Теоретические предпосылки и методические особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Являясь одной из основных дисциплин социально-гуманитарного блока, социология вместе с дисциплинами этого блока призвана за­ложить основы научного мировоззрения, глубокого понимания со­циально-политических процессов, зарождения конфликтных ситуа­ций в обществе и способов их разрешения, процессов социализации, особенностей социальной стратификации и социальной мобильно­сти, специфического поведения отдельных лиц, групп и социальных общностей; объяснять социальные явления как материальными, так и духовными предпосылками, ориентироваться в особенностях функционирования общественного мнения.

Содержание работы

1. Теоретическое знание как основа методики преподавания и развивающего обучения
2. Концептуальные основания преподавания социологии в ВУЗе
3. Возможности профилирования курса социологии
4. Вывод
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

теоретич.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки молодежи и спорта Украины

Днепропетровский национальный университет имени О. Гончара

Факультет общественных наук и международных отношений

Кафедра социологии

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Теоретические  предпосылки и методические особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы СЦ-08-1

Щербакова П.А.

Проверил:

док.истор. наук, проф.

 В.Г. Городяненко

 

 

 

 

 

 

Днепропетровск

2012

 

 

   План:

1. Теоретическое знание  как основа методики преподавания и развивающего обучения    

2. Концептуальные основания  преподавания социологии в ВУЗе                       

3. Возможности профилирования  курса социологии  

4. Вывод                                                              

5. Список литературы                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое знание как основа методики преподавания и развивающего обучения

Являясь одной  из основных дисциплин социально-гуманитарного блока, социология вместе с дисциплинами этого блока призвана заложить основы научного мировоззрения, глубокого понимания социально-политических процессов, зарождения конфликтных ситуаций в обществе и способов их разрешения, процессов социализации, особенностей социальной стратификации и социальной мобильности, специфического поведения отдельных лиц, групп и социальных общностей; объяснять социальные явления как материальными, так и духовными предпосылками, ориентироваться в особенностях функционирования общественного мнения.

Реализация этих задач  предполагает освоение студентами не только чисто учебного материала, но и большого теоретического наследия, которым обладает современная социология, выработкой навыков проведения элементарных социологических исследований, которые могут потребоваться специалистам самых различных специальностей - от воспитателя, журналиста и педагога до политического деятеля и руководителя крупного предприятия.

Единство  информационного и практически ориентированного изучения социологии позволяет отойти от абстрактного изучения социальных проблем, придать этому изучению прагматический смысл и характер.

Следует особо подчеркнуть  специфические познавательные особенности  социологического знания, которые развивают воображение, способность отстраниться от рутины повседневной жизни, взглянуть на нее по-новому. Социологическое воображение позволяет в малом увидеть присутствие больших тенденций, а любой макроанализ оперативно и гармонично спроектировать до микроуровня. По мнению польского социолога П. Штомпки, социологическое воображение - это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в социальной жизни, со всеми структурными, культурными и историческими условиями и предпосылками, а также с действиями, предпринимаемыми в этих условиях единичными или коллективными субъектами, образующими, в конечном счете, социум (общество) во всей его сложности. Добавим, что такой анализ исследователь выполняет чаще всего на основании виртуальных моделей тех явлений, которые нельзя потрогать, увидеть, почувствовать, а приходится воображать, выстраивать умственные конструкции.

Без социологической  подготовки и социологических знаний, без развитого социологического воображения заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любые инновации бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает традиционная российская схема: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Особенно важны социологические знания, социологическая культура при проведении значительных политических, экономических и социальных реформ. К месту вспомнить выдающегося отечественного социолога П. Сорокина, который еще в 1920 г., доказывая необходимость преподавания социологии, писал: "Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей. Мы не умеем глупого сделать умным, преступника - честным, лентяя - трудолюбивым... Люди продолжают грызться друг с другом... Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями" .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концептуальные  основания преподавания социологии в ВУЗе

 

Современная стратегия преподавания социологии предполагает освещение следующих аспектов:

  • структурно-логический и историко-научный анализ самой социологии;
  • структурно-функциональный анализ общества;
  • структурно-генетический анализ общества,
  • специфика отраслевой социологии;
  • методико-прикладной аспект социологического исследования.

