Теория единого индустриального общества (Р.Арон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Большое распространение в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества. Они в той или иной мере отражают реальные тенденции и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире. В наше время велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального производства, в удовлетворении многих потребностей людей. Все большее значение приобретает научно-технический прогресс в развитии городского и сельского быта, а также в материальном обеспечении функционирования политической и духовной сфер общественной жизни

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 5
2. ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 7
3. ТЕОРИЯ ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Р.АРОНА 8
4. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИКИ ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Р.АРОНА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

КР Социология Теория единого индустриального общества.docx

— 33.28 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО 5

2. ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 7

3. ТЕОРИЯ  ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА  Р.АРОНА 8

4. КОНЦЕПЦИЯ  ЭКОНОМИКИ ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО  ОБЩЕСТВА Р.АРОНА 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большое распространение  в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в  развитии общества. Они в той или  иной мере отражают реальные тенденции  и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире. В наше время велика роль передовой  науки, техники, технологии в развитии материального производства, в удовлетворении многих потребностей людей. Все большее  значение приобретает научно-технический  прогресс в развитии городского и  сельского быта, а также в материальном обеспечении функционирования политической и духовной сфер общественной жизни [3].

Исследователи-марксисты  характеризуют возникшие еще  в эпоху Просвещения буржуазные представления о прогрессе, который  возможен якобы лишь на базе расцвета науки и техники путем упрочения  капиталистических общественных отношений. Пафос разума, знания и основанного  на них прогресса наиболее полно  и последовательно выразился  в идеологии Просвещения. Прогресс осмысливался ими внеисторически, как  результат распространения истинных, рациональных «вечных» идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пропитывая его светом разумности.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине нашего столетия, породила на Западе иллюзии, будто развитие техники может спасти капитализм от его исторической судьбы, предначертанной  объективными законами развития общества, устранить присущие ему социальные язвы и противоречия. Рост экономики  в крупных буржуазных странах, вызванный  временной стабилизацией хозяйства, укреплял это представление в  сознании некоторых слоев капиталистического общества. Постепенно в 50-е и 60-е гг. сложились так называемые технократические утопии.

Наряду с всесторонним и объективным анализом проблем  современной научно-технической  революции имеют место односторонние  толкования, превращение сегодняшней науки и техники не только в доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин "технократия" происходит от греческого techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство). Они составляют целое направление в развитии современной социальной философии, получившее название технологического детерминизма.

ТЕХНОКРАТИЯ (греч.) – в  общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и  совершенствовать жизнь общества и  личности [8].

Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация  их по технической парадигме неизбежно  ставят проблему взаимодействия технокультуры и власти. Вопрос состоит в том, насколько принципы и методология технокультуры распространяются на властные отношения в обществе. Овладение научно-техническими специалистами властными функциями началось, естественно, в промышленном производстве, которое все более попадало в зависимость от носителей специальных знаний.

Раймон Арон – французский ученый, является одним из основоположников «Теории единого индустриального общества», первой обосновывающей значение науки и техники в развитии общества XX века.

 

 

  1. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

 

Индустриальное общество (нем. Industriegesellschaft) – тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество – это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение  рабочей силы: падает занятость населения  в сфере сельского хозяйства, возрастает доля занятости населения  в промышленности, так же происходит прирост городского населения [3].

Черты индустриального общества:

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами  очевидны, часто это революции  разных типов.

2. Общественно-исторический  прогресс достаточно очевиден  и может быть «измерен» посредством  разных критериев.

3. Общество стремится  властвовать над природой, подчиняя  ее и извлекая из нее максимально  возможное.

4. Основа экономики – институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

5. Социальная мобильность  населения высока, возможности социальных  перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно  от государства, сложилось развитое  гражданское общество.

7. Автономия, свободы и  права личности закреплены конституционно  в качестве неотъемлемых и  прирожденных. Отношения личности  и общества строятся на началах  взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными  ценностями признаны способность  и готовность к изменениям, новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного  производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение  газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности  его жизни; значительное повышение  уровня жизни в сравнении с  предыдущими эпохами; резкое повышение  мобильности населения; сложное  разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном  масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы) [8].

 

  1. ТЕОРИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

Выдвинутая в конце 50 –  начале 60-х гг. теория Единого индустриального  общества основывается на методологически  ошибочной установке, согласно которой  достижения науки и техники воспринимаются как факторы, вызывающие коренные преобразования в обществе независимо от экономических  и социально-политических условий  жизни. Исходные постулаты этой теории покоятся на идеях французского философа Раймона Арона.

В работах Арона и его  последователей акцент делается на организационно-технические  средства, способствующие экономическому преуспеванию существующих обществ. Эти  идеи органически вписались в  теорию конвергенции, сторонники которой  отстаивают тезис о социально-экономическом  и культурном сходстве между различными общественными системами.

Конфликты индустриальной цивилизации  он видит в коллизии между требованиями индустриального общества (жесткой  иерархизации, централизации, дисциплины) и идеалами демократии – свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность [1].

