Технология социальной профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики……………….........7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность………...17
2. Технология социальной профилактики…………………………..…....24
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………………………42

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уральский институт социального образования

(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге

Кафедра Социальной педагогики и социальной работы         

 

 

 

                                                      Допустить к защите

                                                                  Зав. кафедрой _______________ Н.В.Молчанова

                                          (дата, подпись)

 

 

 

                          

 

                        КУРСОВАЯ  РАБОТА
 По дисциплине: «Технологии социальной работы»                                     Тема: «Технология социальной профилактики»

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнена студенткой:

      Черепановой Олесей

     Александровной

     Группа 590

      Специальность 040101

      «Социальная работа»

                                                        Проверил: канд. пед. наук, доцент

                                                          Балахонов А.С.

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6

1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5 

1.1 Сущность и особенности социальной  профилактики……………….........7

1.2  Виды социально-профилактических  мер и их эффективность………...17

2. Технология социальной  профилактики…………………………..…....24

2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27

2.2 Технологии социальной  профилактики…………………………………..28

Заключение………………………………………………………………...40

Список используемых источников…………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

      Социальная профилактика  — это научно обоснованное  и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

      К числу важнейших  видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов.

       Особую значимость  для развития социальной профилактики имеют теории девиации и стигматизации. В этой связи среди зарубежных авторов следует отметить, в первую очередь, теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, теории стигматизации Г. Беккера и И. Гоффмана, а также работы Дж. Диттона, Е. Лемерта, А. Коэна; в российской социологии проблемы девиантности рассматривают Я.И. Гилинский, В.Т. Лисовский, Т.В. Шипунова, И.Л. Первова, В.Д. Плахов, В.Ф. Курлов и др. Следует также отметить работы по формированию общественного мнения (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман, Д.П. Гавра, О.И. Иванов, М.К. Горшков), развитию социальной рекламы (А.В. Чечулин), труды по вопросам управления в социальных системах Н.Л. Захарова, В.Л. Романова, которые затрагивают необходимые области развития социальной профилактики.

      Объект исследования – социальная профилактика.

      Предмет исследования – технологии социальной профилактики.

      Цель работы – выявить и рассказать о технологиях социальной профилактики.

      Задачи:

1) установить роль и место социальной профилактики;

2) выявить сущность социальной профилактики;

3) обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики;

4) рассмотреть какие принципы  используются в технологии социальной  профилактики.

     Методы исследования - анализ и обобщение.

     В данной работе  будут рассмотрены главы:

      1. сущность и содержание социальной профилактики:

а) сущность и особенности социальной профилактики (факторы, которые влияют на создание благоприятной обстановки; части практики профилакти-ческой работы, находящиеся в постоянном развитии; комплексное планиро-вание социальной профилактики правонарушений и также принципы комплексного планирования; объекты социально-профилактического воздействия);

б) виды социально-профилактических мер и их эффективность (классификация обще-профилактических мер; цели профилактических мероприятий; ряд принципов по предупреждению негативных тенденций; суть  и действенность подхода по искоренению причин возникновения нежелательного явления).

      1. технология социальной профилактики:

а) принципы, используемые в технологии социальной профилактики (понятие, этапы, принципы социальной профилактики);

б)  технологии социальной профилактики (психопрофилактическая работа с детьми и подростками, её мероприятия, задачи, факторы; социальная работа с допризывной молодёжью, её актуальность, задачи, позиции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и содержание технологии социальной профилактики

 

     В этой главе будет рассказано о профилактике, в которой нуждается практически всё население, в особенности те люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.

       Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.

        Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.

       Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход ещё в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия[20, с.35].

        Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

 

1.1. Сущность и особенности социальной профилактики

 

               На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:

- признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;

- постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при прежнем уровне и состоянии физического и психического здоровья;

- противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;

- подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;

- повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;

- ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.

       Под профилактикой подразумевается, прежде всего научно- обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

    1. предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    2. сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
    3. содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

      Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

      Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

     Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся её содержательной части[21, с.27].

1. Любое важное событие в  жизни человека, касающееся его  семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдёт завтра. Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы. Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

2. Службы профилактики стремятся  не столько реагировать на  эти проблемы, сколько предотвратить  их появление. Они обращены к здоровым гражданам, ещё не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей). Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего. Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

3. Методы профилактики обычно  включают в себя обучение людей  новым навыкам, которые помогают  им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своём могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков.

Информация о работе Технология социальной профилактики