Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 05:44, курсовая работа
Технологии социальной работы – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной помощи населению.
Ведение _________________________________________3 стр.
1. Молодежь как объект социальной работы.
1.1Молодежь – специфическая социальная группа.___5 стр.
1.2Молодежная политика государства._____________14 стр.
2.Социальная работа с молодежью.
2.1Учреждения по работе с молодежью._____________16 стр.
2.2Формы и методы работы с молодежью.___________23 стр.
Заключение_______________________________________29 стр.
Список используемой литературы___________________31 стр.
В конце ХХ в. рождение здорового ребенка из правила стало редким исключением. Почти все младенцы имеют врожденные пороки физического или умственного развития. Проблемой стало формирование пополнения Вооруженных сил России – более 80 % призывников признаются не годными для воинской службы. Возрастает число людей обоего пола, страдающих бесплодием. В совокупности это уже в обозримом будущем может привести к прогрессирующей деградации российского общества, а в отдаленной перспективе – к угасанию всей человеческой цивилизации.
Еще одна причина, негативно
сказывающаяся на выполнении воспроизводственной
функции – экономическая
Третья причина – высокая доля разводов, приходящаяся на первый - третий годы совместной жизни, - вызывается также во многом социальными и экономическими обстоятельствами. После развода дети, как правило, остаются при матерях – одиночках, что негативно сказывается на процессе социализации таких детей и также препятствует выполнению ими воспроизводственной функции в будущем.
Трансляционная функция
– это процесс восприятия, сохранения
и воспроизводства всего
Социализация – процесс комплексный. Она предполагает активное взаимодействие объекта социализации (в данном случае – подростка) с субъектом (воспитателем) и их обоих – с окружающей социальной средой. Наиболее адекватно социализация происходит в традиционных обществах, где все социальные роли и функции однозначны и заданы традицией (обычаем). В этом случае социализация мальчика (юноши) сводится к подготовке выполнения роли мужчины – отца семейства, девочки (девушки) - выполнения роли матери, хозяйки дома, в обоих случаях копирующих имеющийся образец, то есть их родных мать и отца.
Другое дело – современное общество, где социальные роли нередко слабо выражены, смещены или слиты, где на традиционную социализацию в семье (даже если она полностью адекватна ситуации) накладывается вторичная социализация в учебном заведении, группе товарищей, референтной группе, информационном пространстве (кино, видео, Интернет), что делает конечный результат социализации практически непредсказуемым.
Наибольшую остроту в современном обществе приобретает проблема криминальной социализации молодежи, связанная с распространением среди широких масс населения субкультуры преступного мира, ослаблением эффективности социального контроля, широким тиражированием средствами массовой информации сцен преступной деятельности и насилия.
В конце ХХ – начале ХХI в. в России, как и во всем мире, наблюдается заметный рост молодежной преступности. Наиболее типичные правонарушения – драки, хулиганства, воровство, вымогательство, разбой, мошенничество, изнасилование, убийства.
Рост криминогенного влияния в молодежной среде проявляется в виде увеличения числа молодежных преступных группировок; повышения доли молодых людей во «взрослых» преступных группировках; неуважения к закону, представления о нем как факторе второстепенной важности. Для российской молодежи 1990 – 200-х гг. характерны правовой нигилизм, снижение нравственных и правовых барьеров, отделяющих молодежь от криминального мира, аберрация оценок роли криминальных «авторитетов» и правоохранительных органов, рост тяжких преступлений.
Социологические исследования, проведенные в молодежной среде в 1990 –е гг., показали наличие существенных изменений в сознании и поведении молодых людей. Это проявилось в заметной трансформации социального самочувствия (доминирующее чувство опасности среди девушек, безразличие или ненависть среди юношей); нежелание большей части молодежи содействовать органам правопорядка в борьбе с преступностью; проникновении в ее сознание и поведение элементов криминальной субкультуры (уголовно – тюремный фольклор, жаргон, татуировки); ослаблении правовых регуляторов поведения; высокой степени вовлеченности молодых людей в совершение преступлений (60% опрошенных хотя бы один раз нарушили закон). Юноши подвергаются криминогенному влиянию заметно больше , чем девушки. А наиболее опасный в этом отношении возрастной период – от 16 до 21 года. Довольно неожиданным оказалось то, что большинство молодых правонарушителей – выходцы из материально благополучных семей.
Конфликт поколения, заметно обострившийся во 2 – й половине ХХ в., также существенно влияет на выполнение трансляционной функции молодежи. Юноши и девушки все более проявляют склонность к отказу от опыта старших, отрицая не только своих отцов и матерей с их устоявшимися «консервативными» взглядами на жизнь, но и все общество с его современными социокультурными ценностями и нормами.
Проблема «отцов и детей» - это явление не сегодняшнего или вчерашнего дня. О ней говорили и сто, и тысячу лет назад, поскольку она коренится в самой природе человека, в его стремлении к самостоятельному открытию мира и постоянному поиску нового.
Социальная основа конфликта – несовпадение ценностных ориентаций и норм жизнедеятельности разных поколений. Происходит это потому, что каждая новая генерация социализируется в иных, измененных условиях, интернализуя соответствующие этим новым условиям базовые ценности и нормы. Чем быстрее эволюционирует общество, тем больше отличаются характер и условия социализации, тем глубже социальный конфликт «отцов и детей».
Все ускоряющиеся темпы изменения общественной жизни на рубеже ХХ – ХХI вв. провоцируют невиданное доселе явление, когда социализация каждого последующего поколения воздвигает настолько неопределимую преграду между ним и поколением предыдущим, что это в конце концов создает угрозу самому существованию человеческого сообщества в будущем.
