Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:06, доклад
Основные положения теории социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Механизм социализации молодых
людей
Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.
По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.
Еще один механизм социализации
молодых людей имеет название
стилизованного, поскольку связан со
стилем жизни группы людей, характеризующихся
определенной субкультурой — комплексом
морально-психологических и
Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производствен ные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.
Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.1
Таким образом, можно сделать
вывод, что молодой человек
Проблемы социализации молодежи
в современном обществе
Все механизмы социализации,
так или иначе, касаются решения
трех групп проблем: социально-психологических,
естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические
Естественно-культурные проблемы
также оказывают влияние на процесс
социализации молодежи в современном
Российском обществе. Его содержание
связано с достижением
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы
социализации и их решения являются
объективной необходимостью для
личности. В случае осознания таких
проблем она вполне способна их плодотворно
решать — конечно, при наличии
необходимых объективных
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — спо собность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовле творению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима,
с одной стороны, идентификация
личности с обществом, с другой —
обособление в нем. Здесь и
возможны две крайности, которые
приводят личность к тому, что она
становится «жертвой социализации». Во-первых,
в случае полной идентификации с
обществом и «абсолютного»
Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые спо собны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.1
Примером такого поведения
может служить массовое распространение
алкоголизма среди молодежи. В
результате анализа приведенного мною
анкетного исследования в общежитии
№2 г.Оренбурга (приложение №1), я пришел
к выводу, что пристрастие к
алкоголю укоренилось среди молодёжи.
Большинство молодых людей
Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:
ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
не более трёх раз в неделю – 67% мужчин и 46% женщин.
не более трёх раз в месяц – 33% мужчин и 46% женщин
Таким образом, на лицо виден
дефект социализации молодых людей,
когда в роли социализирующего агента
выступали улица, общение с какими-либо
неформальными молодежными
Самое опасное в нынешнем
состоянии российского общества
- усиливающееся ощущение духовной
пустоты, бессмысленности, бесперспективности,
временности всего
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное). Социализация современного российского общества - это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е. - существовать на базе вакуума. Социализация - процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой - лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет - и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым - он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.