Теория культурно-исторических типов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:48, реферат

Описание работы

К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества .

Файлы: 1 файл

социология Света.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

   Социальная стратификация  выполняет двойную функцию: выступает  как метод выявления слоев  данного общества и в то  же время представляет его  социальный портрет. Социальная  стратификация отличается определенной  стабильностью в рамках конкретного  исторического этапа.

   В социологии существует  несколько подходов к изучению  социальной стратификации:

   1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

   2) метод «оценки», при котором  опрашиваемым предлагают оценить  социальное положение друг друга;

   3) здесь социолог оперирует  определенным критерием социальной  дифференциации.

   Социальная стратификация  — центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение  на богатых и бедных. Четыре  главных измерений стратификации  — доход, власть, образование  и престиж. Неравенство между  статусами — основное свойство  стратификации.

   Т Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

   1) характеристики, которыми  люди обладают от рождения, —  пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные  особенности, родственные связи  семьи и пр.;

   2) признаки, связанные с  исполнением роли, т. е. с различными  видами профессионально-трудовой  деятельности;

   3) элементы «обладания»,  куда включаются собственность,  привилегии, материальные и духовные  ценности и т. д. Эти признаки  являются исходной теоретической  основой многомерного подхода  к изучению социальной стратификации.  Социологи выделяют разнообразные  срезы или измерения при определении  количества и распределения социальных  страт. Это разнообразие не  исключает сущностных признаков  стратификации. Во-первых, она связана  с распределением населения в  иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается  в неравном распределении социокультурных  благ и ценностей. По мнению  П. Сорокина, объектом социального  неравенства выступают четыре  группы факторов:

   1) права и привилегии;

   2) обязанности и ответственность;

   3) социальное богатство  и нужда;

   4) власть и влияние.

   Стратификация тесно связана  с господствующей в обществе  системой ценностей. Она формирует  нормативную шкалу оценивания  различных видов человеческой  деятельности, на основе которой  происходит ранжирование людей  по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях  в современной западной социологии  престиж часто обобщенно определяется  при помощи трех измеряемых  признаков — престижа профессии,  уровня дохода, уровня образования.  Этот показатель называют индексом  социально-экономической позиции.

 П. Сорокин выделяет два  способа расслоения общества: одномерную  и многомерную стратификацию.  В основе одномерной стратификации  лежит распределение по одному  признаку (религии, профессии, собственности  и т. д.). Такая одномерная стратификация  может складываться из следующих  групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального;  расовых общностей; объектов и  субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению  собственностью.

   Существует множество критериев,  по которым можно делить любое  общество:

   1) по разделению труда  и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:

   а) высший класс профессионалов;

   б) технические специалисты  среднего уровня;

   в) рабочие, осуществляющие  руководящие функции;

   г) квалифицированные рабочие;

   д) рядовые рабочие.

   Все они имеют разный  престиж. Так, очевидно, что быть  преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке.  Однако сегодня престиж часто  смещается и ассоциируется с  уровнем доходов от занятия:  чем выше доход — тем больше  престиж работы;

   2) по уровню доходов. Доход  — это денежная сумма, которую  получает отдельный индивид или  семья в течение определенного  периода времени (месяц, год);

   3) по доступу к ресурсам  собственности и власти. Власть  — право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле. Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

   1) рабство — закрепощение  людей, граничащее с полным  бесправием;

   2) касты — группы людей,  соблюдающие ритуальную чистоту.  Каждая каста представляет собой  замкнутую группу. Место каждой  касты проявляется в системе  разделения труда. Существует  четкий перечень занятий, которыми  члены этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе  передается по наследству, переход  в другую касту практически  невозможен:

   а) сословия — своеобразные  социально-правовые группы в докапиталистических  формациях, которые были относительно  замкнуты и наследственны;

   б) этнические общности  людей, представляющие собой устойчивые  группы — племена, народности, нации;

   в) социально-территориальные  общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном  разделении труда, стилю, уровню  жизни;

   г) общественные классы, слои, группы как многомерные  социальные общности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формальные  и не формальные социальные  группы.

. Под социальной группой понимают  совокупность людей, имеющих общий  социальный признак и выполняющих  общественно-необходимую функцию  в структуре общественного разделения  труда.

Американский социолог Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих  друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами  этой группы с точки зрения других. Таким образом, Мертон выделяет в  социальной группе три черты: взаимодействие, членство и единство.

Обычно выделяют четыре признака характерных  для социальных групп:

1. Устойчивое взаимодействие, которое  способствует прочности и ста-бильности существования группы.

