Теория социальной работты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Файлы: 1 файл

курс.работа по ТСР.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Социальная поддержка молодой семьи

 

3.1. Структура и задачи социальной работы по решению проблем молодой семьи

 

На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Основная задача социальной работы с молодыми семьями и их проблемами в начале нового тысячелетия  заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени  основные трудности и потребность  в профессиональной помощи семьи  зависят от ее типа. К числу проблемных, относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум  для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального  обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для  детей и подростков.

2. Дополнительная сеть  в городах и районах, куда  входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и  подростков).

3.Республиканские, краевые,  областные, окружные, межрайоннные  учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц  с ограниченными возможностями.

Можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

  • разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;
  • адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;
  • улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;
  • создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;
  • создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;
  • стимулирование деловой активности молодежи;
  • организация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей  и задач, в рамках государственной  поддержки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

- введение в практику  социологических мониторингов по  проблемам молодой семьи, по  научно-методическому обеспечению  работы с молодыми семьями;

- совершенствование федерального  законодательства, других нормативных  актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

- разработка и реализация  мер по поддержке инициатив  молодых граждан, молодежных объединений,  в том числе МЖК (молодежных  жилищных комплексов), по строительству  доступного жилья для молодежи;

- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации  областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и  районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи. Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

Объектами деятельности служб в основном являются:

- молодые семьи, имеющие  неблагополучные условия: социально-демографические (многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, несовершеннолетних родителей);

- медико-социальные (где  имеются инвалиды, лица, страдающие  психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие  наркотики);

- психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми);

- социально-правовые (в  которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений);

- дети и подростки:  оказавшиеся в неблагоприятных  условиях, угрожающих здоровью и развитию;

- осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей, нуждающиеся  в устройстве жизни с отменой  или признанием недействительности  усыновления, опеки;

- проживающие с родителями, временно недееспособными в результате  болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности;

- бывшие воспитанники  детских домов и школ-интернатов, не имеющие родителей или оставшиеся  без их попечения;

- проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими  родительскими обязанностями, ведут  аморальный и паразитический образ жизни;

- имеющие отклонения  в физическом и психическом  развитии, в том числе инвалиды;

- допускающие асоциальное  поведение и антиобщественные  поступки (злостное отклонение от  учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой меры общественного воздействия или административного взыскания, употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток);

- испытывающие негативное  действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную и иную противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, ставшими причиной социальной дезадаптации);

- имеющие затруднения  во взаимоотношениях с окружающими  людьми, в профессиональном и  жизненном самоопределении.

Таким образом, сложившаяся  структура работы с молодой семьей в целом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению молодой семьи, улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния, оказанию ей социально-психологической помощи в решении проблем и др.

 

3.2. Формы и методы социальной работы по решению проблем молодой семьи

 

Молодая семья, помимо своих  институциональных и эмоционально-групповых  связей, имеет также качества процесса, ее целостность не статична, а динамична. Она живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Следует помнить также, что молодая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.

Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим  до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального  обслуживания населения. В самом  общем смысле можно сказать, что  содержанием деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях.

Те трудности, которые инициированы природными или социальными катастрофами, могут быть устранены, минимизированы, или, во всяком случае, они принципиально устранимы. Но у семьи есть проблемный комплекс, с которым она существует десятки лет, все Новейшее время, воспроизводя его коллизии в каждом новом поколении. Поэтому содержанием деятельности служб помощи молодой семье должно быть в идеале перманентное разрешение этих проблем вместе с самой семьей. Для рассмотрения сущности и локализации этих проблем следует обратиться к концепции семейного цикла, которая, по нашему мнению, позволяет несколько упорядочить многообразие встречающихся затруднений.

Выделим основные формы  и методы социальной работы деятельности служб по работе с молодыми семьями.

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению  занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных  форм и методов деятельности сотрудников  отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая  работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурны объектов.

Информация о работе Теория социальной работты