Технология социальной работы. Классификация технологий социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Содержание работы

Сущность социальных технологий 3
Социальное пространство как объект технологизации 8
Социальный процесс — предмет технологизации 9
Эффективность социальной технологии 11
Классификация социальных технологий 12
Специфика и классификация технологий в социальной работе 14
Литература 20

Файлы: 1 файл

классификация технологий соц раб.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

 

Технология соц работы

Классификация технологий соц  работы 

Оглавление

Сущность социальных технологий 3

Социальное пространство как объект технологизации 8

Социальный процесс — предмет технологизации 9

Эффективность социальной технологии 11

Классификация социальных технологий 12

Специфика и классификация технологий в социальной работе 14

Литература 20

 

 

 

Сущность социальных технологий

 

Происходящие  в России перемены, вызванные реформированием  ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют  теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ.

Технологизация  деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении  сущности социальных технологий как  общественного явления.

Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в  начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало  использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия  составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном  с машинами, механизмами, а в более  широком — затрагивающем и  социальную сферу. В научном плане  социальная технология в России в  своем развитии прошла несколько  этапов, каждый из которых обусловлен потребностью поиска оптимальных средств  для решения социальных проблем.

Первый этап — с начала XX в. до 1917 г. — характеризовался развитием промышленности, увеличением городского населения, капитализацией отношений в деревне, приведшими к расслоению общества и росту социальной напряженности. На Западе этот период связан с индустриализацией и ее последствиями в социальной сфере, появлением социальной работы как профессии, разновидности социальных технологий.

Наряду  с теоретическим обоснованием технологизация социальных процессов получила развитие в социальных экспериментах, властности в проведенной в начале XX в. П.А. Столыпиным аграрной реформе, в которой  уже были использованы элементы социального  планирования и проектирования как  необходимые составляющие любой  социальной технологии.

 

 

 Второй этап — 20-е — первая половина 30-х гг. — совпадает с радикальными преобразованиями, начавшимися в России в после октябрьский период, с разработкой и внедрением социально-технологических концепций в практику общественной жизни. Теоретическим обоснованием возможности технологизацйи Социальных 1процессов занимались Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.А. Богданов. Шснову их концепций социальных преобразований составляли эволюционные методы, альтернативные проводившейся в тот период официальной программе революционных преобразований общества.

Так, Н.И. Кареев основой своей концепции  преобразования Общества сделал технологическую  схему, заимствованную из естественных наук: «изучение — диагноз —  лечение» (как известно, аналогичную  модель «сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия» в  практике, социальной работы предложила ЩЛ. Ричманд в работе «Социальные  диагнозы»).

П.А. Сорокин предложил свой способ улучшения  и реконструкции социальной организации  — своеобразную технологию социальных преобразований, основанную на четырех  главных принципах, не потерявших актуальность и по сей день:

• реформы не должны противостоять  человеческой природе и противоречить  ее базовым инстинктам;

• тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации реформирования;

• каждый реконструктивный эксперимент  вначале следует тестировать  на малом социальном материале, и  лишь в том случае, если будут  получены позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;

• реформы должны проводиться в  жизнь правовыми и конституционными средствами.

В то же время шел процесс разработки социально-технологических концепций  применительно к социальной практике, поиска «Эффективных методов взаимодействия работника и производства, Рационализации его труда и на этой основе —  повышения производительности труда.

Анализ  зарубежного опыта разработки социальных технологий свидетельствует, что наиболее показательными в этом плане являются хоторнские эксперименты, проведенные  в США Э. Мэйо.

в 1927—1932 гг. и обусловившие появление нового направления — «социальной инженерии».

Третий этап — 30—60-е гг. На Западе процесс разработки социальных технологий, их теоретического обоснования носил перманентный характер, и в начале 40-х гг. в Словаре по социологии, вышедшем в Нью-Йорке, появилось научное определение понятия «социальная технология: «прикладные социальные науки, искусство и мастерство, лежащие в основе социальной работы как профессии и социальное планирование и социальное проектирование как социальное управление».

В нашей  стране в те годы о социальной работе как профессии еще не было и  речи. Сам термин «социальная технология»  не употреблялся. Однако это не означало, что социальными технологиями в  стране вообще не занимались. Технологические  выводы общественных наук зачастую использовались в решении широкого круга социальных проблем, идеологической, организационно-партийной  работе, при разработке пятилетних планов развития народного хозяйства, трудовых коллективов. Для конца 60-х  гг. была характерна реализация идей социального  планирования, т.е. социальной работой (как профессиональной, так и непрофессиональной) занимались, но она обозначалась другими  терминами.

Четвертый (современный) этап — 70—80-е гг. (хотя вполне возможно его распространение и на 90-е гг.) — характеризуется следующими вехами.

