Теория абсолютных приемуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Исходным этапом в развитии классической теории международной торговли стали идеи либерализации торговли Смита. А. Смит критиковал утверждение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами в виде золота или драгоценностей, которые поступают в страну в результате превышения экспорта над импортом. Он провозгласил вместо того, что основой богатства наций и народов является международное разделение труда и соответствующая ему специализация разных стран на производстве тех товаров, в отношении которых они имеют абсолютные преимущества. А. Смит поставил вопрос: "Зачем граждане страны должны покупать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?"

Содержание работы

1.Основы теории абсолютных преимуществ
2. Сущность теории абсолютных преимуществ

Файлы: 1 файл

абсолютные приемущества.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

Международная передача технологий (методы защиты технологий, методы международной передачи технологий)

 

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое.

Технология - по методологии ООН: - либо технология в чистом виде, охватывающая методы и технику производства товаров и услуг; - либо воплощенная технология, охватывающая машины, оборудование сооружения, целые производственные системы и продукцию с высокими технико-экономическими параметрами.

Международная торговля технологиями осуществляется в двух видах:

  • в "чистом" виде (торговле патентами, лицензиями);
  • торговля наукоемкими товарами.

В качестве форм защиты технологий в мировой практике используют патенты, лицензии, копирайт, товарный знак.

Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Лицензия – разрешение, выдаваемое владельцем технологий, на ее использование за определенную плату в течении определенного времени.

Копирайт – право на воспроизведение информации (в печатной, аудио-, видеоформах).

Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Международный обмен  технологиями может происходить  как по некоммерческим, так и по коммерческим каналам. Наиболее распространенными некоммерческими формами передачи технологий являются:

  • публикации по научно-технической тематике,
  • конференции специалистов,
  • выставки и ярмарки,
  • обучение студентов и т. д.

Основной формой международной  передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При  заключении лицензионного соглашения собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могут быть:

  • патенты,
  • изобретения,
  • формулы,
  • процессы,
  • конструкции,
  • схемы,
  • торговые марки,
  • франшизы,
  • программы и т.д.

При этом соглашение обычно обязывает лицензиара (продавца технологии) предоставить техническую информацию и помощь, а лицензиата (покупателя) – использовать полученные права.

В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и  сахар. На единицу затрат Аргентина  может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию.

В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданы кривыми производственных возможностей (рис.2.1). Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

Рис.2.1. Теория абсолютного  преимущества

Найдем относительные  цены на зерно, сопоставив издержки производства:

1 т зерна в Аргентине  = 0,5 т сахара (25/ 50);

1 т зерна в Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).

Относительные цены на зерно  различны. Если эта разница превышает  затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

В Бразилии 1 т зерна  стоит дороже, чем в Аргентине  в 5 раз (2,5/ 0,5). 

Этот пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления  внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1 т сахара.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте  потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

-  изменением структуры потребления;

-  специализацией производства.

В первом случае сложившаяся  в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров. Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.

Еще больший выигрыш  получает страна от специализации на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на графике жирная линия торговых возможностей). В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (таблица 2.1).

Таблица 2.1

До специализации

Страна

Производство

Экспорт(-)/ Импорт (+)

Потребление

Прирост потребления

Аргентина

зерно

сахар

20

15

0

0

20

15

 

Бразилия

зерно

сахар

12

70

0

0

12

70

 

После специализации

Аргентина

зерно

сахар

50

0

-20

+20

30

20

+10

+5

Бразилия

зерно

сахар

0

100

+20

-20

20

80

+8

+10


Однако если продолжить идею А. Смита, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна может найти за границей за меньшую цену и без ограничений по объему все блага, в которых она нуждается, то в ее интересах приобретать за границей все то, что она должна потреблять


Информация о работе Теория абсолютных приемуществ