Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:38, реферат
Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Понятие "социальная диагностика" определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
Введение 3
Стадии социальной диагностики 3
1. Стадия осмысления 4
2. Стадия разработки альтернативных целей 5
3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние 7
Принципы социальной диагностики 8
1. Принцип объективности 8
2. Принцип комплексного подхода 8
3. Принцип причинной обусловленности 9
4. Принцип позиционности 9
5. Принцип научной обоснованности и подтверждаемости 9
Методы социальной диагностики 10
Заключение 12
Список литературы 13
Социальная диагностика
Оглавление
Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и верно выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.
Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Понятие "социальная диагностика"
определяется как комплексный процесс
исследования социального явления
с целью выявления, распознавания
и изучения причинно-следственных связей
и отношений, характеризующих его
состояние и тенденции
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
Разумеется, в реальной работе жёстко выдержать подобные последовательность и разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке. Однако, для того, чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса.1
Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе.
Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия - одна из наиболее «болезненных» для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.2
Во-первых, в ходе совместной деятельности
клиента и социального
Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия.
В-третьих, следует произвести анализ
той системы социальных связей и
отношений, в которые включён
субъект, а так же содержание его
статусно-ролевых характеристик
Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта.
Именно указанная выше необходимость признать собственные ошибки и просчёты и собственную ответственность за возникновение конкретной проблемы или группы проблем, делают названную стадию социальной диагностики весьма болезненной для человека. Разумеется, острота восприятия во многом зависит от его индивидуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее, было бы ошибкой предполагать, что человек способен совершенно без ущерба для своего психического и психологического состояния признавать несовершенство собственных решений и действий. Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем.
В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах.
Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя следующие элементы.3
Во-первых, - определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные, объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т.п.
При этом, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.
Вторым необходимым элементом рассматриваемой стадии социальной диагностики является расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека или группы, активизация их творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. При этом, необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать не только какие-либо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы ранее, на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы или комплекса проблем, с которыми сталкивается субъект. Например, решение упоминаемой выше проблемы поиска новой работы, зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.
Наконец, третьим элементом настоящей стадии социальной диагностики является построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Как элемент социальной диагностики, идеал не предполагает своеобразного «отлёта» от реальности. В рассматриваемом случае, это перспектива, отодвинутая во времени и определённое обоснование всей дальнейшей деятельности субъекта.
Как и на предыдущих стадиях разработки
альтернативных целей, построение подобного
идеала предполагает совместную деятельность
социального работника и
Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.4
Будучи завершающим стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих процедур.5
Во-первых, рационализация целей субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и чёткая последовательность.
Во-вторых, определение социальных
партнёров и союзников
В-третьих, определение тактических приёмов достижения субъектом поставленных целей. В этом случае, социальный работник и клиент в ходе совместных усилий должны определить наиболее эффективные и результативные пути и способы деятельности последнего в ходе реализации ранее намеченной программы. Причём, эти пути и способы деятельности должны лежать в «поле» возможностей и способностей субъекта, его социальных партнёров и союзников.
В-четвёртых, поиск и определение материальных средств реализации поставленных целей. Это могут быть финансовые средства, организационные, технические, технологические и др. Все они должны быть доступны субъекту и освоены им освоены им. Только в этом случае последующее использование выбранных материальных средств деятельности позволит человеку, группе или организации добиться поставленных целей.
И, наконец, в-пятых, разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. На данном этапе завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему, во-первых, преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и, во-вторых, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.
При этом важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению. Кроме того, не менее важно определить и степень реализуемости разработанной выше программы.6
Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.7
Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника.8
предусматривает непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности. Сложность реализации этого принципа в том, что лицо, осуществляющее социальный диагноз, само, в силу индивидуальных особенностей может привносить субъективное мнение в оценку полученных результатов, а порой идти на скрытый подлог или игнорирование особенно нежелательных фактов или тенденций.
предполагает исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза. Вся соц.сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления. Напр., задавшись целью разработать соц. диагноз состояния пожилых людей в результате монетизации льгот, необходимо будет провести ряд специальных исследований по проблемам пенсионного обеспечения, мед.обслуживания, жилищных условий, обеспеченности ухода со стороны членов семьи ил по проблемам одиноких пожилых людей. Полученные результаты не могут рассматриваться в отрыве от обстановки в стране в целом, дальнейшими перспективами развития общества, потому что проблемы пожилых носят общечеловеческий характер, и их решение возможно только на уровне общества и государства в целом.
Информация о работе Техология диагностики в социальной работе