Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:57, контрольная работа
Цель курсовой работы – рассмотреть технологию консультирования в центрах занятости.
Задачи данной работы обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является Центра. занятости населения г. Барнаула.
Предмет исследования – технология консультирования.
Методологической основой разработки выбранной темы является системный и последовательный подход к изучению предмета исследования, который и определил содержание глав данной работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы консультирования в центрах занятости 5
1.1. Понятие социального консультирования 5
1.2. Технология профессионального консультирования в центре
занятости 13
2. Анализ технологий консультирования на примере
Центра занятости населения г. Барнаула 25
2.1. Общая характеристика деятельности организации 25
2.2. Структура Центра занятости населения г. Барнаула 27
2.3. Анализ технологий консультирования в центре занятости 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложение
Все чаще клиентами службы занятости населения становятся подростки. КЦЗ г. Барнаула совместно с органами власти, предприятиями организует для них временные работы в свободное от учебы время. КЦЗ г. Барнаула уделяет особое внимание профессиональной реабилитации инвалидов. Продолжится тесное сотрудничество с органами медико-социальной экспертизы.
2.2. Структура Центра занятости населения г. Барнаула
Центр занятости возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого производится руководителем Федеральной службы по труду и занятости. Директор Центра занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Центр занятости функций.
Директор Центра занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет прием и увольнение работников Центра занятости.
Заместители директора Центра занятости назначаются на должность и освобождаются от должности директором Центра занятости Главный бухгалтер назначается на должность, и освобождаются от должности директором Центра занятости
Директор Центра занятости: утверждает структуру и штатное расписание в пределах установленного фонда оплаты труда и предельной численности работников; представляет в территориальный орган для утверждения смету доходов и расходов на содержание Центра занятости;. устанавливает на основе Единой тарифной сетки в соответствии с действующим законодательством и утвержденным штатным расписанием оплату труда работников, осуществляет премирование и иное материальное поощрение работников по результатам деятельности; без доверенности действует от имени своей организации, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Центра занятости; заключает в соответствии с действующим законодательством с сотрудниками Центра занятости договоры о материальной ответственности; представляет руководителю территориального органа предложения по проекту ежегодного плана и прогнозным показателям деятельности Центра занятости, а также отчет об их исполнении. [14]
Директор Центра занятости несет ответственность за: результативность бюджетных расходов, обоснованность потребностей в ресурсах для выполнения задач и показателей деятельности Центра занятости; состояние финансово-хозяйственной деятельности Центра занятости, использование выделенных бюджетных и иных средств; подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка; сохранность закрепленного на праве оперативного управления имущества; сохранность документов (учетных, управленческих, финансово- хозяйственных, по личному составу и других), передачу на хранение документов в установленном порядке.
При разработке организационной структуры управления было произведено эффективное распределение функций управления по отделам.
Как руководители высшего звена так и руководители отделов центра занятости населения выполняют определенные функции.
Разделение управленческого труда носит горизонтальный характер: во главе отделов стоят конкретные руководители. Это директор, заместители директора и начальники отделов центра занятости.
Результативность деятельности любой организации в том числе и службы занятости населения зависит от того, насколько благоприятные условия для развития положительных качеств персонала, и условия для наиболее полного проявления этих качеств в практической деятельности. В этой связи особую значимость имеют следующие стороны:
- социально-экономическая,
- административно-правовая, содержащая
перечень должностных
Общественно-политическая сторона связей службы занятости отведена трудовому коллективу и, который имеет право контроля за деятельностью администрации.
Любое несоответствие оказывает отрицательное воздействие на психологический климат в коллективе, а значит и во всей организации.
Персонал - наиболее ценный актив службы занятости. Человеческие ресурсы рассматриваются, как важнейший внутренний ресурс. Поэтому формирование коллектива службы и эффективное управление им имеет ключевое значение для эффективной деятельности [14].
Проблема подбора кадров обусловлена, прежде всего, объективными факторами - состоянием качества рабочей силы на рынке труда и спецификой работы учреждения. Возможности руководителя в решении данной проблемы отчасти ограничены. Тем не менее, у руководителя существуют внутренние социальные, организационные и экономические резервы, с помощью которых возможно улучшить качество работы персонала на базе существующего кадрового состава. Продвижение по службе своих работников удобнее и выгоднее. Это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность к своей организации.
На формирование благоприятной атмосферы внутри организации оказывают влияние особенности социального состава коллектива
По возрасту группы специалистов и руководителей, работающих в службе занятости, дифференцируются следующим образом
- до 30 лет — 10%,
- 30-39 лет — 66%
- 40 лет и старше — 24%.
Разделение специалистов центра занятости по возрастным группам на рисунке 3
Рисунок 2 - Возрастной состав специалистов центра занятости
По этим данным видно, что «молодежь» составляет в службе занятости меньшинство. Лишь каждый десятый представляет эту группу.
Подавляющее большинство — люди среднего возраста. Четверть сотрудников — 40 лет и старше («зрелый возраст»).
У подавляющего большинства сотрудников высокий уровень образования (96% имеют за плечами техникум или вуз). Образование, прежде всего вузовское, формирует у человека определенный тип мышления, который необходим учреждению в условиях высокой степени неопределенности социальной и экономической среды.
По своей занимаемой должности работников службы занятости населения можно сгруппировать следующим образом:
директоры центров занятости населения и их заместители — 12%,
главный бухгалтер, бухгалтера — 32%,
специалисты — 56%.
