Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 23:44, реферат
Описание работы
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.
Содержание работы
Введение Г.Спенсер как основатель теории военных и промышленных объектов Основные положения теории военных и промышленных обществ Современные идеи в рамках теории военных и промышленных обществ Заключение Список используемой литературы
Кафедра «Социология,
социальная антропология и социальная
работа»
Историческая социология
Реферат
по теме: «Теория военных и промышленных
обществ Г.Спенсера»
Выполнил
Студент САДИ ПСК-51з
Шифр 0903239
Колонтаева Ю.А.
Саратов 2015
Содержание
Введение
Г.Спенсер как основатель
теории военных и промышленных объектов
Основные положения теории
военных и промышленных обществ
Современные идеи в рамках теории
военных и промышленных обществ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Идея прогресса, разрабатываемая
первоначально в социальной философии,
получает постепенно естественнонаучное
подтверждение. Особое значение в этом
плане имела концепция эволюционного
развития в биологии. После выхода в свет
работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно
утверждается в философии и науке, стимулируя
формирование новых исследовательских
программ и методологических установок.
Проникает эта идея и в социологию, определяя
теоретический статус зарождающейся науки,
акцентируя внимание исследователей на
генетическом объяснении изучаемых явлений.
В этой своей направленности социология
тесно смыкалась с историческими дисциплинами,
нацеленными на изучение первобытных
формаций, этнографии, фольклора и т. д.
Поэтому в качестве представителей этого
направления в социологии выступали не
только чистые социологи, но и ряд видных
специалистов в области вспомогательных
дисциплин истории. Но какое бы предпочтение
эмпирическолгу материалу ни отдавали
исследователи, все они придерживались
более или менее однозначной теоретической
установки, а именно стремились установить
общие законы эволюции, что и позволяет
отнести их к сторонникам эволюционизма.
Таковыми, в частности, являются Льюис
Г. Морган (1818-1881), Джон Ф. Макленнон (1827-1881),
Иоган И. Боховен (1815-1887), Эдвард Б. Тайлор
(1832-1917), Джеймс Фрезер (1854- 1941). Но особое
значение в пропаганде идей эволюционизма
сыграли работы Г. Спенсера. Герберт Спенсер
(1820-1903) - выдающийся английский философ
и социолог.
Спенсер отличался
необыкновенной эрудицией и работоспособностью.
Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный
десятитомный труд, задуманный как энциклопедический
синтез всех наук на принципах эволюционизма,
был опубликован в 1862-1896 годах. Этот труд
включал: «Основные начала» (1862), «Основания
биологии» (1864-1867), «Основания психологии»
(1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии»
(1876 1896), «Социология как предмет изучения»
(1903), «Основания этики» (1879-1893).
Творчество Спенсера
с наибольшей полнотой воплотило основные
идеи эволюционизма, оказало большое влияние
на интеллектуальную атмосферу той эпохи.
Теоретические взгляды Спенсера формировались
главным образом под влиянием достижений
естественных наук, все чаще обращавшихся
к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер
высоко оценил «Происхождение видов»
Ч. Дарвина. Большое влияние на Спенсера
оказали также труды А. Смита и Р. Мальтуса,
английских утилитаристов, проповедовавших
идеи радикального буржуазного либерализма
и индивидуализма. Придерживаясь крайней
версии либерализма, Спенсер горячо защищал
принципы индивидуальной свободы и свободы
конкуренции. Всякое вмешательство в естественный
ход событий, тем более социальное планирование,
по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому
вырождению, поощрению «худших за счет
лучших». Спенсер выступал за ограничение
роли государства в общественной жизни
вплоть до отказа бедным в помощи или
заботе о воспитании детей. Критиковал
он и колониальную экспансию, поскольку
она ведет к усилению государственной
бюрократии.
Г.Спенсер
как основатель теории военных и промышленных
объектов
Герберт Спенсер — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались
большой популярностью в конце XIX века, основатель органической
школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды
являются продолжением социологических
воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие
идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Положение об обществе как организме
и идея социальной эволюции представляют
два главных принципа спенсеровской социологии.
Общество, как и биологический организм,
в процессе своего развития растет, увеличивается
в объеме (например, превращение небольших
государств в империи). Как и эволюция
организмов, эволюция обществ идёт от
простых форм к более сложным (от орды
к племени, от племени к союзу племён, наций).
