Теория культурно-исторических типов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:48, реферат

Описание работы

К этой теории относятся философско-социологические концепции, которые подчеркивают существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-исторического развития человечества .

Файлы: 1 файл

социология Света.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

Но данные нормы и образцы  должны стать достоянием внутреннего  мира личности, без чего институционализация  невозможна.

5. Организационное оформление института.  Например, институт торговли должен  сегодня включать продавцов, технологов, управленцев, а также здания  магазинов, склады, договоры о  поставках продукции с производителями,  правила торговли и многое  другое.

Современное общество состоит из целой  системы институтов. Их разде-ляют на основные и неосновные. К основным обычно относят: 1. Экономические институты – занимающиеся производством и распределением материальных благ (институт торговли, институт с/х м т.п.). 2. Политические институты – обеспечивающие безопасность и социальный порядок (государство). 3. Институты стратификации, определяющие распределение позиций и человеческих ресурсов. 4. Институты воспроизводства рода (семья, брак). 5. Культурные институты – передающие знания, институты творчества и преемственности культуры.

Основные институты есть в каждом обществе – от самого примитивного до самого современного. Иначе это  не общество. Внутри основных институтов выделяют  неглавные, неосновные институты. Они выполняют специализированную задачу, обслуживают конкретный обычай или удовлетворяют нефундаментальную  потребность.

Например, среди экономических  институтов таких будет институт соб-ственности,   в семье можно выделить институт отцовства и материнства.

Иногда выделяют формальные и неформальные социальные институты.

Формальные социальные институты  имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, положений и т.п. Формальные институты играют важную роль в упрочении  общества.

Неформальные социальные институты  хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены  законом. Например, институт дружбы. Ведь дружба – один из элементов жизни  общества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и иногда жесткая. Обида, ссора, прекращение  дружеских связей – формы социального  контроля в институте дружбы. Но регламентация отношений не оформлена  никакими законами. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатии), но нет учреждений. Дружба отличается от любви, отношений  с коллегами на работе, братских отношений.

Неформальные социальные институты  основываются на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действий, стремлений, интересов. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций.

Социальные институты – великое  изобретение человека, не только обеспечивающие достижение главных преимуществ  социального (предсказуемость, надежность, регулярность), но и дающие основание  надеяться на то, что та или иная потребность будет удовлетворена  на качественном уровне.

Функцией социального института  будем называть ту пользу, которую  он приносит обществу. То есть слово  функционирование в социологии означает очень простую вещь – приносить  обществу пользу. Если же от института  помимо пользы происходит вред, это  называется дисфункцией. К примеру, функция института образования  – готовить всесторонне развитых специалистов. Но иногда она готовит  дилетантов, полузнаек, взяточников.

Плюсы или функции укрепляют  общество, дисфункции его расшатывают. Но следует заметить, что функции  и дисфункции относительны, а не абсолютны. Например, в университете одним важно получить фундаментальные  знания, а другим завязать полезные знакомства или выйти замуж.

Основной функцией социальных институтов является удовлетворение социальных потребностей. Однако для осуществления этой формулы  следует назвать пять основных функций, которые каждый институт выполняет  в отношении своих участников:

1. Функция определения, закрепления  и воспроизводства связей и  отно-шений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, делающих это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция заключается  в регулировании взаимоотношений  между членами общества, любая  деятельность регламентируется  институтами.

3. Интегративная функция включает  в себя процессы сплочения,  взаимозависимости и взаимоответственности  членов социальных групп, общностей  под воздействием институциональных  норм, правил, санкций.

4. Коммуникативная функция осуществляется  на основе личного взаимодействия  и обмена информацией. Информация, произведенная в институте, распространяется  как внутри института с целью  управления, так и во взаимоотношениях  с другими институтами.

5. Транслирующая функция проявляется  в порядке передачи социального  опыта. Каждый институт обладает  определенным механизмом, позволяющим  индивидам социализироваться на  основе усвоения его ценностей

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют и скрытые, латентные  функции. Это побочные, косвенные  результаты функцио-нирования институтов. Так, например, экономические институты в качестве явных функций имеют производство материальных благ. Но данные блага могут удовлетворять потребности в престиже. Институт образования дает человеку знания, но в то же время он повышает социальный статус.

Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:

1. Четкое определение цели и  круга выполняемых действий или  же объема функций. Если функции  определены нечетко, деятельность  института несовершенна.

2. Деперсонализация действий. Предполагается, что люди представляющие институт  будут работать  в соответствии  с закрепленными нормами, а  не в зависимости от своих  интересов.

3. Наличие признание и престижа, каким должен обладать социальный  институт в глазах общества.

4. Бесконфликтное включение в  общую систему институтов. Нельзя, например, механически перенести  институт западной демократии  в общество с родовыми и  племенными связями.

Исследователи выделяют две формы  существования социальных инсти-тутов: простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие  совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. В простых институтах управляющая система не выделяется в самостоятельную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Тест по вопросу:  Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России:

1)

2)

3)

4)

5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.Теория культурно-исторических  типов.

2. Социальное неравенство.

3.Формальные и не формальные  социальные группы.

4.Функции социальных институтов.

5. Тест.

6. Список литературы.



Информация о работе Теория культурно-исторических типов