 

3. ТЕОРИЯ ЕДИНОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Р.АРОНА

 

Арон (Аron) Раймон Клод Фердинанд (1905–1983) – французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей школе вместе с Сартром (1924–1928). Является одним из авторов теории индустриального и постиндустриального обществ.

Основные работы: «Критическая философия истории» (1935), «Измерения исторического сознания» (1961), «Разочарование в прогрессе» (1963), «Эссе о свободах» (1965), «В защиту упадочной Европы» (1977) и др.

Арон – один из авторов  концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность  построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что  есть в действительности". В 1963 г. Арон опубликовал курс лекций, прочитанный  им в Сорбонне в 1955–1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе". Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 60–70-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция  технологического детерминизма, базирующегося  на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии [2].

Переход от аграрного общества к индустриальному осуществляется благодаря научно-технической революции. В результате внедрения научных  технологий в производство и управление происходит коренное изменение социальной структуры, переход общества на новую, более высокую стадию развития [4].

Индустриальное общество он определяет как такое, в котором наиболее распространенной формой производства является большая промышленность. Такому обществу присущие полное отделение от семьи, технологическое деление труда, нагромождение капитала, концентрация рабочих. Следовательно, определение индустриального общества в Арона является достаточно расплывчатым, поверхностным. Он также выделяет два типа индустриального общества: капиталистическое и советское. Разницу между ними он видит в форме собственности на средства производства и способах регуляции экономики.

Капиталистическому типу экономики присущая частная собственность  на средства производства, децентрализованная регуляция экономики, деление общества на нанимателей – владельцев средств производства и наемных рабочих, погоня за прибылью как движителем производства и циклические колебания экономики. Эти признаки свойственные сугубо капиталистическому типу индустриального общества - чистому капитализму. Реальный же капитализм, по мнению Арона, нельзя считать «чистым», поскольку за рядом признаков он приближается к социализму. С социализмом его сближает характер собственности, использования прибыли, деления [5].

Относительно собственности, то сходство Арон видит в существовании  на Западе так называемой «коллективной  собственности», что возникла в результате национализации некоторых отраслей промышленности после второй мировой войны. Прибыль – категория, присущая любому индустриальному обществу, и не является особенностью только капитализма. Сходство в делении заключается в том, что и в плановом, и в капиталистическом обществе сохраняется разница индивидуальных доходов, главным источником которой являет Для методологии Арона, как и для Ростоу, определяющим является технологический подход к анализу экономических процессов, когда уровень развития общества, его тип и социальная структура выводятся из уровня развития техники. Правда, сам Арон считал такой метод несовершенным, поскольку он игнорирует разницу в формах собственности и классовую структуру общества. Однако это не мешало ему пользоваться таким методом. Он даже категорически заявлял, что характер экономики нельзя определять характером собственности на средства производства, как это делал К. Маркс. Как пример он называл Испанию, Аргентину и США, экономику которых, по его мнению, невозможно объединить одним понятиям – «капиталистическая». В пределах экономики, что базируется на частной собственности на средства производства и децентрализованной регуляции, имеет место, подчеркивал он, множество вариаций производства, производительности и тому подобное, что делает невозможным объединение их понятиям «капитализм». Иначе говоря, Арон пытается отрицать факт разного уровня экономического развития в пределах капиталистической системы [4].

В философско-социологических  работах Арон основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции  «социальной индустриализации» или «технологического детерминизма», переросшей затем в теорию «индустриального общества». Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как «новый промышленный переворот», достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и «революция в доходах». Позже аналогами названий «индустриального общества» стали «народный капитализм», «гуманная экономика», «государство всеобщего благоденствия» [2].

Признавая поступательное развитие общества ко все более высоким  уровням технологической деятельности, Р. Арон, вместе с тем, в книгах «Разочарование в прогрессе» и «В защиту упадочной  Европы» считал антиполитичными и неосуществимыми социальные идеалы справедливости, равенства, свободы личности, всеобщего благосостояния. Связывая надежды на поступательное развитие общества (человечества) с научно-техническим прогрессом, он подвергал критике концепцию «пределов роста» Римского клуба.

Р. Арон также одним из первых разрабатывал концепцию деидеологизации  индустриального общества. Он утверждал, что принцип технологического и экономического детерминизма не распространяется на сферу политических институтов и идеологических отношений, и на этом основании отвергал теорию «конвергенции» двух социальных систем [3].

По мнению Р. Арона, тот, кто  сейчас сравнивает разные типы индустриальных обществ, приходит к выводу: характерные  черты каждого из них зависят  от политики. Таким образом, ученый согласен с А. Токврглем, что все современные общества демократичны, то есть движутся к постепенному стиранию различий в условиях жизни или личном статусе людей; но эти общества могут иметь как деспотическую, тираническую форму, так и форму либеральную. Современные индустриальные общества, у которых много общих черт (распределение рабочей силы, рост общественных ресурсов и пр.), различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы и отношений между группами людей. В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика. Само совместное существование людей в обществе меняется в зависимости от различий в политике, рассматриваемой как частная система.

Информация о работе Теория единого индустриального общества (Р.Арон)