Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:09, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём п
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
Понятие и структура личности………………………………………........4
Теории личности в социологии……………………………………….......6
Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
Ролевая теория личности…………………………………………….......10
Личность в системе социальных связей…………………………….........13
Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
Список используемой литературы……………………………………….......21
Г. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения, социальное зеркало постоянно действует и постоянно меняется. В детстве человек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, при достижении зрелости - на мнение компетентных специалистов. Зеркальное "Я", формирующее личность, иногда полностью не соответствует действительному положению вещей. Существуют значительные различия между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причины таких различий в том, что личности отбирают выгодные для них мнения окружающих, и отличие в том, что они действительно о них думают.
Личность возникает внутри системы, состоящей из трех моментов, раскрывающих суть человеческого отношения:
1) созданная для человека человеком вещь;
2) другой человек, который относится по-человечески к этой вещи, а через неё – к другому человеку;
3) сам человек, находящийся в особом социальном отношении к самому себе, но не прямо, а опоследовательно через созданные человеком орудия общения.
Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.
Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опоследовательно через созданные ими вещи. В поле индивида реализует себя личность – как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.
Реальное отношение к самому себе возникает только в процессе реального взаимодействия индивидов. Реальная личность убеждается в том, что на самом деле она совсем не такова, какой сама себя мнила, что в ней скрыты такие силы, о которых она не подозревала. И нашлись они в составе личности, но не в её самосознании, в её представлениях о себе. Отношения к самому себе опоследованно отношением к другому, с которым мы взаимодействуем, и составляет суть личностного пространства.
Человек рождается без зеркала в руках, поэтому он сначала смотрится, как в зеркало в глаза другого человека. И лишь признав в другом человеке себя, он затем и к себе относится как к человеку.
Индивидуальность человека проявляется в подробностях, например в фасоне пиджака или причёски, в манере, мимике, словах, то есть в тех бросающихся в глаза деталях, которые призваны скрыть отсутствие личности. Действительно личность, напротив, обнаруживает себя в создании социально значимых результатов, которые называют ещё «всеобщим результатом».[3]
Ролевая теория личности
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения этой теории.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение.
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
- эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;
- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;
- нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;
- мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.
Социальную роль следует рассматривать двух аспектах:
- ролевого ожидания – ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе, иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус;
- ролевого исполнения – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
- описание типа поведения, соответствующего данной роли;
- предписание (требования), связанные с данным поведением;
- оценка выполнения предписанной роли;
- санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.[4]
3. Личность в системе социальных связей
Социальный статус - это положение индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.
Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность) и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек имеет несколько статусов, но только один определяет его положение в обществе. Чаще ведущий статус обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).
Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры.
Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока - статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.
Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.
Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.
Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит социальная роль.
Например, статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.
Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой - перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.
Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.
Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:
1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями - от сантехника до преподавателя вуза - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;
2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «Чужака";
3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети - низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;
4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта: различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;
5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью "отца" и "семьянина" и отдающего себя науке ученого-исследователя.
В каждом конкретном конфликте верх берет та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.
В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так и несознательные.
Рационализация ролей - неосознанный способ защиты личности, когда личность не воспринимает ситуацию, нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже, и вопрос о равноправии их не будет волновать. Рационализация скрывает реальность ролевых конфликтов путем бессознательного поиска неприятных сторон роли.