Процесс развития начинается с простого
количественного роста и разнообразия
составляющих общественную систему единиц,
которые начинают выполнять специализированные
функции. Г. Спенсер определяет функции
как несходные действия несходных частей
определённого организма.
Двумя полюсами эволюции общества
Г Спенсер признавал военный
и промышленный
типы устройства общества. Причем эволюция
идет по направлению от первого ко второму.
При военном типе
общества совместные действия людей,
их кооперация осуществляется принудительно,
воля гражданина во всех видах деятельности,
как общественной, так и частной руководится
волею правительства. В промышленном
обществе социальная организация
становится более гибкой, появляется политическая
свобода, власть рассматривается как выражение
воли индивидов, а кооперация индивидов
становится добровольной. Военное и промышленное
общества различаются также типами борьбы
за существование. Для военного типа общества
характерны военные конфликты, истребление
или порабощение побежденного победителем.
При промышленном типе общества преобладает
промышленная конкуренция, где побеждает
"сильнейший" в отношении способностей,
талантов, то есть в области интеллектуальных
и моральных качеств. Такого рода борьба
является благом для всего общества, а
не только для победителя, так как в результате
растет интеллектуальный и моральный
уровень общества в целом, объем общественного
богатства.
Г. Спенсер был убежденным индивидуалистом
и либералом и считал, что растворение
индивида в социальном организме недопустимо.
Проводя многочисленные аналогии между
обществом и живым организмом, учёный
указывал и на существенные различия между
ними. Так, для общества характерна меньшая
зависимость части (индивида) от общества.
В организме часть существует ради целого,
а в обществе - наоборот, оно существует
для блага своих индивидов. Он полагал,
что общественная организация по своему
уровню тем выше, чем успешнее она служит
благосостоянию людей. Условием успешного
социального развития Г. Спенсер считал
принципы "равной свободы" индивидов,
ограниченной лишь свободой других индивидов;
равного влияния всех индивидов и социальных
слоев на принятие политических решений;
свободной конкуренции.
Г. Спенсер рассматривал эволюцию
как противоречивый, но в основном постепенный
процесс, не допускающий сознательного
вмешательства извне. Социальные революции
рассматривались им как болезнь общества,
а социалистическое переустройство - как
противное органическому единству социальной
системы и эволюционному прогрессу, основанному
на выживаемости наиболее приспособленных
и одаренных.
2. Основные положения
теории военных и промышленных
обществ
Методология Спенсера включает
классификацию и типологию эволюционных
процессов.
Классификация располагает
все общество по шкале сложности структуры
и функциональной организации от «малого
простого агрегата» до «большого агрегата».
На начальном этапе общество характеризуется
преобладанием непосредственных связей
между индивидами, отсутствием специальных
органов управления и т. д. По мере развития
формируется сложная структура, социальная
иерархия; включение индивида в общество
опосредовано принадлежностью к меньшим
общностям (род, каста и др.).
Типология основана на конструировании
двух полярных идеальных типов (моделей),
с помощью которых выясняются направленность
и этапы эволюции, в определенной мере
решается проблема предпочтительного
типа развития. Спенсер выделяет
два типа обществ: военные
и промышленные.
Военный и промышленный типы общества
Спенсер характеризует прямо противоположными
социальными свойствами. Зная социальную
структуру, формы политического устройства,
особенности социальной организации общества
военного типа, можно прогнозировать соответствующие
характеристики будущего промышленного
общества.
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию
целям борьбы за выживание или агрессии.
Классическим примером такого общества
Спенсер считает Спарту. Для военного
общества характерны доминирование коллективных
целей над индивидуальными, жесткая организация
и система принуждения, иерархическая
структура управления, господство военной
касты, наследование власти, высокий уровень
сплоченности, дисциплины, религиозность
сознания и др. Военные институты распространяют
влияние на все сферы общественной жизни,
поощряют воспитание патриотизма, лояльности,
конформизма, готовности к самопожертвованию.
Военизированные общества создают эффективно
функционирующую систему, которая, однако,
мало приспособлена к социальным изменениям.
Такие общества консервативны, и в этом
главная причина гибели могущественных
милитаристских государств и империй.
Промышленное
общество характеризуется противоположными
признаками. Реально такие общества только
начинают формироваться (Англия и др.),
но многие их черты можно предсказать.