Структурно-логический и историко-научные  аспекты изучения социологии предполагают ознакомление студентов со структурной организацией социологического знания и основными этапами его становления и развития. Здесь ключевыми вопросами оказываются проблемы определения предмета социологии, характеристика ее функций и значимости, структурной организации социологического знания, мест и роли социологии в системе обществознания. Большое значение для уяснения сути и значимости социологии имеет история, ее становления развития и институционализации. Сам по себе этот материал достаточно обширный и в рамках общего курса (где ему отводится одно-два занятия) важно выделить наиболее значимые вехи развития социологии. При любом планировании курса необходимо обратить внимание слушателей на три основные вопроса: философско-теоретические предпосылки возникновения и развития социологии; зарождение и основные этапы развития теоретической социологии; научное и прикладное значение эмпирических социологических исследований.


Структурно-функциональный анализ общества предполагает, с одной стороны, выявление основных его компонентов, связей и их функциональных зависимостей, а с другой стороны, выработку адекватного категориального аппарата, который эти элементы превращает в теоретические конструкты, позволяющие логически смоделировать ту или иную картину функционирования современного общества. Поэтому здесь важно усвоить уже наработанные понятия и категории, а также те новые социальные проблемы, которые требуют дальнейшего развития теоретического языка. В рамках этого подхода особую познавательно-эвристическую ценность приобретают такие понятия, как «личность», «группа», «семья», «институт», «статус», «роль», «государство», «управление», «власть», «социализация», «конфликт», «контроль» и, наконец, само понятие «общество».

Структурно-генетический анализ общества преследует цель перейти от изучения его структуры и функционирования к проблеме исторического развития общества и отдельных его фрагментов. Здесь особую роль приобретают такие понятия, как «прогресс», «регресс»,  «развитие»,  «движение»,  «трансформация»,  «реформация», «эволюция», «революция».

Специфика отраслевой социологии предполагает изучение таких разделов социологического знания, которые ориентированы не на изучение общества в целом, а на изучение отдельных элементов (или подсистем) в качестве самостоятельного объекта исследования. Таковыми могут быть: семья, экономика, политика, образование, искусство, наука, религия, спорт, здравоохранение и т.д. В настоящее время существует около сотни таких разновидностей социологического знания. Методико-прикладной аспект социологического исследования предполагает изучение методики и техники прикладных социологических исследований. Хотя этот аспект имеет сугубо специальный характер и рассчитан в основном на подготовку специалистов-социологов, тем не менее он имеет и общеобразовательный смысл. Ясно, что выпускники специальных факультетов не будут сами проводить социологические исследования.

Концептуальные основания  преподавания социологии определяются тем обширным теоретическим материалом, который был накоплен этой наукой за последние два столетия. К этому следует добавить и многовековой опыт развития социальной философии, которая была и остается тем теоретическим фундаментом, на котором развиваются социологические теории. Кроме чисто онтологических моделей строения и функционирования общества, в социологии большое значение имеют методологические построения, определяющие практический смысл социологических исследований, ее эмпирический базис и прикладную направленность.

 

Возможности профилирования курса социологии

 

В данном вопросе  необходимо остановиться на характеристике плана курса по социологии и его зависимости от профиля специальности. Разумеется, речь идет о курсе социологии для не социологов, то есть об общем курсе социологии в рамках цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, читаемых для всех специальностей.