В 70-е  гг. было особенно много издано научных  работ, посвященных осмыслению как  самого социального планирования, так  и социальных проблем, которые оно  призвано было решать, эффективности  труда, текучести кадров, условий  труда, социальной структуры, материального благосостояния, образа жизни, удовлетворенности трудом и др.

Социальное  планирование как бы исторически  предшествовало появлению понятия  «социальные технологии».

К началу 80-х гг. интерес к социальному  планированию начинает угасать, так  как планирование процессов —  это еще не решение социальных проблем, которых оказалось слишком  много. Поэтому возник интерес к  разработке целевых программ, сконцентрированных на решении отдельных, наиболее важных, проблем. Вслед за этим стал проявляться  интерес и к социальному проектированию.

Именно  в это время активно обсуждается  проблема разработки и внедрения  социальных технологий, хотя первые социальные технологии появляются в середине 70-х  гг.

Доказательством практической реализации социальных технологий без употребления соответствующего термина может быть, в частности, тесная взаимосвязь между социальными  технологиями и социальным управлением, особенно с некоторыми его компонентами, техникой и технологией управления.

Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления. Социальные технологии включают в себя следующие  компоненты: 1) теоретическое обоснование; 2) технологические процедуры; 3) технологический  инструментарий; 4) критерии и методы; 5) замеры результатов; 6) гуманитарно-экономическое  обеспечение; 7) этапы внедрения.

Социальное  управление состоит из следующих  стадий: 1) постановка управленческой проблемы; 2) сбор необходимой информации; 3) выработка  решения; 4) принятие решения; 5) организация  исполнения принятого решения (т.е. конкретные действия по его выполнению); 6) контроль (обратная связь).

Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в  сущности самого понятия «социальная  технология», его содержании и механизмах реализации. При этом возникли разные подходы к определению сущности данного социального феномена.

Например, Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности».

В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма  управления» и «средство перевода абстрактного языка науки ... на конкретный язык ... достижения поставленных целей».

М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации ... конкретного  сложного процесса путем расчленения i его на систему исследовательских  взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно ...».

A. Зайцев  определяет их как «совокупность  знаний о способах и средствах  организации социальных процессов,  сами эти действия, позволяющие  достичь поставленной цели».

B. Иванов  представляет социальные технологии  как инновационную систему методов  выявления и использования скрытых  потенциалов социальной системы,  получения оптимального социального  результата при наименьших управленческих  издержках. «Они могут быть  также рассмотрены как совокупность  операций, процедур социального  воздействия на пути получения  оптимального социального результата (укрепление социальной организаций,  улучшение условий жизни людей,  предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология — важнейший  элемент механизма управления».

В Большой  советской энциклопедии понятие  «технология» определяется следующим  образом: «(от греч. techne — искусство, мастерство, умение, и ... логия) — совокупность приемов и способов получения, отработки  или переработки ... Описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.»".

Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, употребляется в значении «общественное», отличающееся, противостоящее природному, а с другой стороны — в различных контекстах «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, определяет специфику содержания и объема понятий «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

Н.С. Данакин конкретизирует понимание  социальных технологий как способа  осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей  координацией и синхронизацией и  выбора оптимальных средств, методов  их выполнения. Достоинством данного  определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

Таким образом, понятие «социальная технология»  в научной литературе используется в следующих основных значениях:

1. Совокупность  способов, методов, средств, приемов  организации человеческой деятельности  с целью воздействия на социальные  процессы и социальные системы.

2. Описание  способов, методов, средств, приемов  организации человеческой деятельности  в методиках, которые включают  в себя следующие разделы:

• цели, задачи и возможности метода;

• планируемое итоговое состояние  социального субъекта;

• применяемые методы и приемы;

• способы, условия и последовательность их применения;

• необходимое время для осуществления  данной технологии;

• квалификация работников;

• способы обучения приемам технологии.

3. Область  знания, рассматривающая вопросы  создания, использования, распространения  соответствующих методов и процедур  преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной.  Например, общественные науки связаны,  прежде всего, с [решением практических  задач, обусловленных функционированием  и совершенствованием социальных  объектов, под которыми в данном  случае понимаются не только  группы, слои людей, отдельных  индивидов, но и социальные  явления и процессы.

4. Сама  деятельность по целенаправленному  преобразованию социальных субъектов.  Оптимизация развития и функционирования  объектов, субъектов, явлений, социальных  процессов настоятельно требует  использования технологического  подхода к управлению социальной  деятельностью, ибо масштаб происходящих  изменений, вовлечение людских,  материальных, информационных и  других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийности такого  движения чрезмерное количество  ошибок привели бы к неоправданной  растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным f обществом и проводимой современным государством, возможно | только на основе технологизации, предусматривающей  максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

Технологизация  социальной деятельности. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

Технологизация  социальных процессов включает в  себя:

1) разделение  процесса на внутренне взаимосвязанные  этапы, фазы, операции;

Информация о работе Технология социальной работы. Классификация технологий социальной работы