Состав занимаемых должностей показан на рис. 4.
Рисунок 3. - Состав занимаемых должностей сотрудников ЦЗН
Стаж работы в службе занятости населения до одного года имеет 10% от одного года до 3 лет 35%, от 3 до 5 лет 40% сотрудников и от 5 лет и более 15% Стаж работы сотрудников отражен на рисунке 5.
Рисунок 4. - Стаж работы сотрудников ЦЗН
Социально-профессиональный состав руководителей и специалистов службы занятости населения в включает
экономисты, бухгалтеры,
финансисты, товароведы — 17%,
библиотекари, библиографы,
статистики — 14%,
агрономы, зооинженеры,
зоотехники — 30%,
учителя, педагоги — 14%,
инженеры, техники, мастера — 10%,
юристы, правоведы,
журналисты, психологи,
медицинские работники,
программисты — 10%,
другие – 5%
Социально-профессиональный состав сотрудников центра занятости отражен на рисунки 6.
Рисунок 5 - Социально-профессиональный состав сотрудников ЦЗН
Самые значимые качества сотрудника службы занятости, с точки зрения безработных, это — не интеллектуальные интересы, не кругозор, не исполнительность, не коллективизм и даже не психологическая устойчивость и умение анализировать статистические данные. Самыми востребованными у посетителей служб занятости становятся нравственные качества, связанные с отзывчивостью, желанием помочь людям, с умением доходчиво объяснять людям их права, с общительностью, умением контактировать с людьми, со знанием нормативно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда, занятости и миграции населения [9]
Самыми востребуемыми профессионалами в службе занятости населения, являются юристы и психологи. Выбор юристов закономерен, если учесть, насколько беззащитно в правовом отношении население.
Выбор психологов так же
представляется не просто «данью моде».
Здесь сказывается также
Как правило, нужны специалисты по первичному приему посетителей службы занятости, по анализу и прогнозу ситуации на рынке труда, сбору вакансий рабочих мест в территории, созданию и обслуживанию банка данных этих вакансий, по профориентации и консультированию, организации профессионального переобучения и переквалификации, психологической поддержки, адаптации и реабилитации, маркетингу в сфере занятости. [12]
Вместе с тем, все без исключения сотрудники службы занятости сами нуждаются в постоянной психологической поддержке, информационно-коммуникативной подготовке, «Активная» стратегия способствует формированию убеждения в том, что служба занятости выступает не более чем одним, хотя и важнейшим, помощником для ищущих работу, «пассивная» стратегия в большей степени ориентирует людей на потребительское отношение к такого рода службам.
В процессе формирования и развития службы занятости населения. г. Барнауле сложилась глубокая потребность в выявлении качественно-количественной основы измерения социальной эффективности деятельности ее сотрудников.
К показателям такой деятельности следует отнести их профессиональную подготовку. Сотрудники службы занятости населения в нуждаются сегодня в значительной степени в повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке. В ряд наиболее значимых условий, необходимых для того, чтобы стать хорошим специалистом, попадают предложения, связанные в той или иной степени с совершенствованием профессиональных качеств, получением профессионального образования, овладением необходимыми технологическими навыками в работе, постоянном обновлением информационной, нормативно-правовой базы, используемыми в своей деятельности [14].
Повышение социально-профессионального статуса сотрудников службы занятости населения до уровня государственных служащих закономерным образом предполагает качественное изменение их профессиональной подготовки и образования.
С учетом важнейших направлений работы службы занятости населения среди их сотрудников,, выдвигаются на первое место такие специальности, как юриспруденция и психология. Это отвечает объективным потребностям в социально-правовой и социально-психологической помощи и защите граждан, ищущих работу.
2.3. Анализ технологий консультирования в центре занятости
Профконсультанты
Служба занятости оказывает клиентам следующие профконсультационные услуги:
- Профессиональное информирование.
- Профессиональное консультирование.
- Психологическая поддержка.
Профессиональное
- о состоянии рынка труда нашего города и тенденциях его изменения;
- о профессиях, требуемых сегодня на рынке труда;
- о содержании профессий;
- о требованиях к работнику конкретной профессии (состояние здоровья, необходимые психофизиологические качества, способности, образование и т. д.).
Профессиональное
- выбора профессии, перемены профессии на основе Ваших профессиональных интересов, склонностей, способностей;
- возможности профессионального обучения (учебные заведения, формы обучения, оплата и т. д.);
- перспектив трудоустройства
по конкретной профессии.
В арсенале психологов-профконсультантов
разнообразные психологические тесты
и компьютерные методики, в том числе аппаратура
по психофизиологической диагностике,
с помощью которых оцениваются реальные
способности и индивидуальные особенности
человека.
Психологическая поддержка:
- снятие психологического напряжения и переутомления;
- проведение сеансов коррекции психологического состояния личности;
- оказание помощи в реальной оценке своего положения на рынке труда;
- обучение навыкам грамотного поиска работы, в том числе проведению переговоров с работодателем, составлению резюме и т. д.
При обращении в Центр занятости населения необходимо заполнить заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (См. Приложение 1)
В городе Барнауле в сентябре 2010 г. подведены итоги общегородского конкурса буклетов, проектов профориентационной рекламы, презентаций и видеороликов «Моя будущая профессия» среди учащейся молодежи города Барнаула, который организавал Центр занятости населения г. Барнаула.
Конкурс был направлен
на решение следующих задач:
- расширение кругозора молодых людей
и формирование интереса к профессии;