Анализ уже изданных или имеющихся на кафедрах общественных наук программ по социологии, а также анализ учебной литературы показывает, что студенты в разных вузах и даже на разных факультетах одного и того же вуза изучают совершенно разный материал под общим названием «Социология». В частности, в стандарте указывается, что объем знаний по социологии специалиста с высшим образованием включает в себя: историю становления и развития социологии; общество как социокультурную систему; социальные общности как источник самодвижения социальных изменений; культуру как систему ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект;, взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповую динамику; социальное поведение; социальный облик и строение как механизм социальных связей; социальную структуру, социальную стратификацию; социальные институты и социальную организацию; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логику их разрешения; социальные изменения; глобализацию социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития современного общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методологию и методы социологического исследования.

Именно эти  стандартизированные требования и  должны определять структуру учебных программ и содержание учебных пособий по социологии для системы высшего образования. Однако на практике происходит нечто иное. Складывается впечатление, что сколько преподавателей в вузе, столько и читаемых курсов. При этом можно заметить, что крен делается либо в сторону истории социологии, либо в сторону теоретической социологии, либо в сторону так называемых теорий среднего уровня, или специальных социологических теорий, либо в сторону методологических разделов прикладной социологии. Все эти проявления социологического знания важны, и проблема заключается лишь в том, чтобы их объединить в рамках единого общего курса и в то же время учесть профессиональные интересы студентов разных специальностей, что позволило бы как физикам, так и лирикам с одинаковым интересом относиться к изучению этой дисциплины, приобретая нечто полезное для своей будущей профессиональной деятельности.

Анализируя  эту проблему и констатируя очевидный  факт плюралистичности в изучении социологии, автор практикума по социологии Р.И. Руденко предлагает решение этой задачи за счет выделения пяти основных смысловых блоков (или, как сейчас говорят, модулей), которые вполне согласуются с требованиями стандарта по изучению социологии:

  1. Характеристика социологии как науки и учебного предмета.
  2. Основные этапы (вехи) исторического развития социологической

мысли.

  1. Общество как система: характеристика ее элементов.
  2. Специальные социологические теории.
  3. Прикладная  социология:  методика и  техника социологических

исследований.

Если в  качестве анализа взять схему, предложенную Р.И. Руденко, то можно отметить следующее.Первые два блока относятся к характеристике самой социологии как науки и учебной дисциплине. Здесь студенты должны получить четкое представление о предмете социологии, ее задачах, функциях и структуре; о месте социологии в системе социального познания; об основных этапах ее становления и развития (включая этап институционализации в качестве научного знания).Сам по себе этот блок весьма обширен по объему и кроме того отличается острой проблемностью ряда вопросов. Даже вопрос о предмете социологии все еще находится в стадии теоретической разработки, нет и нескольких учебных пособий, в которых бы этот вопрос излагался однозначно. Складывается впечатление, что чуть ли ни каждый автор стремится дать такое определение предмета социологии, которое хоть чем-то отличалось от всех предшествующих. То же можно было бы сказать и о структуре социологии, и о времени ее возникновения, и роли в обществе.

Эти вопросы  весьма интересны с теоретической  точки зрения, особый интерес к ним проявляют специалисты, поэтому для студентов-социологов этот блок может читаться в развернутом виде, по-своему преломляясь в различных социологических курсах. Однако для не социологов вся эта проблематика может оказаться малоинтересной и даже несколько схоластичной. Для не социологов здесь нужен как бы бесспорный материал, который бы давал некоторое общее представление о социологии как об одной из общественных дисциплин, изучающей свой сектор общественной жизни наряду с социальной философией, историей, социальной психологией, демографией и т.д. Поэтому от авторов учебных пособий по социологии для не социологов нужен был бы однозначный подход в освещении этого блока вопросов, своего рода научный конвенционализм для того, чтобы избежать некоторой расплывчатости уже при определении самого предмета социологии. Этот консенсус нужен еще и для того, чтобы не тратить слишком много времени на изучение первых двух блоков. При всей их важности они имеют все же вспомогательное значение для не социологов и вполне могли бы быть прочитаны за одну-две лекции.

Информация о работе Теоретические предпосылки и методические особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин