Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:39, реферат
Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики. Преступление состоит во внешне выраженном акте человека - действии или бездействии, осуществляющем как объективную, так и субъективную сторону соответствующего состава. Это - общественно опасное, виновное и наказуемое деяние, признаки которого точно предусмотрены в уголовном законе.
Правовое основание социальной работы промежуточно зафиксировано в основном законе государства – Конституция РФ. Статья 7 Конституции РФ гласит:
« 1. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Предоставление определения « социальное государство» впервые возникло для законодательства России: оно возникло в нашей стране конкретно в Конституции 1993 года и выделяет безусловность выполнения государством осуществлять конкретную социальную деятельность органов государственной власти и нести ответственность за заслуживающую достоинства жизнь общества, за развитие каждого человека в условиях свободы.
Социальность государства заключена в призвании заботы о создании обстоятельств, дающих достойную жизнь и развитие человека в условиях свободы. Достойная жизнь – это обеспеченность материально на уровне шаблонных стандартов нового развития социума, доступность к ценностям культуры, умственное и нравственное развитие человека в высшей степени.
УИК РФ установил обязательное социальное страхование осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду наравне со всеми гражданами Российской Федерации. Это касается пенсий по болезни, инвалидности, потери кормильца. Осужденным выплачиваются предусмотренные законом пособия по случаю беременности и родов, в связи с рождением ребенка др. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Пособие по безработице может выплачиваться осужденным, если они отбывают наказание, не связанное с лишением свободы. В законе от 19 апреля 1991 г. « О занятости населения Российской Федерации» специально оговорено, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособие по безработице.
2. Осужденные, как и все
граждане, получают трудовые и
социальные пенсии. Трудовые пенсии
могут быть назначены по
3. Если в момент осуждения
осужденный получал пенсию, по
его заявлению она
4. Осужденный вправе расходовать деньги, полученные в качестве пенсии или социального пособия, без ограничения по безналичному расчету для покупки в магазине учреждения продуктов питания и предметов первой необходимости, а также на иные нужды ( подписка на газеты и журналы, покупка книг через магазины « книга- почтой и т.п.).
5. Если осужденный утратил
трудоспособность во время
6. Из пенсий и социальных
пособий осужденных
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится и к осужденным, о чем гласит статья 29 от 1993 г. В Основах законодательства РФ « Об охране здоровья граждан», где оговаривается право на получение медпомощи задержанных по подозрению в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных, отбывающих наказания: права на получение медицинской помощи не только в УИС, но и в учреждениях госсистемы здравоохранения бесплатно. Но добровольное медстрахование приостанавливается по окончанию срока наказания.
В статье 43 Конституции РФ говориться о правах на образование: гарантирована доступность и бесплатность образования для детей дошкольного возраста, общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях и на предприятиях. Общее образование является обязательным, что должны предоставить родители или опекуны.
Права и свободы, освещенные в Конституции РФ могут быть предоставлены также для осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в учреждениях исправительной системы Министерства Юстиции РФ, так как они есть граждане РФ. Тем не менее осужденные не имеют права на передвижение, на место пребывания, на место жительства, на неприкосновенность частной собственности, на тайну переписки, телефонных переговоров.
На сегодняшний день система соцправа претерпевает обновление, которая выражается в формировании новой социально- правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода, дополняются социальной ценностью равенства.
Социальная работа в УИС является особым видом деятельности: работа осуществляется с осужденными, которые также являются гражданами РФ, совершившие преступления и отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в учреждениях исправительной системы Министерства Юстиции РФ.
Во второй части статьи 1 УИК РФ говориться о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в соцадаптации: помощь в приспособлении личности к новым правилам и нормам человеческого общежития, к иным условиям жизни в социуме. Закрепление в УИК данной задачи закрепляет и направление социальной работы с осужденными в УИС.
Сложность адаптивных ситуаций для осужденного заключается в приспособлении:
А) к требованиям режима в исправительных учреждениях, к среде осужденных, материальными и бытовым ограничениям;
Б) при изменении вида исправительного учреждения;
В) в связи с освобождением осужденного из исправительного учреждения.
Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законами РФ.
В уголовно- исправительном Кодексе России оговариваются следующие направления соц.работы: восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром.
Данная статья требуется для сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, таким образом происходит закрепление рассматриваемого направления социальной работы.
В соответствии со ст.91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденным разрешено получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осужденные имеют право получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения- иным лицам.
В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в УИС для медобслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья. Одна из задач соц.работы- это возвращение в социум полноценной личности, здоровой, способной вести нормальную жизнь на свободе после освобождения.
В УИК уделяется внимание профобразованию и профподготовке осужденных. В ст. 108 говорится о том, что в ИУ организуется начальное профобразование или профподготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения.
В соответствии со ст.181 осужденным, освобождаемым от лишения свободы на определенный срок , обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.
Согласно ст.182 Уголовно-исполнительного кодекса РФ « осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получения других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами.
В своевременных экономических условиях учреждения уголовно-исполнительной системы испытывают острый недостаток средств. Поэтому взаимодействие с благотворительными фондами, попечительскими советами, общественными государственными организациями религиозными конфессиями и организациями с различной формой собственности имеет большое значение.
Традицию попечительства пенитенциарных учреждений возродил Общероссийская организация « Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» ( Попечительский совет). Созданный в декабре 1999 года, он осуществляет свою деятельность с целью оказания содействия учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания в вид лишения свободы, проводит культурно- просветительские, физкультурно-спортивные и иные массовые мероприятия, а также оказывает учреждениям УИС гуманитарную помощь.
Существенно расширяется круг благотворительных и культурно-просветительских акций с началом деятельности региональных отделений Попечительского совета, которые созданы в 68 регионах РФ. Практика их работы в Алтайском, Ставропольском, Хабаровском краях, Ивановской , Псковской и Свердловской областях показывает, что избрание руководителями отделений ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти, известных и авторитетных людей способствует их становлению и повышению эффективности их работы.
В интересах дальнейшей гуманизации отбывания наказания осужденными в сентябре 2000 года ГУИН Минюста России подписано соглашение с международной неправительственной организацией « Международная тюремная реформа» о реализации проекта « Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». Основными его задачами являются обеспечение прав человека и сокращение численности осужденных к лишению свободы посредством более широкого применения мер, альтернативных тюремному заключению. Проект предусматривает создание эффективной экспериментальной системы контроля за осужденными без изоляции от общества в Рязанской , Самарской и Томской областях, затем эта модель будет распространена на шесть регионов, и в перспективе на всю Россию.
Сегодня нет сомневающихся в том, что религиозное образование лиц, лишенных свободы осуществляется в унисон стремлению реализовать социальную адаптацию к жизни на свободе , духовно возродить оступившихся, внести успокоение в души осужденных.
За последние 5 лет в исправительных учреждениях 37 регионов России созданы и действуют 93 воскресные школы, которые посещают свыше 4,5 тысяч осужденных, в 34 регионах на библейских курсах проходят обучение религиозным предписаниям, нормам вероучений и культовой практики свыше 2 тысяч осужденных. Также для этого используются многотиражные газеты, где публикуются выступления священников, верующих осужденных, освещается жизнь религиозных общин.
2.1 Социальная адаптация
лиц, вышедших из мест лишения
свободы и меры по ее
Контроль над лицами, освобожденными от наказания.
Опыт работы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно- правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется « криминологическим», « профилактическим», « посткриминальным», « постпенитенциарным» и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.
Уголовным кодексом РФ ( ч.6 ст.79) предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных- « уполномоченным на то специализированным государственным органом». Точное название последнего, видимо, будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии со ст.6 Федерального закона « О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Таким органом могут стать уголовно-исполнительные инспекции.