Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:04, курсовая работа
Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.
Введение………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики……………….........7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность………...17
2. Технология социальной профилактики…………………………..…....24
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………………………42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Уральский институт социального образования
(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге
Выполнена студенткой:
Черепановой Олесей
Александровной
Группа 590
Специальность 040101
«Социальная работа»
Балахонов А.С.
Екатеринбург 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание
1.1 Сущность и особенности
1.2 Виды социально-
2. Технология социальной
профилактики…………………………..…....
2.1 Принципы используемые в
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников
Введение
Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.
К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов.
Особую значимость для развития социальной профилактики имеют теории девиации и стигматизации. В этой связи среди зарубежных авторов следует отметить, в первую очередь, теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, теории стигматизации Г. Беккера и И. Гоффмана, а также работы Дж. Диттона, Е. Лемерта, А. Коэна; в российской социологии проблемы девиантности рассматривают Я.И. Гилинский, В.Т. Лисовский, Т.В. Шипунова, И.Л. Первова, В.Д. Плахов, В.Ф. Курлов и др. Следует также отметить работы по формированию общественного мнения (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман, Д.П. Гавра, О.И. Иванов, М.К. Горшков), развитию социальной рекламы (А.В. Чечулин), труды по вопросам управления в социальных системах Н.Л. Захарова, В.Л. Романова, которые затрагивают необходимые области развития социальной профилактики.
Объект исследования – социальная профилактика.
Предмет исследования – технологии социальной профилактики.
Цель работы – выявить и рассказать о технологиях социальной профилактики.
Задачи:
1) установить роль и место социальной профилактики;
2) выявить сущность социальной профилактики;
3) обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики;
4) рассмотреть какие принципы
используются в технологии
Методы исследования - анализ и обобщение.
В данной работе будут рассмотрены главы:
а) сущность и особенности социальной профилактики
(факторы, которые влияют на создание
б) виды социально-
а) принципы, используемые в технологии социальной профилактики (понятие, этапы, принципы социальной профилактики);
б) технологии социальной профилактики (психопрофилактическая работа с детьми и подростками, её мероприятия, задачи, факторы; социальная работа с допризывной молодёжью, её актуальность, задачи, позиции).
1. Сущность и содержание технологии социальной профилактики
В этой главе будет рассказано о профилактике, в которой нуждается практически всё население, в особенности те люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д. Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
Это отражает тенденцию к изменению парадигмы, к уходу от прежней медицинской модели, ориентированной лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием помощи населению. В центре новой модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.
Профилактика не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.
Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход ещё в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия[20, с.35].
Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
1.1. Сущность и особенности социальной профилактики
На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:
- признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;
- постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при прежнем уровне и состоянии физического и психического здоровья;
- противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;
- подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения;
- повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.;
- ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.
Под профилактикой подразумевается, прежде всего научно- обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся её содержательной части[21, с.27].
1. Любое важное событие в жизни человека, касающееся его семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдёт завтра. Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы. Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.
2. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, ещё не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей). Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего. Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
3. Методы профилактики обычно
включают в себя обучение