Техология диагностики в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Понятие "социальная диагностика" определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение 3
Стадии социальной диагностики 3
1. Стадия осмысления 4
2. Стадия разработки альтернативных целей 5
3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние 7
Принципы социальной диагностики 8
1. Принцип объективности 8
2. Принцип комплексного подхода 8
3. Принцип причинной обусловленности 9
4. Принцип позиционности 9
5. Принцип научной обоснованности и подтверждаемости 9
Методы социальной диагностики 10
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

диагностика.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)
  1. Принцип причинной обусловленности

направлен на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать  какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе». Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию. Напр, преступность: по данным американских социологов и психиатров, рост безработицы всего лишь на 1% увеличивает число совершаемых в стране убийств на 650, а тюрьмы пополняются более чем на 3 тыс. преступников.9

  1. Принцип позиционности

заключается в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить такие важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы.

  1. Принцип научной обоснованности и подтверждаемости

особенно важен, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Последовательная реализация перечисленных  принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального  диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.10

Методы социальной диагностики

Что касается методов социальной диагностики, то необходимо заметить, что каждая социальная проблема, а тем более, комплекс проблем, требуют собственных методов постановки социального диагноза. Тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространённых и эффективных методов социальной диагностики.11

1.Общенаучные, представляющие собой  процедуры исследования любой  проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.

2.Социологические, направленные  на изучение именно социальных  проблем с учётом их специфики  и своеобразия. Это, прежде  всего, конкретные социологические  исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.

3.Психологические, позволяющие  исследовать проблемы, лежащие в  «поле» межличностных, внутригрупповых  и тому подобных отношений.

4.Специальные, направленные непосредственно  на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.

В практике психосоциального консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые используются в практической деятельности социальных работников. Это методы сбора информации, обработки и анализа информации, методы определения приоритетов проблемы.12

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является самым универсальным  методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для  выявления конкретных фактов при  помощи большого круга лиц. Углубленный  сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа  информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для  сравнения используются нормативные  эталоны, стандарты, выбранные как  желаемые показатели. Проблема возникает  в случае отклонения от существующего  стандарта.13

В ходе проведения диагностики важно  выделить такие сравнения, которые  помогут определить потенциальные  результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе диагностики  требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.

Широкое распространение получил  метод ранжирования альтернатив, в  процессе которого эксперт упорядочивает  все имеющиеся варианты решения  исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.14

Метод качественных оценок - методом измерений и дифференциаций, - осуществляемый с привлечением группы экспертов. Применение этого метода наиболее целесообразно на заключительной стадии, когда возникает  необходимость  выбора наиболее оптимального варианта решения исследуемой проблемы с учетом конкретных условий. При этом суждения экспертов служат основным источником информации.

Выше перечисленные методы не исчерпывают  всего многообразия методических способов и приемов осуществления  социальной  диагностики . Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Заключение

В повседневной жизни  человеку часто приходится проверять  свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее.15

Итак, социальная диагностика  — особая, достаточно сложная область  профессиональной деятельности, требующая  специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника.16 Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности.

Итак, диагноз, в конечном итоге, свод показателей  на данный момент состояния изучаемого (управляемого) объекта. Значит ли это, однако, что замершие цифры и есть настоящий диагноз ? Нет, это лишь основание для установления диагноза. А это сложный исследовательский процесс, в котором действует как объективный, так и субъективный фактор. Стоит только установить субъективно определённые точки отсчёта по разным принципам и картина социального явления будет представляться по-разному. Оценивает сложившуюся систему показателей социолог, от него, как от субъекта исследования многое зависит. Это значит, что квалификация исследователя накладывает свой отпечаток на результаты исследования, т.е. на установление диагноза.

Поэтому мы говорим  о социальной диагностике как  о сложном социальном исследовании, в котором имеют место как статистические данные, так и динамические ряды показателей, конечной точкой которых все-таки остаётся данный момент. Как только мы заговорили о том, что будет в следующий, хотя бы самый приближённый момент времени, то это будет уже не диагноз, а прогноз, т.е. следующая составная часть общего процесса социального управления.

Список литературы

  1. КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-92с.
  2. Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)
  3. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.  учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  4. Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2006.— 596 с.
  5. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. -—Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 400 с.(«Высшее образование»).
  6. Технология  социальной  работы : В  2  ч. Самара: Издательство «Самарский университет». Ч.1. 2006. 174 с.; Ч.2. 2007. 222 с.
  7. Филатов В.А. Технология социальной работы: учебное пособие/В.А.Филатов, М. В. Станкова, Т.В.Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 124 с.
  8. Технологии социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции. - Омск: 2009. – 386 с.
  9. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004.

1Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 311 - (Серия «Высшее образование»)

2КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С. 56

3КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С. 57

4КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С.60

5КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С. 64

6Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. –С. 345 - (Серия «Высшее образование»)

7КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С. 70

8 См. там же

9Филатов В.А. Технология социальной работы: учебное пособие/В.А.Филатов, М. В. Станкова, Т.В.Щитова, Е. М. Кузнецова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С. 27

10Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 215 - (Серия «Высшее образование»)

11Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2006.— 596 с.

12КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.- С. 71

13Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 227 - (Серия «Высшее образование»)

14КузнецоваЛ.П.Основныетехнологиисоциальнойработы:Учебноепособие.-Владивосток:Изд-воДВГТУ,2002.-С. 73

15Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш.  учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — С. 154

16Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 291 - (Серия «Высшее образование»)

 


Информация о работе Техология диагностики в социальной работе