Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:12, контрольная работа
Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние.
Введение
1.О.Конт – основатель социологии
2.Социологические идеи Г Спенсера
3. Социологические идеи К.Маркса
Заключение
Список использованной литературы
- понять и объяснить положение
человека, каким видел его в
капиталистическом обществе;
- вскрыть динамику этого общества и снять покров с его внутреннего функционирования и воздействия на человеческие отношения;
- обрести теоретическое понимание
действия механизмов всего
процесса исторического изменения, в котором
капитализм был лишь
одной из фаз.
Эти проекты были реализованы, не всегда совершенным образом, в философских, экономических и политических произведениях Маркса. Они не были в строгом смысле социологическими, чего Маркс и не утверждал. Однако его мысль оказала глубокое воздействие на развитие социологии, дав отправную точку широким исследованиям, стимулировав продуктивную критическую реакцию со стороны немарксистских ученых.
Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для его изменения. Поэтому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал,
- Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на формирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем философствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимости, вступив в социальные производственные отношения. Согласно Марксу, экономические отношения составляют основу общества, имеющую надстройку из неэкономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой. Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса экономическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но, в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воздействие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения. Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — экономическая категория; классы формируются группами людей, объединенных общими интересами, поскольку у них одинаковое отношение к средствам производства. Классы формируются только тогда, когда производственная деятельность общества дает прибавочный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господствующая группа способна вырвать силой собственность и контроль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс.Последний присваивает для собственного потребления прибавочный продукт, произведенный остальной частью общества, члены которого — подчиненный класс, вынужденный отдавать свой труд в распоряжение имущей группы. Маркс называет процесс извлечения прибавочного продукта эксплуатацией — главной среди всех форм классового общества, хотя и принимающей различные виды.
Теория Маркса касается различных типов способов производства.
Маркс постулировал первобытное
Производственные отношения проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе существующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Наконец, производственные отношения — это отношения людей по поводу распределения созданного общественного продукта, его обмена и потребления, содержание которых определяется в конечном счете отношениями собственности на средства производства. [5, с.55]
В экономических произведениях
Маркс стремился выявить внутренние пружины
капиталистической системы. Проведя анализ, он убедился,
что система была расколота противоречиями,
обрекавшими ее на падение по технико-экономическим
причинам; нормы прибыли будут понижаться,
а система — подвергаться периодическим
кризисамперепроизводства.
Маркс осознавал существование промеж
на два больших враждебных лагеря — буржуазию
и пролетариат.
Антагонизм следовал из объективных причин:
буржуазия эксплуатировала пролетариат,
платя ему меньше стоимости его труда,
а
из-за ее частной собственности на средства
производства срывалась коллективная,
социальная заинтересованность в рациональном
развитии производительных сил, находившихся
в распоряжении общества.
Следует выделить значение
"человеческого сознания" в
работах Маркса. Революции происходят
не автоматически, и классы должны осознать
свои интересы, прежде чем могли бы сыграть
историческую роль в процессе продвижения
общества вперед. По мнению Маркса, сознание
отражало материальные условия существования,
в которых находились классы, хотя правящие
были в состоянии затруднять развитие
сознания у зависимых. Класс, господствующий
в экономике, преобладал и в других сферах
жизни, таких как государство, политика,
религия и т.д. Тем самым он был способен
создавать идеологию, стимулиру
Динамика общественных изменений,
переход от одного типа общества к
другому обусловлены, согласно Марксу,
конфликтом между уровнем развития
общественных производительных сил
и существующими
Значительное внимание Маркс
уделял также анализу форм общественного
сознания — идеологии, религии, философии
и др. Он стремился выявить в
первую очередь те общественные потребности
и интересы, которыми обусловлены
появление и функционирование тех
или других форм общественного сознания.
Так, религию Маркс рассматривал
как определенную идеологическую форму,
благодаря которой осознают свою
жизнь отверженные массы в
классово-антагонистическом
Социологическое наследие Маркса продолжает оставаться предметом острых идеологических и научно-теоретических дискуссий.. По сравнению с новыми фактами и идеями концептуальные схемы Маркса способны работать и в пределах современных социологических парадигм. В то же время следует иметь в виду и то, что наследие Маркса весьма интенсивно использовалось и продолжает использоваться для обоснования тоталитарных идеологий, что предопределяет необходимость ее дальнейшего беспристрастного научного анализа. Идеи Маркса получили последующее развитие в концепциях современного неомарксизма и фрейдомарксизма (франкфуртская школа), теории социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер), теории "культурного капитала" П.Бурдье, в концепциях миросистемного анализа (И.Валлерстайн). [4, с. 306]
Маркс не предполагал, что его идеи станут главным фактором в Октябрьской революции 1917 г. в России в тех условиях. Это — свидетельство и их силы, и их слабости.
Социальный и экономический анализ Маркса вдохновлял целые поколения политических активистов, социальных критиков и ученых. Подобно Марксу, они подчеркивали, что "буржуазная" социальная наука, социальная мысль часто ограничиваются "явлением" и не освещают истинную действительность, составляющую фундамент капиталистических экономических, а также социальных отношений. После смерти Маркса, особенно в советском марксизме, его теории служили для показа "законов движения капиталистических обществ
Маркс никогда не устанавливал временные рамки для революции; реальная ценность его анализа состоит в раскрытии основных механизмов, поддерживающих капитализм. Несмотря на критику, марксистская традиция сохраняет важное и мощное влияние на социологию и социальную науку в целом. [6, с.390]
Заключение
Социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание донских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, С. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт, Г. Спенсер и др. — предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Социально-политические взгляды Карла Маркса еще при жизни нашли воплощение в программах Германской социал-демократии и приобрели значительное распространение среди рабочих и прогрессивной интеллигенции в странах Западной Европы, а позже в России и странах Востока, а с приходом к власти коммунистических режимов были модифицированы в официальную государственную идеологию.
Список использованной литературы
1. Якуба Е.А. Социология. Х.: Константа, 2004.
2. Социология: наука об обществе. Под общ. ред. проф. В.П.Андрущенко, проф. Н.И.Горлача.- Х.: 2006.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003. – 224с.
4. Современная западная социология: Словарь.— М. Политиздат, 2006.— 432 с.
5. Социология: Под ред. проф. В.Н. Лавриненко — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.
6. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый словарь. М.: Вече –АСТ, 2009. – 544с.