стал также вариант, когда муж, жертвуя своей карьерой, оставляет работу и семья переезжает ближе к новому месту работы жены. Естественно, ломка прежних стереотипов мужского доминирования в семье и карьере происходит с большим трудом.
Изменяется отношение к детям и деторождению — сфера, которая наиболее
ревностно охранялась традициями, религией и психологическими стереотипами.
Прежде деторождение осуществлялось на уровне «естественной фертильности», т.е. каждая семейная пара должна была производить на свет столько детей, «сколько бог послал», сколько определялось ее биологическими и физическими кондициями. Предотвращение беременности или ее искусственное прерывание осуждались и преследовались властью и религией. Это оправдывалось рядом социальных условий, в частности высоким уровнем младенческой и детской смертности, уничтожением как детского, так и взрослого населения во время войн, эпидемий и периодического голода, а также тем, что наличие детей в семье было своего рода социальной гарантией обеспечения родителей в старости.
Снижение общей и детской смертности, развитие здравоохранения,
ликвидировавшего основные причины массовых эпидемий, появление
внесемейных форм социального обеспечения, при которых заботу о престарелых в той или иной форме берет на себя общество, — все это привело к снижению потребности в детях. возможности перехода от естественной фертильности к последовательному регулированию рождаемости. Меняется прокреативная этика, т.е. представление о том, что является благом или злом в сфере деторождения:
если прежде ценилось количество детей, то теперь ценностью становится в
первую очередь их «качество», т.е. способность к социальному
функционированию и развитию, возможность достижения ими жизненных
успехов. Высокие требования предъявляются к образованию детей, без которого
их полноценное участие в жизни общества невозможно.
Причем социально, а часто и юридически санкционированный минимум
образования все более повышается: обязательное среднее образование не
только зафиксировано в законодательстве всех развитых стран мира, но по
рекомендации ООН государства обязаны стремиться сделать его
бесплатным. Женская образованность становится столь же обязательным
атрибутом современного общества, как образованность мужская, и даже
нередко обгоняет последнюю.
Появление новых современных средств контрацепции и прерывания
беременности делает контроль рождаемости не только более безопасным и
надежным, но и доступным на индивидуальном уровне. Повсеместно в развитых
странах утвердились представления о правомерности и желательности
планирования семьи, необходимости сознательного и добровольного контроля женщины над своей репродуктивной способностью. Первый демографический
переход (от естественной фертильности к регулированию деторождения) уступает место второму демографическому переходу — от семьи малодетной к семье, преимущественно имеющей одного ребенка.
Высокая стоимость квалифицированного женского труда заставляет
отдельные фирмы и целые государства, заботящиеся об эффективном
использовании этого социально-трудового ресурса, прибегать к мерам,
облегчающим женщинам совмещение семейных и вне-семейных обязанностей:
организация государственных
и корпоративных детских садов,
использование услуг
Распространение индивидуалистических установок современного общества
на сферу семейных отношений и представлений приводит, как уже упоминалось, к изменению семейных ориентации, допустимости (и даже иногда
предпочтительности) одиночества, внесемейного существования как комфортабельного стиля жизни. Существует целая субкультура мужчин и
женщин, не обременяющих себя семьей, которые живут в спроектированных для
них домах с высоким уровнем сервиса: уделяют много времени и средств
развлечениям, туризму, хобби, считая, что удачная карьера и свобода гораздо важнее, чем семейная жизнь; в некоторых странах их доля составляет 30% всего населения.
В России все общие тенденции, характерные для современного уровня
развития общества, находят свое отражение, но всякий раз претерпевают
некоторые изменения, объясняемые определенной спецификой, особенностями исторического и культурного развития страны. Это касается, в первую очередь, проблем занятости. По данным официальной статистики, женщины составляют 47% общей численности занятых. Работают 3/^ всех трудоспособных женщин, что является довольно высоким показателем.
Самый высокий уровень занятости (86%) отмечен среди женщин в возрасте
от 30 до 49 лет; женщины в более молодом возрасте чаще всего заняты
выполнением семейных обязанностей; рождение детей и уход за ними нередко заставляет их оставить работу; женщины в более старшем возрасте, во-первых, могут заработать право на льготную (по разным основаниям) пенсию, а во-вторых, иногда вынуждены оставлять работу по причине проблем со здоровьем или необходимости оказывать помощь в воспитании внуков. Кроме того, конкурентоспособность женщин в таком возрасте на рынке труда минимальна, приспособиться к новым требованиям им довольно трудно, поэтому шансы найти новую работу взамен утраченной весьма невелики.
Уровень образованности работающих женщин выше, чем мужчин. Среди
всех занятых, имеющих высшее образование, женщины составляют 52,8%,
имеющих среднее специальное образование — 57,5%. Это обусловлено помимо прочего наличием «женского сектора» занятости в народном хозяйстве — сферы образования, воспитания, медицинского и социального обслуживания, культуры.
Высокая вовлеченность женщин в трудовую сферу обусловливает
серьезную угрозу безработицы для них. За годы экономических реформ женщины в России потеряли 7 млн. рабочих мест, а мужчины — от 1 до 2 млн.; участие в производстве женщин в возрасте 20—24 лет сократилось на 12 процентных пунктов (у молодых мужчин этот показатель вдвое ниже). Женщины составляют 69% всех безработных с высшим образованием и 74% безработных со средним образованием.
Однако общеизвестно, что только треть женщин (и одна пятая часть
мужчин) из числа тех, кого
по методологии Международной
нужно считать безработными, обращаются в нашей стране к помощи служб
занятости из-за их крайне низкой эффективности. Не регистрируется службой занятости значительная часть «первичных» безработных, занятых поисками рабочего места после окончания общеобразовательной школы, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений, причем в основном это молодые женщины в возрасте до 30 лет.
Информация о работе Технологии социальной работы с женщинами