Теория абсолютных приемуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

Исходным этапом в развитии классической теории международной торговли стали идеи либерализации торговли Смита. А. Смит критиковал утверждение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами в виде золота или драгоценностей, которые поступают в страну в результате превышения экспорта над импортом. Он провозгласил вместо того, что основой богатства наций и народов является международное разделение труда и соответствующая ему специализация разных стран на производстве тех товаров, в отношении которых они имеют абсолютные преимущества. А. Смит поставил вопрос: "Зачем граждане страны должны покупать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?"

Содержание работы

1.Основы теории абсолютных преимуществ
2. Сущность теории абсолютных преимуществ

Файлы: 1 файл

абсолютные приемущества.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Основы теории абсолютных преимуществ

2. Сущность теории абсолютных  преимуществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

Исходным этапом в  развитии классической теории международной  торговли стали идеи либерализации  торговли Смита. А. Смит критиковал утверждение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами в виде золота или драгоценностей, которые поступают в страну в результате превышения экспорта над импортом. Он провозгласил вместо того, что основой богатства наций и народов является международное разделение труда и соответствующая ему специализация разных стран на производстве тех товаров, в отношении которых они имеют абсолютные преимущества. А. Смит поставил вопрос: "Зачем граждане страны должны покупать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?" Проще всего этого можно достичь в условиях, когда производители будут экономически свободные и смогут самостоятельно в пределах действующего законодательства выбирать род своей деятельности. Такая политика получила название "лессе-фер" (laissez-faire), что означает политику государственного невмешательства в экономику и свободы конкуренции. Благодаря этой политике ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, потому что страна не сможет конкурировать на мировом рынке в нерентабельных отраслях. Для определения того, на производстве которой продукции следует специализироваться стране, А. Смит предлагал учитывать естественные преимущества (nature advantage) и приобретенные преимущества (acquired advantage) страны. Естественные преимущества страна может иметь благодаря своим климатическим особенностям или владению некоторыми природными ресурсами. Климат может определять, например, которую сельскохозяйственную продукцию страна может производить с наибольшей выгодой, а наличие значительных запасов руды, нефти, других природных ресурсов - какую промышленную продукцию. Приобретенные преимущества страна может иметь вследствие развития технологии производства и высокой квалификации рабочей силы. Преимущество в технологии производства связана со способностью, во-первых, производить разнообразную или сложную продукцию с меньшими затратами, во-вторых, эффективнее производить однородную продукцию.

В отличие от меркантилистов он утверждал, что как в импорте, так и в экспорте каждое государство  имеет абсолютное преимущество. Смит попытался ответить на вопрос, какие товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать.

     Главной в работе А. Смита была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда.Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества. Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.

Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться  естественными факторами – особыми  климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров  на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория абсолютных преимуществ базируется на следующих предположениях:

1) единственным фактором производства является труд;

2) занятость полная, то  есть все имеющиеся трудовые  ресурсы используются в производстве  товаров;

3) всемирное хозяйство  состоит из двух стран, поэтому  в международной торговле участвуют  только две страны, которые производят и торгуют друг с другом только двумя товарами;

4) издержки производства - постоянные, а их снижение увеличивает  спрос на товар;

5) цена одного товара  выражена в количестве труда,  затраченного на производство  другого;

6) транспортные расходы  на перевозку товара из одной страны в другую равны нулю;

7) внешняя торговля  свободна от ограничений и  регламентаций.

Согласно взглядов А. Смита:

1) правительствам не  надо вмешиваться во внешнюю  торговлю: они должны поддерживать  режим открытых рынков и свободы торговли;

2) нации, так же как  и частные лица, должны специализироваться  на производстве тех товаров,  в производстве которых у них  есть преимущества, и торговать  ими в обмен на товары, преимущества  в производстве которых имеют  другие нации;

3) внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда расширением рынка за пределы национальных границ;

4) экспорт является  положительным фактором для экономики,  потому что обеспечивает сбыт  избытка продуктов, которые не  могут быть проданы на внутреннем  рынке;

5) субсидии на экспорт  является налогом на население  и приводят к повышению внутренних  цен и поэтому должны быть  отменены.

