Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 16:04, курсовая работа
Актуальность темы. Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.
Социальная профилактика — это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.
Введение………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..6
1. Сущность и содержание социальной профилактики…………………….5
1.1 Сущность и особенности социальной профилактики……………….........7
1.2 Виды социально-профилактических мер и их эффективность………...17
2. Технология социальной профилактики…………………………..…....24
2.1 Принципы используемые в технологии социальной профилактики…….27
2.2 Технологии социальной профилактики…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...40
Список используемых источников…………………………42
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или
Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социально-профилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент. Это обусловлено рядом характеристик и свойств, объективно присущих обществу как целостной системе, среди которых:
Во-первых - иерархический принцип построения его внутренней структуры, когда интересы и возможности ряда социальных слоёв и групп, коллективов и организаций «подчинены» интересам других, что приводит к возникновению чувства неудовлетворённости своим социальным, имущественным и другим положением и стремлению его изменить.
Во-вторых - постоянное присутствие в обществе и системе его жизнедеятельности таких феноменов как социальная аномия и социальная деривация, приводящих к тому, что целый ряд социальных субъектов сталкивается с ситуацией, при которой существует постоянное расхождение между имеющимися потребностями и наличием легитимных средств и способов их удовлетворения.
Это приводит к тому, что в обществе обостряется ощущение социальной несправедливости, и ряд социальных субъектов вынужден прибегнуть к социально неприемлемым способам достижения собственных целей.
В-третьих - объективный закон постоянного возвышения потребностей, обуславливающий более высокие темпы роста человеческих потребностей по сравнению с другими характеристиками общества, в первую очередь, с его возможностями эти потребности удовлетворять.
Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.
2.1. Принципы, используемые в технологии социальной профилактики
Социальная профилактика – это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.
Понятие «социальная профилактика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознания и изучение причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития[25, с.67].
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоёмкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной, базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление
с объектом, которое предполагает
получение достоверного
- проведение общей профилактики,
т.е. постановка задач, выделение
состава диагностируемых
- проведение специальной
- построение выводов, на основе которых делается заключение.
Социальная профилактика основывается на ряде принципов:
- объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-либо интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
- причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
- комплексный подход в изучении социальных проблем объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных проявлениях, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
- научная обоснованность и
2.2. Технологии социальной профилактики
В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в зависимости от категорий населения[22, с.143]. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога имеет ряд направлений:
1. Психопрофилактическая работа с детьми и подростками.
Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.
В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
А) проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребёнка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;
Б) ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;
В) организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;
Г) ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый — ребёнок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;
Д) способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
Е) ведёт работу по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.
Важным аспектом работы психолога (социального работника) является консультирование. Методы консультирования прежде всего направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).
Консультирование в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие задачи:
1. информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
2. своевременное выявление у субъектов
первичных психосоматических отклонений
и направление их в психолого-медико-
3. предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
4. составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
5. составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
6. проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.
Одной из важнейших и наиболее сложных задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьёй[15, с.125].
Необходимо учитывать, что на развитие семьи влияют разнообразные факторы:
Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьёй с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л. Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На начальной стадии необходимо завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.
Расширение тем доверительных бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
2. Социальная работа с допризывной молодёжью.
В настоящее время проблема предупреждения уклонений от военной службы у солдат и сержантов по призыву выдвинулась в число актуальных и важных задач превентивной педагогической науки. Как показывает практика, предупреждение и преодоление различных видов уклонений от военной службы имеют давнюю и поучительную историю.
Некоторые проблемы, аспекты социальной работы с допризывной молодёжью автор уже разрабатывал и, в частности, раскрыл основные особенности военно-патриотического воспитания, рассмотрел службу в армии как один из видов социальной деятельности индивида.
Анализ различной источниковой базы, реальной практики деятельности и поведения людей позволил констатировать, что наряду с некоторыми позитивными изменениями, происходящими в стране и Вооруженных Силах, наблюдается устойчивая тенденция к отрицательной направленности отношения российской молодёжи к военной службе, девальвации её социальной значимости и необходимости. Если в 1985 г. число так называемых «уклонистов» составило всего 443 человека, то в 1991 г. — уже более 16 тысяч, в 1993-1994 годах — вследствие массового недобора призывников в войска — более 44 тысяч, а только осенью 1996 года число уклоняющихся от военной службы достигло 37 тысяч человек.
Актуальность проблемы объясняется изменением главных признаков и особенностей уклонений от военной службы допризывной и армейской молодёжи. Их качественными характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения: в 1985 г. — только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% — неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, составили 40%); ежегодно на 10-15% сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.[24, с.89]