Теория зеркального "Я" в работах Кулли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём п

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
Понятие и структура личности………………………………………........4
Теории личности в социологии……………………………………….......6
Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
Ролевая теория личности…………………………………………….......10
Личность в системе социальных связей…………………………….........13
Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
Список используемой литературы……………………………………….......21

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

общественных институтов.

В обыденной жизни "зеркальное Я" проявляется повсеместно. Студенты учатся

лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и

самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена - более внимательной и

заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей

хозяйке.

Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми,

которые поддерживают их самоидентификацию. Героиня чеховской повести

"Душечка" - классический тому пример: она была желанным и любимым человеком

именно потому, что разделяла чаяния своих мужей. Если кто-то показывает, что

хорошо информирован в вопросах охоты или рыбалки, то в присутствии

заинтересованных слушателей он напускает на себя вид "спеца" этого дела. Женщина,

считающая себя красавицей, стремится общаться с теми, кто разделяет её

самоидентификацию. У молодого человека открываются необыкновенные сексуальные

потенции, когда женщины, "значимые другие", находящиеся рядом с ним, верят,

думают о нем как о Казанове. И напротив, люди избегают иметь дело с теми, кто не

разделяет их самоидентификацию. Вряд ли кто захочет демонстрировать свой ум и

юмор в компании богословов. Социолог делает вывод, что каждая общественная

структура имеет свой механизм производства самоидентификаций, и индивиды

находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их

самоидентификациям.

Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им

симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том,

что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях,

предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым

можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.

Современные изменения в самоидентификациях россиян

Теория "зеркального Я" позволяет заинтересованному наблюдателю "заглянуть

за" оборотную сторону процесса формирования самоидентификаций россиян в

условиях современных реформ. Наши самопредставления складываются в

значительной степени под влиянием ожиданий извне.

Партийный босс может иметь таковую самоидентификацию лишь в том

сообществе, которое готово считать его лидером. "Мисс русская красавица" тоже

считается "единственной и неповторимой" лишь среди тех, кто соглашается разделять

данное мнение. Когда же индивиды лишаются признания со стороны общественных

структур, то их самоидентификация обычно быстро разрушается. Так, многие

партийные функционеры советского периода отчаянно пытались сохранить свою

самоидентификацию как "отцов нации, спасителей отечества, выдающихся

руководителей" и т.д., но если в окружении значимых других выкристаллизовывались

иные представления о них, то поддерживать прежнее видение себя как ответственного,

достойного политического лидера оказалось невозможным, и многие ушли из

9 Там же. - С. 327

110

общественной жизни. Но извне возникли новые типичные ожидания - в условиях

становления рыночных отношений были востребованы прежние связи партийных

функционеров. И что же? Всматриваясь в зеркало новых социальных реалий, прежние

партийные боссы стали думать о себе и действовать так, как полагается это делать

"новым русским", занятым предпринимательством. В обоих случаях

самоидентификацию индивиды получали от общества, их социальные действия были

адекватны специфическим социальным ситуациям, зеркальным отражением ожиданий

значимых других.

Предвзятое отношение со стороны окружающих способно так повлиять на

сознание индивида, что его "I" будет стремится соответствовать сложившимся в "Me"

этим негативным суждениям. Ныне многие русские, оказавшиеся в силу исторических

обстоятельств за границей, на территории стран СНГ, под влиянием

националистических, антирусских стереотипов извне они в своих самоидентификациях

превращаются в людей второго сорта. Некоторые настолько уступают давлению

пренебрежительного отношения к ним со стороны окружающих, что даже вернувшись

в Россию, не готовы в полной мере отстаивать свои права.

Индивид, оказавшийся в такой или подобной ситуации, может использовать

постулаты концепции "зеркального Я" в практических попытках изменить свою

судьбу. Ему следует отказаться от того "зеркала", откуда на него смотрит "гадкий

утенок", "лицо кавказкой национальности" или просто замученный жизненными

невзгодами человек. При этом, конечно, необходимо, чтобы "I" перебороло социальное

давление со стороны "Ме", что позволило бы начать поиск иного социального

окружения с другими "зеркалами", в которых индивид мог бы видеть вполне

респектабельный образ. Однако, как считает Кули, обладать достоинствами можно

лишь в том случае, если общество готово позволить это. В какой мере общество ценит

человека, в той мере человек ценит себя.

В течение жизни индивиду, как правило, приходится неоднократно менять свою

идентичность - при переходе во взрослую жизнь (потребность и появление другого "Я"

связано с сильным влиянием нового социального контекста на собственное "Я", что

существенно изменяет самоидентичность), при вступлении в брак, перемене работы

или специальности.

В современном демократическом обществе, котором "I" преобладает над "Me",

смена "зеркал" обычно проходит без катаклизмов для индивида. Тому также

способствует разветвленная сеть общественных институтов с многообразными

функциями, так что у индивида есть реальная возможность выбрать социальное

"зеркало", адекватное его самоидентификации.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.

Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".

Концепция самого себя, по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.

Человеческое общества, согласно Ч.Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов:

1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.
2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду и она им нравится.
3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Поскольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.
Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе - само-сознание, само-оценку и само-чувствие, - за исключением того представления, какое можно себе возразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, что как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу само-оценку и наши социальные ценности.

Интеракция протекает главным образом через контакты "лицом к лицу", которые протекают прежде всего в первичных группах, в частности семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин "первичная группа", введенный в социологию Ч.Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, "лицом к лицу" контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей - соединение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют местоимение "мы", которое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объединяющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями. Индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа.

Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переплавлен другому. В соответствии с этим, первым критерием первичных отношений, отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот.

Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем.

Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или времен но. Таков второй критерий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции "лицом к лицу" участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые - формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (коммьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас.

www.i-u.ru

 

Ссылки по теме:

  Кули (Cooley) Чарльз Хортон

  Теория "зеркального Я" Чарльза Кули

  Развитие критической и радикальной социологии

 

 1  2  3 




 

 

Концепция «Я» у Г.Кули и Дж.Мида

 

Одним из исследователей самости (то есть понятий “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам” (myself) ) и автором концепции зеркального “Я” был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) - один из основателей символического интеракционизма.

Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать “чувством моего (my-feeling) ” или “чувством присвоения (sense of appropriation) ”. Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы “я” или “мое”. Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать “мое” только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Информация о работе Теория зеркального "Я" в работах Кулли