Спенсер рисует картину будущего промышленного
общества, впечатляющую глубиной научного
предвидения. В новом обществе управление
децентрализовано и строится на принципах
самоорганизации и самоуправления, широкое
распространение получают различные неформальные
объединения, подчинение индивида государству
заменяется охраной прав человека, позитивное
управление уступит место негативному
(по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»),
единство идеологии сменится плюрализмом,
вознаграждаться будет не должность, а
труд, общества станут открытыми для международного
сотрудничества, восприимчивыми к инновациям,
сословное право сменится гражданским,
сфера общественного контроля будет ограничена,
а область частной жизни станет шире и
др.
Совокупность факторов эволюции
Спенсер делит на «первичные» и «вторичные».
К первым относит факторы географической
среды, биологическую и психическую конституции
индивида. Ко вторым - то, что Гегель назвал
«второй природой». Хотя действие привычных
факторов сохраняется на протяжении
всей эволюции общества, в ходе ее продвижения
возрастает и становится решающей роль
«второй природы», т.е. культуры. К первичным
(природным) свойствам человека добавляются
качества, связанныe с участием в общественной
жизни. Однако эта плодотворная идея не
получила развития, так как противоречила
антиисторическим установкам эволюционизма,
в соответствии с которыми истории как
таковой не существует вообще, а есть лишь
логика вечных законов эволюции, не допускающих
волевого вмешательства.
Его философская система оказалась
слишком тесно связанной с духовной и
интеллектуальной атмосферой викторианской
эпохи. Другой причиной падения популярности
Спенсера явилось то, что созданная им
интеллектуальная конструкция была последней
попыткой создания всеохватывающей философской
системы. Эта форма интеллектуального
творчества окончательно изжила себя
к концу XIX века. Социальная почва, на которой
вырастали такие системы, исчезла вместе
с развитием науки и индустриального способа
производства. Спенсер опирался на огромный
фактический материал, большая часть которого
быстро устаревала. Тем не менее стремление
Спенсера выйти за рамки абстрактных рассуждений
по поводу общества, широко использовать
данные общественных и естественных наук
способствовали формированию новых стандартов
научной деятельности в социологии. Спенсер
был последователем Конта, но его учение
принципиально отличалось ориентацией
на индивидуализм и социологический номинализм.
В социологии Спенсера гораздо сильнее
выражена натуралистическая тенденция.
Вся его теоретическая система была насыщена
внутренними противоречиями.
Согласно Г. Спенсеру, на первом
этапе развитие обществознания находилось
под полным контролем теологии, которая
оставалась доминирующим видом познания
и веры примерно до 1750 года. Затем в результате
секуляризации общества теологии отказали
в статусе привилегированной науки, и
эта роль перешла к философии: не Бог, священник,
а философ, мыслитель стали считаться
источником (и критерием) истинного знания.
В конце XVIII в. философов сменили ученые
(естествоиспытатели), которые ввели в
научный оборот эмпирическое обоснование
истинности знаний, а не авторитет Бога
или философии. Они отвергали философское
обоснование истинности знаний как дедуктивную
спекуляцию. В результате возникла позитивистская
теория социопознания, которая включает
в себя следующие основные положения:
объективный мир дан человеку
в форме чувственных явлений (ощущения,
восприятия, представления), сам человек
не может проникнуть в сущность объективного
мира, а может только эмпирически описать
эти явления;
общество является результатом
взаимодействия (а) сознательной деятельности
людей и (б) объективных природных факторов;
социальные явления (факты)
качественно те же, что и природные явления,
в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
общество подобно животному
организму, оно имеет определенные органы-системы,
взаимодействующие между собой;
развитие общества является
результатом увеличения численности людей,
дифференциации и интеграции труда, усложнения
прежних органов-систем и появления новых;
наука представляет собой подлинное
благо для людей, и развитие человечества
непосредственно зависит от развития
науки, в том числе социологической;
социальные революции представляют
для людей беду, являются результатом
неправильного управления людьми, возникающим
от незнания законов социологии;
для нормального эволюционного
развития руководители и ведущие классы
должны знать социологию и руководствоваться
ею при принятии политических решений;
задача социологии заключается
в выработке эмпирически обоснованных
универсальных законов социального поведения,
чтобы ориентировать его на общественное
благо, разумный общественный строй;