 

Абсолютное  преимущество - преимущество в производстве определенных товаров и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства. Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками.

В период перехода ведущих  стран к крупному машинному производству Адам Смит поставил вопрос о рациональной международной торговле. В литературе его подход получил название принципа абсолютных преимуществ. Идея А. Смита может быть выражена в упрощённой модели, которая предусматривает ряд ограничений:

  • наличие только двух стран, причём в каждой производятся только два товара
  • ограничений на торговлю между странами нет
  • факторы производства не перемещаются между странами
  • отдача от масштаба постоянна
  • импорт оплачивается экспортом
  • только труд влияет на производительность и цену товара
  • рассматривается совершенная конкуренция

Покажем это на примере  наиболее типичных товаров того времени - вина и сукна, а в качестве партнеров возьмем Англию и Португалию. Из истории мы знаем, что оба товара производились в обеих странах, но в Англии сложились лучшие условия для производства сукна, в то время как в Португалии производительней был труд виноделов. Допустим, в Англии на одну и ту же величину затрат труда удавалось произвести 1 баррель вина, или 3 ярда сукна, а в Португалии за такое же количество труда соответственно 2 барреля вина, но лишь один ярд сукна. В соответствии с затратами труда внутренние пропорции обмена составляли в Англии 1 баррель вина за 3 ярда сукна, а в Португалии 1 баррель вина за 0,5 ярда сукна. За ярд сукна в Англии можно было купить 1/3 барреля вина, а в Португалии - 2 барреля. Таким образом, у Англии абсолютное преимущество по сукну, так как в ней оно может быть куплено дешевле (за баррель 3 ярда против 0,5 ярда в Португалии), в то время как у Португалии по вину (за ярд сукна 2 барреля против 1/3 барреля в Англии). Англия будет специализироваться на производстве сукна, обменивая часть его на вино из Португалии, а последняя - на производстве вина, часть которого пойдет в Англию в обмен на сукно. Источником торговли здесь выступает способность нации производить тот или иной продукт в абсолютном выражении дешевле, т.е. с абсолютными меньшими издержками, чем это может сделать другая нация.

Возможности страны могут быть отображены графически. В нашем примере вместо неопределенной произвольной величины затрат труда на производство сукна  или вина примем, что обе страны имеют некоторый ресурс труда, который с производительностью, указанной в примере, может использоваться на производство одного из продуктов или обоих продуктов. Как ресурс, так и производимую продукцию можно оценить в тысячах или миллионах единиц, например в тысячах или миллионах человеко-часов, баррелей вина и ярдов сукна. Для графического исполнения это будет лишь означать масштаб единиц и их количество, т.е. можно просто отмечать количество единиц без указания их реального наполнения. Отметив на горизонтальной оси объемы производства сукна и на вертикальной вина в их максимальном значении (весь ресурс труда затрачивается или на производство сукна или на производство вина), получим соответствующие графики для Англии и Португалии (рис. 1).

 

Рис. 1

 

На этих графиках линия, связывающая точки а и b, показывает максимально возможное количество сукна при нулевом производстве вина и максимальное значение объема производства вина при нулевом выпуске сукна. На обоих графиках линия простирается больше в сторону того продукта, по которому у страны имеется абсолютное преимущество. Любая точка, взятая на самой линии, будет означать комбинацию величин выпуска обоих товаров.

Например, точка c на графике Англии будет означать производство примерно 1,7 ед. сукна и 0,4 вина, на графике Португалии 1,4 ед. вина и 0,4 сукна. Другими словами, эта линия показывает, сколько может быть произведено одного товара при заданном производстве другого. Поэтому она называется границей производственных возможностей. Она позволяет получить любую комбинацию размеров выпуска обоих товаров, показывая в то же время альтернативный характер использования ограниченного ресурса, в данном случае ресурса труда. Она же показывает объемы потребления обоих товаров в условиях автаркии, до установления торговых отношений.

