Теоретические аспекты социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:06, доклад

Описание работы

Основные положения теории социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты социализации.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени  пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые  ученые придают этому этапу социализа ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая  воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой  этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в  процессе социализации может иметь  переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может  приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание  идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась  никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние  человека, вызванное возрастом и  пошатнувшимся здоровьем, может  усугубиться психологически и привести к невротизации.1

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к  ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого  этапа характерна большая роль воспитательного  воздействия. Поэтому практиче ски в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, до минированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам откло няющегося поведения».1

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что  вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного  воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного  воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя  или целого института - религии, вуза) изна чально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.2

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой  охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем  социальным институтом, который направлен  на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той  группы, которая пополнит ряды управленческого  и интеллектуально-гуманитарного  слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального  развития.3

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который  осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и  чем больше социальных факторов вовлечено  в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

Социализация молодежи в  современном российском обществе 
Каналы социализации современной российской молодежи  

Прежде всего, на мой взгляд, целесообразней будет рассмотреть  в данной главе теоретические  аспекты факторов оказывающих влияние  на процесс социализации, чтобы затем, рассматривая каналы социализации современной  российской молодежи иметь четкое представление  о механизме воздействия.

Факторы социализации можно  рассматривать в их различных  сочетаниях. Одно из них — выявление  макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.1

Теперь разобравшись с  теоретическими предпосылками каналов  социализации можно перейти к  освещению проблемы факторов оказывающих  влияние на социализацию молодежи в  современном обществе.

На основе вышеназванной  типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система  высшего образования, реформирование которой должно скорректировать  мотивацию обучения в высшей школе  и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учеб ной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.2

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять  и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, домини рующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Боль шой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социали зации, но и анализ его противоречий.3

Рассмотрим эти факторы  более подробно. Быстрые темпы  радикальных перемен в жизни  современных народов, усиление вероятностных  и стохастических тенденций в  социальном бытии населения Земли  делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и  особенно актуализируют процессы выживания  человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.4

Появление новых и радикальное  изменение традиционных каналов  социализации подрастающих поколений  в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

В последние десятилетия  в современной России, как и  в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.1

В условиях современной России, наблюдается постоянно сокращающаяся  численность молодежи, которая ставит перед российскими институтами  власти другое проблемы, связанные  с замещением существующих рабочих  мест необходимыми работниками, в связи, с чем на ближайшие три десятилетия  будет ускоренными темпами осуществляться иммиграция в РФ, со всеми связанными с этим комплексными социально-культурными  проблемами, в том числе и социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этмоциональных отношений российской молодежи к иммигрантам.

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов  социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах. Обучаясь на коммерческой основе, я сформировал свое мнение на данную проблему. На мой взгляд, маркетизация образования особенно высшего в условиях, когда большая часть общества являются относительно бедными, принимает обличье паразитизма, некой формой общественного каннибализма. Кроме того, коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.1 Высшее учебное заведение в том виде существующей сейчас – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.2

Реальностью российского  общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в  глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие  в этом пространстве, созданном при  помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы  поведения, моделируют и внедряют в  массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

Следует заметить, что влияние  телекоммуникации можно оценивать  и как отрицательное и как  положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление  новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так  и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает  все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Принципиальное отличие  советского телевидения от нынешнего  российского иллюстрирует трансформацию  одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для  себя.1

Распространенным феноменом  российской действительности стала  молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности  в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.2

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают  СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают  аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных  СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются  и усиливаются региональные и  локальные традиции в современной  духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

Информация о работе Теоретические аспекты социализации