Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:09, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём п
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
Понятие и структура личности………………………………………........4
Теории личности в социологии……………………………………….......6
Теория К. Маркса……………………………………………………….....5
Теория З. Фрейда………………………………………………………......6
Теория «зеркального Я»……………………………………………….......8
Ролевая теория личности…………………………………………….......10
Личность в системе социальных связей…………………………….........13
Процесс социализации………………………………………………….....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....20
Список используемой литературы……………………………………….......21
Разделение ролей - также неосознанный способ защиты личности. Временно личность выключает из сознания одну из ролей. Серийные убийцы, палачи могли быть одновременно заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли полностью разделены. Социальная форма военного, врача помогает людям в разделении ролей. Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.
Регулирование ролей - этот способ защиты личности является осознанным и преднамеренным. Личность освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что общественные образования, организации берут на себя большую часть ответственности за социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что это требовала его работа.
Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных структур для избегания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры.
4. Процесс социализации личности
Процесс социализации проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян и волков. Но передачи смысла и значения социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет. Сколько учёные ни бились с обезьянами, но так и не смогли их научить тому, что может пятилетний ребёнок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Видимо обучение – простейший базовый элемент социализации и имеет одно эволюционное направление. Таким образом, процесс обучения носит универсальный эволюционный характер. Но в отличие от животных обучение имеет свою специфику. Она выражается в содержании материала. Волк, собака, или кошка остаются представителями своего вида не зависимо от того, где они воспитывались. Так сильно у них генное наследство.
У человека всё иначе. Он становится человеком не потому, что произошёл от человеческого существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, профессии др. Они и составляют материал социализации. Это как раз то, чего нет у животных. Общее имя такому материалу – человеческая культура.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни другую, называется становлением социального «я».
Человеку приходится жить в сложном мире. Он всю жизнь ищет себе социальное пристанище. Но не физическую крышу над головой, а социальное место в жизни. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.
У большинства взрослых есть свой социальный дом – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно назвать статусом, должностью, профессией и т.д. Но важно то, что это место кормит, поит, даёт независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребёнка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение вначале политической самостоятельности (получения права голоса), затем экономической (устройства на работу, которое может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей). Самостоятельность означает качественную границу между 2 типами социализации – начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.
У новорождённого нет личности. Ребёнок не способен различать своё собственное «я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «я». Он не знает границ между собой и не собой. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве от 2 до 5 лет, затем приобретение навыков сложной деятельности (рисования, познания, труд), обучение в школе – всё это стадии одного процесса - осознания своего «я».
Проявляя ослушание, ребёнок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы, социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею я право на собственное мнение? Что такое дружба и предательство? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подобные вопросы, что верхний признак завершающего этапа становления социального «я»: сквозь индивидуальность уже «проклёвывается» личность.
Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться довольно долго. Наука не установила никаких границ, их нет. Социализация начинающаяся в младенчестве и заканчивающаяся в глубокой старости – процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.
Школьная, университетская, производственная и иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, сдаёт экзамены, затем получает диплом, однако, обучение предмету и обучение жизни – разные вещи. Никто не может научить быть хорошей женой, семьянином, деловым партнёром, профессионалом. Этому приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывает окружение, практика принятия решений, которую приходится осваивать, реально став тем или иным. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом. Ведь человек, взрослея, в свёрнутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился свёртывать этап своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детёнышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация – такой процесс, который не поддаётся искусственному управлению, либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребёнка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве свой предмет, но примеров ускоренной социализации нет.
Разумеется, возможно, раннее взросление, особенно, если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей и т.п. Тем не менее это не социализация. Можно сократить её этапы, ускорить их прохождение, удлинить или сократить процесс социализации нельзя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом.
В своей работе я попыталась дать определение понятию «личность», рассмотреть концепции её понимания, рассмотрела такой вопрос как «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.
Список используемой литературы:
1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проспект, 2001. – С. 287 – 301.
2. Основы социологии: учеб. пособ. для студентов очно-заочной формы обучения / М.Н. Шахов, В.Г. Чернякин. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2006. – С. 89 – 104.
3. Степаненко В.И. Социология: учеб. пособ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.
4. Социология. Основы общей теории: учебник / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Главная книга, 2001. – 465 с.
5. Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечепуренко, А.В. Попов. – М.: Норма, 2003. – 377 с.
6. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. – М.: АСТ, 1999. – 351 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
КРЫМСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ФЕОДОСИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА"
ТЕМА: "Я-КОНЦЕПЦИЯ" КАК СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ
Выполнила: Сергиенко М.В.
студентка группы ФЛзФ-141
Проверила:
ассистентЛитвинова О.В.
Феодосия 2006
Содержание
Введение
Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена
Проблема "Я-концепции" в отечественной психологии
Проблема "Я-концепции" в зарубежной психологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи). Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа "Я" представляют собой личностные константы, направляющие поведение.
Объект исследования - Я - концепция личности. Предмет исследования - Я - концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.
Цель исследования - рассмотреть особенности Я - концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Дать социально-психологическую характеристику Я-концепции как психологическому феномену.
Рассмотреть подходы к определению Я-концепции в отечественной психологии.
Охарактеризовать подходы к определению Я-концепции в зарубежной психологии.
Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена
Я в социальном мире определяется: Я - концепция - это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженное с их оценкой, а так же совокупность установок, направленных на самого себя.
Я-конценция представляет собой составляющую, связанную с отношением к самому себе или к каким-то отдельным своим качествам, и называют это самооценкой, или принятием себя.
Я-конценция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он думает о себе, как он смотрит на свою деятельность и на свои возможности развития в будущем. Представление индивида о самом себе, чаще всего кажутся ему убедительным, независимо от того, основываются ли представления на объективном знании или субъективном мнении или независимо от того, являются ли они истинными или ложными.
Качества, которые мы приписываем собственной личности: они далеко не всегда объективные и с ними не всегда готовы согласится др. люди, чаще всего мы пытаемся себя охарактеризовать с хорошей стороны и всегда здесь присутствует, сильный, личностный, оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена стереотипами, бытующими в той или иной среде. Я - концепция. Формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него людьми, Эти люди определяют представление индивида о самом себе.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Согласно оценочной составляющей Я-концепции качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие, на первый взгляд, объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.