Из примера следует, что с началом торговли Англия начинает специализироваться на производстве сукна, сдвигая объемы его выпуска вплоть до максимального значения в точке b при нулевом выпуске вина, которое она начинает получать из Португалии в обмен на излишек сукна.

Португалия, в свою очередь, максимизируя выпуск вина в точке  а, отказывается от производства сукна, получая его в обмен на свое вино. Это будет означать случай полной специализации, который теоретически позволяет Англии обменять максимально полученное количество сукна на вино и получить в свое распоряжение 3 ед. вина при полном отказе от потребления сукна. Пунктирная линия показывает гипотетическую возможность получения такого количества вина, если страна полностью обменивает произведенное в максимальном количестве сукно.

Подобно этому Португалия при максимальной специализации  и полном обмене своего вина на сукно  получит максимум последнего в объеме 2 ед. при нулевом потреблении собственного продукта - вина. Однако в реальной жизни полная специализация невозможна, потому что потребительские предпочтения в стране-производителе не допускают полного отказа потребителей от потребления традиционных для нее продуктов, скорее наоборот - потребление традиционных продуктов принимает продвинутые его формы.

Еще более важной причиной отсутствия полной специализации выступает  механизм образования мировой цены, по которой обе страны развивают  отношения. В нашем примере в  предторговый период цена за баррель вина находится на уровне 0,5 ярда сукна в Португалии и 3 ярда в Англии, а на сукно соответственно 1/3 барреля в Англии и 2 барреля в Португалии. В Англии дешевое сукно (в 6 раз дешевле, чем в Португалии), а в Португалии - вино (тоже в 6 раз). Встречное движение товаров с началом торговых отношений вызывает сближение цен на один и тот же товар в обеих странах, т.е. рост цен на сукно в Англии при сокращении цен на вино и обратное изменение цен в Португалии.

Устанавливается равновесная цена, скажем, на уровне 1 ярд сукна за 1 баррель вина или наоборот, которая и есть мировая цена. Она устанавливается в промежутке между крайними значениями внутренних предторговых цен и может иметь только одно значение, определяемое соотношением уровней совокупного спроса и предложения каждого товара в обеих странах. Дальнейшая специализация означала бы нарушение равновесия спроса и предложения, или избыточное предложение с уровнем издержек, не покрываемых мировой ценой, т.е. производство в убыток. При этом не имеет значения, что уже до установления торговых отношений производительность труда, например, рабочего в производстве сукна в Англии позволяла ему производить сукна в 3 раза больше, чем португальского рабочего, ибо уровень издержек зависит не только от производительности, но и величины заработной платы. Производя в 3 раза больше, английский рабочий мог получать и большую заработную плату, так что издержки на производство сукна в Англии не позволили бы мировой цене на него быть ниже, чем цена 1 ярд за 1 баррель.

Таким образом, реалистично  предположить, что каждая из двух стран  выберет специализацию частичную, или, как принято говорить, установится  оптимальная специализация. Любое  ее значение, например, в точке с' и на том и на другом графике, будет означать комбинацию объемов потребления или некоторое соотношение в потреблении, отвечающее потребительским предпочтениям потребителей. Нетрудно заметить, что точка с' и в том и в другом случае находится выше линии производственных возможностей на пунктирной линии, которую принято называть линией торговых возможностей. Любая точка на этой линии, кроме крайних, показывает, что потребление и первого и второго продукта происходит в большем объеме по сравнению с любой точкой на линии, означающей границу производственных возможностей. Это служит доказательством роста благосостояния наций, вступающих в торговые отношения, и говорит в общем смысле о выигрыше, приносимом внешней торговлей.

Информация о работе Теория абсолютных приемуществ