Наиболее угрожающими
- неуважение к жизненному опыту старших («они ничего не понимают в современной жизни, они безнадежно устарели»);
- отказ от нравственной
- пренебрежение к прошлому
- ориентация на потребляющий
характер взаимодействия с
- девальвация института семьи
как основного инструмента
К счастью, в обществе существуют факторы, объективно оптимизирующие процесс взаимодействия поколений и положительно влияющие на трансляцию социального опыта. Наиболее важными среди них являются следующие. Во – первых, молодежь, хочет она только или нет, вынуждена опираться на жизненный опыт и традиции старшего поколения, иначе она полностью утратит возможность к нормальной жизнедеятельности. Во – вторых, межпоколенные отношения включают встречные информационные потоки - не только от родителей к детям, но и от детей к родителям, что позволяет старшим в какой – то мере адаптироваться к новым социальным условиям и уже не выглядеть в глазах их детей «случайно выжившими мамонтами». В – третьих, практика показывает, что наиболее глубинные слои культуры, такие как традиции, формы быта, базовые жизненные ценности, нормы семейной жизни и т.д., изменяются и уходят из нашей жизни гораздо медленнее, чем последние новации в социальной и политической сферах. Именно они создают тот мостик, благодаря которому сохраняется связь и преемственность поколений, пусть проблемно, но все же реализуется трансляционная функция современной молодежи.
Инновационная функция – это деятельность молодых людей, направленная на обновление социальной жизни общества, обеспечение его устойчивого развития. Молодежь – та социальная группа, которая объективно, в силу присущих ей социальных особенностей, в наибольшей степени способна выполнять данную функцию. Она полна сил и жизненной энергии, свободна от заблуждений и предрассудков прошлого, открыта для новых знаний и нового жизненного опыта, оптимистично смотрит вперед и ощущает себя будущим хозяином жизни. В отличие от старших поколений, молодежи нечего терять (в виде привилегий, званий, постов, собственности и т.д.), но есть огромное желание все это приобрести, и как можно скорее.
Во всяком обществе и во все времена существуют факторы, которые способствуют и препятствуют выполнению молодежью данной функции. К первой можно отнести: ориентацию молодежи на поиск путей улучшения жизни общества, на решение старых проблем новыми методами; позитивную (созидательную) ориентированность их деятельности. Современный мир как никогда ранее открыт для инноваций. Этому служат демократизация социальной и политической жизни; общедоступность среднего, а во многих странах и высшего образования; достижения научно – технического прогресса (в первую очередь – формирование мирового информационного пространства); всеобщая ориентация на прогресс во всех сферах человеческой деятельности.
Среди факторов, препятствующих инновационной деятельности молодежи в современном обществе можно назвать наметившуюся тенденцию к снижению молодежной составляющей в механизме социального воспроизводства; отток молодежи из сферы материального производства сферу потребления и досуга; усиление социального расслоения и, как следствие, люмпенизацию большой ее части (что особенно характерно для России в конце ХХ – начале ХХI в.).
1.2 Молодежная политика государства.
Для современной России как никогда важна направляющая деятельность государства, которая позволила бы закрепить позитивные тенденции в молодежной среде и ослабить, если не устранить, негативные. Этому служит молодежная политика: деятельность государства, политических партий и общественных организаций, направленная на обеспечение политической, социальной, культурной и экономической поддержки молодых людей, а также создание условий для активного участия молодежи в жизни общества, полной и всесторонней реализации ее творческого инновационного потенциала.
В основе нынешней государственной молодежной политики президентская программа «Молодежь России», подписанная Б.Н. Ельциным еще в 1994г. Основными субъектами ее реализации являются: Департамент по делам молодежи Министерства образования Российской Федерации, соответствующие отделы и ведомства в структурах правительств краев и областей России.
Приоритетными направлениями молодежной политики сегодня являются: соблюдение прав молодежи; установление гарантий на получение минимума социальных услуг (по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению и организации отдыха, социальному обслуживанию, поддержке в трудовой жизненной ситуации); поддержка молодой семьи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; содействие предпринимательской деятельности; развитие научного, технического и художественного творчества; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; развитие художественного творчества детей и молодежи; формирование условий для гражданского становления, духовно – нравственного и патриотического воспитания; содействие международным молодежным обменам; организация научных исследований по молодежной проблематике; система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью; организация и финансирование вопросов реализации государственной молодежной политики.
К сожалению, приходится констатировать, что за годы, прошедшие после принятия программ «Молодежь России», положение молодых людей в нашем государстве улучшилось незначительно. Недостаточное внимание к молодежным проблемам со стороны властных структур, нежелание, а часто и объективная невозможность кардинального их решения в обозримом будущем, создают реальную угрозу нарастания негативных тенденций в ее среде, угрозу прогрессирующей десоциализации молодежи.
2.Социальная работа с молодежью
2.1 Учреждения по работе с молодежью.
Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр начал свою деятельность как молодежная социальная служба комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края в 1994 году. С 1996 года центр работает как комплексное учреждение социальной помощи молодежи. Учреждение – Лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области государственной молодежной политики, опорный центр по социальной работе с молодежью Департамента по молодежной политике Минобразнауки РФ, имеет почетный статус Минздравсоцразвития РФ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Клиника, дружественная к молодежи
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Сохранение, укрепление и развитие духовного, психического и физического здоровья. Социального благополучия для достижения жизненных планов молодежи.
ЗАДАЧИ ЦЕНТРА:
- Социальное воспитание подростков и молодежи.
- Формирование нравственных ценностей и здорового стиля жизни, профилактика поведенческих болезней.
- Оказание помощи подросткам,
оказавшимся в трудной
Информация о работе Технология социальной работы с молодежью