2. Относительно высокая степень  сплоченности.

3. Отчетливо выраженная однородность  состава, т.е. наличие признаков  присущих всем членам группы.

4. Вхождение в более широкие  общности в качестве структурных  образований.

В зависимости от плотности, формы  связей и составляющих членов различаются  большие и малые, первичные и  вторичные социальные группы.

Чаще всего объектом социологических  исследований являются малые социальные группы (от 2 до 20 человек).

Характерными чертами малой  социальной группы являются:

1. Малочисленность состава.

2. Пространственная близость членов.

3. Длительность существования.

4. Общность групповых ценностей,  норм и образцов поведения.

5. Добровольность вступления в  группу.

6. Неформальный контроль за поведением членов.

Как уже было сказано, верхний предел малой группы 20 человек, если численность  превышает «критическую массу», то группа распадается на под-группы, клики, фракции. Согласно статистике, большинство малых групп  включает 7 и менее человек. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие.

Малая группа имеет множество форм, но исходных форм всего две –  диада и триада. Простейшая, по Г. Зиммелю, группа - диада состоит из двух человек, между которыми формируются устойчивые межличностные взаимоотношения. У диады существует всего лишь одна линия взаимодействия.

Триада – активное взаимодействие трех человек. В ней существуют уже 4 линии взаимодействия, три межличностных, и еще одна социальная, когда два  члена триады выступают оппонентами  третьему. Именно в триаде зарождается  понятие большинства.

Основная цель малых групп - эмоциональное  удовлетворение членов группы.

Структуру связей и отношений в  малой группе изучают методом  социометрии (автор Морено). Изобразим  это в виде социограммы. Членов группы опрашивают, с кем бы он хотел провести отдых, поработать, кому назначить свидание и т.п. Взаимные выборы членов группы выделяют в группе лидеров и аутсайдеров, авторитетных лиц.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч.Кули. Он назвал такие  признаки первичных групп, как непосредственный интимный, межличностный контакт  ее членов, высокий уровень эмоциональности. (Отношения между людьми лицом  к лицу). Эти уровни первичны, потому что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства.

Выделяют множество первичных  групп, такие как семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей или подруг, спортивная команда.

Через первичные группы осуществляется социализация индивидов, то есть усвоение ими образцов поведения, ценностей  и норм жизни общества. Именно первичные  группы связывают личность с обществом. Через эти группы человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством  них участвует в жизни всего  общества.

Кроме первичных, существуют и вторичные группы. Они образуются из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Например, общность студентов и преподавателей. Здесь важны не индивидуальные черты каждого, а умение учиться и учить других.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей: политических –  партия, производственных – коллектив  завода.

В зависимости от официального статуса  группы делятся на формальные и неформальные. В формальных группах поведение отдельных членов регламентируется нормативными документами. Формальная группа – это вторичная группа. В неформальных группах отсутствует жесткое закрепление мест и ролей ее членов. Неформальная группа – это первичная группа.

По принадлежности индивида к группе выделяют ингруппы (к которым он принадлежит) и аутгруппы (к которым не принадлежит). Существуют эксклюзивные (закрытые) и инклюзивные (открытые) группы

Очень часто в социологической  литературе встречается понятие  «рефе-рентная группа». Оно было введено в науку Г. Хайменом, активно использовалось Мидом и Мертоном. Референтная группа – это та группа, на которую обычно ориентируется индивид. Она служит системой отсчета для оценки самого себя и других людей.

Выделяют нормативные и сравнительные  референтные группы, группы присутствия и идеальные группы.

Иногда индивид выделяет воображаемые сообщества или группы, по-строенные исключительно на субъективном характере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции социальных  институтов.

Социальные институты – это  исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющих  общественно-значимые функции. Термин «социальный институт» употребляется  в разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, институте религии. Во всех этих случаях  имеется в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством  которых организуется общественная жизнь.

Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовле-творение жизненных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей. Потребность в безопасности и порядке осуществляют политические институты, в первую очередь институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения обеспечивается экономическими институтами.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаи-модействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают собственными системными качествами. Социальные институты можно охарактеризовать как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и  отношений. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация  – это процесс формирования социального  института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение  которой требует сов-местных организованных действий.

2. Формирование общих целей того  или иного сообщества.

3. Появление ценностей, социальных  норм и правил поведения в  ходе стихийного социального  взаимодействия.

4. Закрепление шаблонов поведения  с помощью системы санкций.

Таким образом, институционализация  – это процесс определения  и за-крепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведения их в систему.

Информация о работе Теория культурно-исторических типов