Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:09, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём п
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
Понятие и структура личности………………………………………........4
Теории личности в социологии……………………………………….......6
Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
Ролевая теория личности…………………………………………….......10
Личность в системе социальных связей…………………………….........13
Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
Список используемой литературы……………………………………….......21
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.
Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.
"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".
Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".
Концепция самого себя, по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.
Человеческое общества, согласно Ч.Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.
Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов:
1. То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.
2. То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду и она им нравится.
3. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Поскольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.
Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе - само-сознание, само-оценку и само-чувствие, - за исключением того представления, какое можно себе возразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, что как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу само-оценку и наши социальные ценности.
Интеракция протекает главным образом через контакты "лицом к лицу", которые протекают прежде всего в первичных группах, в частности семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.
Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.
Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин "первичная группа", введенный в социологию Ч.Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, "лицом к лицу" контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей - соединение людей в некую целостность.
Для описания такой целостности используют местоимение "мы", которое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объединяющей людей.
Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями. Индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа.
Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переплавлен другому. В соответствии с этим, первым критерием первичных отношений, отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот.
Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем.
Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или времен но. Таков второй критерий первичных отношений.
В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.
Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции "лицом к лицу" участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые - формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.
Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (коммьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас.
2. Чарльз Кули: создание теории "зеркального Я"
Чарльз Хортон Кули (Cooley) родился 17 августа 1864 года в семье профессора
права Мичиганского университета, который также являлся практикующим судьей.
Кули - представитель первого поколения американских социологов, выпускник
Мичиганского университета, в котором в 1894 году защитил докторскую диссертацию
и стал профессором этого же университета. Мировая социологическая мысль ценит
Кули прежде всего за его теорию "зеркального Я", в которой ученый стремился
преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из
постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь,
конструируют общество.
Кули также ввел понятие малых, первичных групп (семья, группа ровней,
соседство, местные общины) и вторичных общественных институтов. Его основные
работы: "Человеческая природа и социальный порядок"; "Социальная организация";
"Социальный процесс".
Умер Ч.Х. Кули 8 мая 1929 года
Основные постулаты и метод теории "зеркального Я"
Прежде всего, заметим, что, на наш взгляд, название теории Ч. Кули переведено
на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию
"зеркальной самости" (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное
представление родоначальников символического интеракционизма о сложной
структуре личности индивида, состоящей, как известно, из "I" и "Me". Попутно
заметим, что концепция самости получила дальнейшее развитие в трудах идейных
последователей символического интеракционизма, предложивших своё видение
самости (И. Гоффман и др.), что тем более свидетельствует о спорности устоявшегося
названия теории. Чтобы не вносить путаницу в терминологию, в настоящем учебном
пособии сохранено традиционное название. Однако в уме мы будем держать
отмеченное обстоятельство и помнить, что в данном случае Я выступает синонимом
самости.
6 См.: С. Мошкин, В. Руденко. - В пространстве большого города. - Независимая газ. 1994, 7 мая
108
Теории Ч. Кули "зеркального Я" основывается на следующих трех постулатах:
1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они
воспринимаются обобщенным другим; 2) люди способны осознавать характер
ответных реакций обобщенных других; 3) люди развивают самопредставления,
чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся
представления обобщенных других.
Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как
бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той
же социальной группы. Социолог отмечает: <Социальную самость такого рода можно
назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и
одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими
или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в
воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике,
манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом
на нас воздействует>7.
В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные
группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно
относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает
уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в
силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то
это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен
играть, перестают соотносится с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более
широкого общества.
Ребенок, который считается "сорванцом", так и будет себя идентифицировать и,
весьма вероятно, станет правонарушителем. Если с мальчиком обращаются так, что
восхищаются его мужеством и успехами, то его самоидентификация будет происходить
под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В его сознании
сформируется устойчивый образ самого себя, с которым он будет жить. Преданность
этому образу становится источником силы, что так или иначе проявится в
соответствующем поведении. <Процесс, в ходе которого у детей развивается
самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений, - пишет
Кули. - Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре
замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих
движений, т.е. они замечают своё влияние на других людей или власть над ними.
Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на
которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну
из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с
этой своей новой собственностью>8
На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и
сексуальная социализация. Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем
социальном образе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих,
радуются или печалятся в зависимости от их расположения к себе. "Можно не
сомневаться,- замечает Кули, - что женщины, как правило, зависят от
непосредственной личной поддержики и поощрения больше, чем мужчины. Мышление
женщины нуждается в фиксации на каком-либе человеке, в сознании которого она
может найти устойчивый и неотразимы образ самой себя, которым она может
жить:Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по
7 Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ,
1994. - С. 320-321
8 Там же. - С. 324
109
сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может
выстоять в одиночку"9.
Отмеченные Кули гендерные особенности в формировании самости лишь
подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от
общества. Причем и женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со
стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных