Теории социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

1. Теории социальных конфликтов (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер)
2. Сущность и типы конфликтов. Причины возникновения межличностных конфликтов.
3. Основные механизмы и пути разрешения социальных конфликтов.

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Причинами межличностных  конфликтов могут выступать субъективные и объективные факторы. В первом случае речь идет о том, что основой  межличностного конфликта могут  выступить психологические особенности различных индивидов. Объективные факторы свидетельствуют об обусловленности межличностных конфликтов той социальной средой, в которой они происходят.

В соответствии с различными классификациями часто  выделяются следующие группы основных причин межличностных конфликтов:

производные, скорее, от объективных факторов:

ограниченность  ресурсов, средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т. д.);

различные аспекты  взаимозависимости (полномочия, власть, задания и др.) и те социальные роли, которые индивиды выполняют в конкретной общности (группе);

производные преимущественно  от субъективных факторов:

различия в  целях индивидов;

личностные  особенности индивидов (темперамент, характер, мировоззрение, система ценностей, интересы и др.);

различия в  манере поведения и жизненном  опыте;

неудовлетворительные  коммуникации, включая негативное восприятие и оценку индивидом своего социального окружения, невозможность достижения взаимопонимания и т.п.

3. Основные  механизмы и пути разрешения социальных конфликтов.

Разрешение  социального конфликта – это  многоэтапный процесс, предполагающий определенную последовательность действий [2, с. 283-290].

  1. Обнаружение и распознавание сигналов назревающего конфликта. Таким сигналами могут быть, например, высказывание предвзятых мнений индивидами друг о друге, отдаление или разрыв коммуникации между двумя социальными субъектами, «ощущение» психологической напряженности в коллективе и др.
  2. Получение максимально объективной, полной и актуальной информации о целях, ценностях, интересах, потребностях и т.п. тех социальных субъектов, которые готовы вступить в конфликтное противостояние.
  3. Аналитический этап, предполагающий выяснение предпосылок и причин возникновения конфликтной ситуации, определение наиболее вероятного сценария ее развертывания, характера и содержания назревающего конфликта, возможностей влияния на конфликтующие стороны и др.
  4. Влияние на субъектов, еще только собирающихся вступить в конфликт, с целью недопущения их конфронтации или снижения интенсивности предстоящего конфликта, или изменения его характера, формы выражения на менее разрушительную и т.п.
  5. Влияние на конфликтующих субъектов и процесс течения конфликта с целью его разрешения, смягчения его последствий и др.

В целях разрешения конфликта (или его предупреждения) часто применяются следующие действия: переговоры, достижение договоренности о взаимной терпимости, перевод конфликта из конфронтационной стадии в неконфронтационную, принуждение, посредничество (третьей стороны), провокация на положительные поступки, социально-психологическая изоляция инициатора конфликта, достижение компромисса.

С целью разрешения конфликтов могут применяться следующие  методы: организационно-административные, предписывающие участникам конфликта  обязательность действия в соответствии с определенной нормой; экономические, суть которых – заинтересовать участников в прекращении конфликта (или устранить причину конфликта, если он носит экономический характер) путем предоставления экономических стимулов (например, материального поощрения); социально-психологические, связанные с воздействием на конфликтующих субъектов посредством внушения, убеждения, демонстрации позитивных примеров и др., обращаясь преимущественно к ценностным, целевым и иным установкам личности.

Среди способов разрешения конфликта выделяют, как правило, следующие:

взаимное примирение сторон (уход от конфликта);

симметричное  разрешение (обе стороны или проигрывают, или выигрывают);

ассимитричное разрешение конфликта (выигрывает одна сторона);

посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

арбитраж - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

ослабление, видоизменение  или трансформация конфликта;

позиция «невмешательства», ориентированная на спонтанное затухание конфликта;

согласование  интересов и позиций конфликтующих  сторон на новой основе (компромисс, консенсус)

переключение  внимания конфликтующих стороны  на нечто более значимое, перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

 

Список  использованной литературы

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. - 640 с.
  2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебн. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2000. - 464 с.
  3. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/files/course/019_darendorf.pdf.
  4. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер // http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/files/course/coser_pravo.pdf

 


Информация о работе Теории социальных конфликтов