Технология социальной работы. Классификация технологий социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ. Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Содержание работы

Сущность социальных технологий 3
Социальное пространство как объект технологизации 8
Социальный процесс — предмет технологизации 9
Эффективность социальной технологии 11
Классификация социальных технологий 12
Специфика и классификация технологий в социальной работе 14
Литература 20

Файлы: 1 файл

классификация технологий соц раб.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, формирующихся  под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и  социолого-ориентированных, а также  комплексных. Такая группировка  концепций социальной работы стимулирует  развитие социальных технологий различного типа.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии  управления, персонального менеджмента, социального моделирования и  прогнозирования. Можно выделить информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач выделяют универсальные и  частные социальные технологии. Целесообразно  также выделить технологии социального  развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций. Различают  технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Короче  говоря, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых  знаний, способов, методов, так и  объектов (явлений, процессов, групп  людей, их общностей и т.д.), поскольку  к каждому из них можно применить  определенные способы воздействия  с целью их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что содержание социальных технологий существенно различается. Определим  кратко содержание наиболее важных социальных технологий, что поможет более  подробно рассмотреть специфику  технологий в социальной работе.

Глобальные социальные технологии связаны с решением общечеловеческих проблем и способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи обг щества и природы. Следовательно, их внедрение, прямо или косвенно, связано с жизнедеятельностью людей, их социальной защищенностью.

Одной из разновидностей универсальных технологий .является технология глобального моделирования (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения  населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают закономерности территориальной социальной жизни и планомерные ее изменения.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, рациональному использованию материальных и других ресурсов общества.

Рутинные социальные технологии (технологии, основанные на прошлом опыте) в отличие от инновационных характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют/социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические социальные технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ).

Демографические технологии имеют своим содержанием изучение и выработку способов механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, из взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, являющихся своеобразными способами снятия напряженности, решения проблем: 1) позиционное противостояние; предъявление контрпретензий для разрешения взаимных уступок, сохраняя статус-кво; 2) демаркирование границ в связи с изменениями административного статуса; 3) компромисс, взаимные уступки; 4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); 5) уничтожение объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре  управленческих технологий особую важность имеют административно-управленческие технологиикак способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что этот вид технологий (как и многие другие) самым прямым образом связан с решением задач социальной работы. К, такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, как методы воздействия на установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

 
Специфика и классификация  технологий в социальной работе

 

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности  объектов, субъектов, содержания, средств  и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной  литературе — они трактуются как  совокупность приемов, методов и  воздействий, применяемых социальными  службами, отдельными учреждениями социального  обслуживания и социальными работниками  для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные  технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте  социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными  науками — социологией, теорией  социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией  и др.

Классификация технологий в социальной работе, как  уже гсн верилось, может быть самой  разнообразной". Это связано с  тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную  систему упорядоченного множества  взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При  анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать  классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в  виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с  людьми (в частности, с клиентами  и социальными работниками) и  возникающими между ними отношениями.

Социальная  работа может быть рассмотрена и  как вид больших систем, поскольку  включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку;, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя технологии в социальной работе как  науке, необходимо учитывать, что она  представляет собой такую сферу  деятельности, функция которой состоит  в выработке и теоретической  систематизации объективных знаний об определенной действительности —  социальной работе (а при понимании  социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач  как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов  и технологий разрешения различных  социальных и других проблем применительно  к разным индивидам, слоям и группам  населения.

Характеризуя  технологии социальной работы как науки, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и  методы (экономические, правовые, социально-педагогические и др.).

В этом случае социальные технологии рассматриваются  как способы применения теоретических  выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в  этой связи подчеркнуть особенность  социальной работы как науки —  органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как  учебной дисциплине (цикле учебных  дисциплин), то сущностью социальных технологий является целостное представление  о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. Иными  словами, эти технологии носят в  основном обучающий, информационный характер,

В этой связи важно видеть общее и  особенное в технологиях образования  в области социальной работы, что  связано с системой обучения: получение  среднего специального и высшего  образования (с учетом ступеней высшего  образования; неполного высшего  образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура  и докторантура, система повышения  квалификации и самообразования.

В самом  учебном процессе технологии обусловлены  стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная); занятиями  аудиторными,.самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий используются и формы  обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное  проектирование, коллоквиум, различные  виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.). ' ',

Если  социальная работа рассматривается  как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий  государственных, общественных и частных  Организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся  слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности к концентрированном виде социальные технологии приобретают вид обобщенных накопленных и систематизированных  теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Такой общий подход позволяет продвинуться на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе, — имеются в виду фактически все  три отмеченных аспекта социальной работы, в которых технологии выступают  преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта, практики (деятельность).

С учетом сказанного технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям. И это  вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и  цели.

Каждый  компонент может служить основанием для систематизации технологий в  социальной работе, и все структурные  компоненты находятся в системной  зависимости друг с другом (рис. 7.1). Рассмотрим некоторые компоненты социальной работы.

Объект. Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это — старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Кроме того, объект социальной работы может  быть представлен различными уровнями ассоциативности: индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение  лиц со сходными трудностями и  т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие  технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним  человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

По  отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и  «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что  связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и  поддержке государства, и помогающих человеку, группам "(слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных  болезней», но и их предотвращению, например делая все возможное  для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих  мест, перепрофилирования тех или  иных цехов, предприятий, учреждений и  т.д.

Это возможно сделать также путём  создания (реализации) технологий более  глобального характера, затрагивающих  сам процесс функционирования и  развития общества.

«Внутренние»  технологии адекватны «частным»  технологиям — на уровне индивида, группы — и направлены на решение  проблем конкретного человека или  группы, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, мобилизацию  их внутреннего потенциала, использование  имеющихся ресурсов.

Средства. Учитывая, что социальная технология — это совокупность способов, методов приемов организации человеческой деятельности, выделим несколько групп методов, применяемых в социальной работе и определяющих использование той или иной технологии.

Прежде  всего это классические методы социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, — применяемые к тому или иному  уровню объекта и служащие основой  «частных», «внутренних» и «внешних»  технологий.

Несмотря  на различие методов и конкретных сфер практической работы, можно представить  технологическую схему их применения в виде шести основных этапов:

1) встреча  с клиентом и установление  контакта;

2) оценка, диагноз и определение проблемы;

Информация о работе Технология социальной работы. Классификация технологий социальной работы