Теории о происхождении общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Объект и предмет социологии………………………………………………….3
Понятие «общество»…………………………………………………………….6
Возникновение общества………………………………………………………..8
Типология общества……………………………………………………………..9
Понятие общественного явления………………………………………………10
Виды общественных явлений…………………………………………………..11
Концепции общественного развития…………………………………………..11
Социальная структура общества……………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список источников…………..………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Теории о происхождении общества.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с нормами усваиваются  социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей  следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа. Человеческое общество постоянно изменяется. Оно развивается от простого к сложному. На одной и той же территории менялись этносы и типы экономики, религии и политические режимы. Так, на территории Казахстана древних саков сменили кочевники-тюрки, затем пришла исламская культура. Прошли века и степной край стал окраиной Российской империи, потом пришли большевики, и наконец в 1991 году начался современный этап. Общество в различных ипостасях. Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл – общество вообще - понятие философское. Второй смысл - это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету. В третьем варианте общество - это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия.

 Страна – часть территории, имеющая определенные границы  и государственный суверенитет. 

Государство - политическая организация  страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент).

Общество в этом случае - социальная организация данной страны, основой  которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего. В четвертом варианте общество - это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей...). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

                              

 

Возникновение общества

Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания  как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека. Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. Этими двумя стадиями являются: процесс биологического и процесс социального очеловечения.

В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, - существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми.

 

Став обществом, человек тем  самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям. В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.

В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания. Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал  сближению членов общества. Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека  по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека. Посредством конкретного труда производятся определенные блага, которые могут удовлетворить человеческие потребности; но конкретный труд есть в то же время и общественный труд, он всегда совершается в обществе и всегда в большей или меньшей степени связан с трудом или результатом труда других людей  - производителей. А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении.

                              

 

Типология общества

Структурная сложность  общества предполагает разнообразие способов его квалификации. устойчивым в социологии является деление общества на традиционного  и индустриальное (современное). В  разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф.Тённис, французский социолог Р.Арон, американский экономист и социолог У.Ростоу. Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем западном понимании – это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям. В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. можно выделить следующие черты индустриального общества:

- развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

- механизация и автоматизация производства и управления;

- массовое производство товара на широкий рынок;

- высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;

- рост урбанизации и социальная мобильность;

- увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

- формирование гражданского общества.

Получившая наибольшее распространение в период 60-х  гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной  в американской (Д.Белл, А.Тоффлер) и  западноевропейской (А.Турен, Ж.Фурастье) социологии. Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных  экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:

- резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие "интеллектуальных технологий";

-смена доминантных  секторов экономики: вместо индустриального   сектора главным становится обслуживание, не связанное с производством  – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;

-изменение социальной  структуры общества, увеличение  тех слоев и групп, которые  заняты интеллектуальным трудом;

-сдвиги в системе  социокультурных потребностей населения,  возникновение ориентаций на  постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального  и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки  социального эволюционизма. Принципиально  иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:

-первобытнообщинная

-рабовладельческая;

- феодальная;

-капиталистическая;

- коммунистическая.

Переход от одной формации к другой должен осуществляться в  результате социальной революции

                      

 

Понятие общественного  явления

Человеческое общество весьма часто определяют как сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями. Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека. Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них. Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих. Как и любое явление, оно есть часть реального мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так и в формах, которые он принимает.                       

 

Виды общественных явлений

Относительно деления  общественных явлений на виды, как  и относительно того, какие виды общественных явлений должна изучать  социология, существуют различные точки зрения. Так, существует мнение, что наиболее значительные общественные явления – это социальные группы, и они и должны, прежде всего, быть предметом изучения социологии. В противоположность этому существует и мнение, согласно которому основные общественные явления – это общественные отношения и их виды; их-то и должна в первую очередь изучать социология. Поскольку общественное явление как результат взаимодействия людей, выражающейся в определенных изменениях в природе, обществе или в поведении самих людей, то можно провести различие между собственно взаимодействием и изменениями, которые оно вызывает.

В этом смысле и считают, что социальные процессы – это  взаимодействие людей, их индивидуальное поведение, а социальные образования  есть результат такого взаимодействия. Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, которые выступают причиной всех остальных общественных явлений.

Социальный процесс  – это такое взаимосвязанное  действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы. При этом взаимосвязанное поведение людей может быть из разряда как физической, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия. В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако чаще всего их делят на четыре вида, а именно:

- целенаправленные;

- стихийные;

- материальные;

- духовные.

Безотносительно  к  тому, о каком виде социальных процессов идет рерь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:

- изменения в природе;

- изменения, происходящие  с самим человеком;

- изменения в обществе.

Когда изменения происходят в самом обществе, они ведут  к возникновению какновых социальных процессов, так и социальных образований.

                      

 

 

Концепции общественного  развития

Изменение в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще.

 В этом смысле  О.Конт подчеркнул, что человеческий  разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех  стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется  теологической. На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей,  позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов.

 Изменения человеческого  знания являются основой изменения  также и социальной организации  общества. Таким образом, контовский  закон трех ступеней развития  мысли выступает в качестве  теории общего социального развития. Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды. Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества. В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех. Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко.  Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов.

Информация о работе Теории о происхождении общества