Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:43, тест
1. Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:
1) эмпиричность;
2) передаваемость;
3) нормативность; +
4) обобщающий характер.
1) распределения власти;
2) распределения материальных богатств;
3) общественного разделения труда;+
4) упорядочения социальных отношений.
53. Исторически первой системой социальной стратификации являются:
1) страты;
2) касты;+
3) классы;
4) сословия.
54. Примером восходящей социальной мобильности является:
1) увольнение по сокращению штатов;
2) смена гражданства;
3) вступление в брак;
4) повышение в должности.+
55. Примером горизонтальной мобильности является:
1) увольнение по сокращению штатов;
2) смена гражданства;
3) вступление в брак с представителем своей социальной группы;+
4) повышение в должности.
56. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индивидом:
1) в общественном транспорте;
2) в производственном коллективе;
3) в первичной малой группе;+
4) в большой социальной общности.
57. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:
1) в семье;
2) в школьном классе;
3) в первичной малой группе;
4) в большой социальной общности.+
58. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации:
1) уровень квалификации;
2) ранг в государственной иерархии;
3) место в организации труда;+
4) подчиненность одних профессий другим.
59. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
1) емкость рынков труда;
2) наличие или отсутствие собственности на средства производства;+
3) распределение объема политической власти;
4) уровень образования и квалификации.
60. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:
1) трех основных классов;
2) четырех основных классов;+
3) пяти основных классов;
4) шести основных классов.
61. Согласно подходам западной социологии, низшие классы (under-class) состоят из:
1) представителей неквалифицированных и «полуквалифицированных» (semi-qualified) представителей индустриального и сельскохозяйственного рабочего класса;
2) обитателей городских трущоб;
3) женщин и представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее не приятных профессиях;+
4) деклассированных элементов.
62. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:
1) экономической стратификации;
2) политической стратификации;
3) профессиональной стратификации;+
4) социальной стратификации.
63. Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:
1) переезд в другой город;
2) изменение предмета, преподаваемого учителем;+
3) получение прибавки к жалованью;
4) увольнение по сокращению штатов.
64. Теории социальной мобильности органически связаны с:
1) концепциями социальной стратификации;+
2) теориями социального господства;
3) теориями демографических изменений;
4) концепциями институциональной социологии.
65. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:
1) институт армии;
2) институт церкви;
3) институт политики;+
4) брачно-семейный институт.
67. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) правовые институты;
4) брачно-семейные институты.+
68. Брачно-семейные институты включают в себя:
1) только предписанные статусы;
2) только достигаемые статусы;
3) и те и другие;+
4) ни те ни другие.
69. Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:
1) в Античности;
2) в эпоху Средневековья;
3) в XIX в.;
4) в XX в.+
70. На 1990-1996 гг. приходится пик экономического кризиса российского общества, роста числа богатых людей и разгула преступности. Но именно на тот же период выпадает пик установки укрепляемых дверей. Все больше людей стали укреплять старые либо ставить новые металлические двери. Это происходит прежде всего потому, что люди... (отметьте то, что вы считаете самым важным в социологическом смысле):
1) боятся роста преступности, в том числе квартирных краж;
2) стали жить богаче (установка двери стоит 2-3 среднемесячных оклада);
3) перестали надеяться на милицию;
4) подражают другим.+
71. Малая социальная группа представляет собой:
1) любое кратковременное скопление людей, в котором они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом;
2) совокупность индивидов, связанных между собой кровно-родственными узами;
3) некоторое число людей, вступающих между собой в постоянные непосредственные контакты;+
4) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы.
72. Вторичная социализация — это:
1) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек по падает в среду с иными условиями жизни;
2) период социализации, совпадающий с получением формального образования;
3) процесс закрепления социальных
навыков, получаемых в ходе
первичной социализации;+
4) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.
73. Вторичная группа играет господствующую роль:
1) в родоплеменной общине;
2) в традиционном обществе;
3) в современном обществе;+
4) в формальной организации.
74. Главным агентом первичной социализации является:
1) семья;+
2) детский сад;
3) школа;
4) компания друзей.
75. Конформность — это:
1) неподчинение социальным нормам;
2) проявление инновативного поведения;
3) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;+
4) один из типов девиантного поведения.
76. Социальный характер является продуктом:
1) уровня развития общества;+
2) национальной культуры;
3) особенностей природно-географической среды;
4) индивидуального воспитания.
77. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:
1) клан;
2) группа;
3) толпа;+
4) очередь.
78. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации:
1) она присуща не только человеку, но и животным;
2) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков;+
3) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса;
4) это психофизиологический процесс укрепления организма.
79. Девиантное поведение — это не что иное, как:
1) типичное поведение правонарушителя (делинквента);
2) преступное поведение;
3) отклонение от формального закона;
4) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.+
80. Девиация чаще всего наблюдается:
1) у пожилых людей;
2) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;+
3) у женщин;
4) у молодых.
81. Социальные предписания — это:
1) средства наказания;
2) средства поощрения;
3) запрет или разрешение сделать что-либо;+
4) формальные негативные санкции.
82. К макросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа;
2) социализация;
3) цивилизация;+
4) взаимодействие.
83. К микросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа;+
2) цивилизация;
3) мировая система;
4) государство.
84. К числу динамических процессов в малой группе относится:
1) собрание группы;
2) ссора между членами группы;
3) структурирование;+
4) совместный отдых.
85. Типичным представителем малой группы является:
1) очередь в магазине;
2) участники забега на короткую дистанцию;
3) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом;
4) нуклеарная семья.+
86. Первичной называется малая группа:
1) образующая ядро вторичной группы;
2) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами;+
3) формирующаяся раньше вторичной по времени;
4) система ценностей и норм которой является для ее членов свое образным эталоном.
87. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:
1) нерыночный;
2) ориентированный на себя;
3) ориентированный на традицию;
4) ориентированный на других.+
88. Важнейшей социальной функцией первичной группы является:
1) удовлетворение потребности ее членов в общении;
2) выработка оптимальных норм поведения;
3) успешная социализация ее членов;+
4) эффективное разделение труда.
89. Социальным конформистом можно назвать;
1) законопослушного человека;+
2) хитрого приспособленца;
3) человека, не имеющего собственного мнения;
4) того, кто одевается модно и элегантно.
90. Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется:
1) эталонной;
2) идеальной;
3) референтной;+
4) когерентной.
91. Согласно принятой в современной социологии классификации обществ, они подразделяются на:
1) примитивные;
2) традиционные;+
3) индустриальные;+
4) постиндустриальные.+
92. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции:
1) столыпинские реформы;
2) горбачевская перестройка;
3) коллективизация и индустриализация 1930-х гг.;+
4) отмена крепостного права в России.
93. В индустриальном обществе главным объектом собственности является:
1) земля;
2) капитал;+
3) люди;
4) знания.
94. Самой продолжительной по времени своего развития является:
1) аграрная революция;+
2) индустриальная революция;
3) научно-техническая революция;
4) информационная революция.
95. Сущность социальной революции заключается в:
1) переходе к иному типу мировоззрения;
2) изменении способа политического устройства общества;
3) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения;+
4) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности.
96. Понятием «социальная модернизация» обозначают:
1) переход общества от родоплеменного устройства к государственному;
2) возникновение письменности;
3) переход от традиционной цивилизации к индустриальной;+
4) переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
97. На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит:
1) община собирателей и охотников;
2) общество скотоводов (пастухов) и земледельцев;+
3) промышленная цивилизация;
4) теократическое общество.
98. Определяющим фактором развития индустриального общества является:
1) банковско-финансовая система;
2) информатика и сфера обслуживания;
3) политические институты;
4) промышленное производство.+
99. Понятие социальной модернизации:
1) в переводе на русский язык означает «движение вперед»;
2) относится к революционному переходу от индустриального общества к постиндустриальному;
3) основано на социальных изменениях, происходящих прежде всего в общественном сознании;
4) включает в себя растущую грамотность,
урбанизацию и упадок
традиционной авторитарности.+
100. Социальная революция представляет собой:
1) основную причину групповой мобильности;+
2) смену религиозного вероисповедания большинством членов общества;
3) изменение гражданства для большинства членов общества;
4) приход к государственной власти более компетентных людей.
101. Социальная мобильность в
современном обществе чаще всего имеет
место:
1) в демографической сфере;
2) в религиозной сфере;
3) в культурной сфере;
4) в экономической сфере.+
102. Научно-технические изобретения
и открытия оказывают наиболее
сильное воздействие на социальные изменения:
1) в примитивном обществе;
2) в традиционном обществе;
3) в индустриальном обществе;
4) в информационном обществе.+
103. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:
1) увеличивается число функционально грамотных людей;
2) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторе;+
3) усиливается нравственный потенциал общества;
4) повышается уровень политического сознания.
104. Связь социальной мобильности с уровнем развития общества выражается в том, что:
1) по мере повышения уровня развития
общества открывается все
больше каналов горизонтальной мобильности;
2) чем выше уровень развития общества, тем больше возможностей информационного обеспечения каждого из его членов;
3) чем выше уровень развития общества, тем большие возможности оно открывает для социальной мобильности, одновременно все более нуждаясь в ней;+
4) по мере повышения уровня развития общества усиливается индивидуальная мотивация к социальному продвижению.
105. На протяжении 20-90-х гг. XX в. одним из наиболее социально мобильных обществ был:
1) Китай;
2) СССР;+
3) Уругвай;
4) Египет.
106. Стержневой основой (вокруг которой выстраиваются все социальные отношения) индустриального общества является:
1) индивидуализм;
2) вера в высшее предназначение человеческой личности;
3) частная собственность на капитал;+
4) повышение роли интеллигенции.
107. «Утечка мозгов» как социальное явление в наибольшей степени характерна для:
1) постиндустриального общества;+
2) индустриального общества;
3) традиционного общества;
4) примитивного общества.
108. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-экономических формаций прежде всего проявляется:
1) в совершенствовании орудий труда и технологических процессов;
2) в накоплении общего объема знаний о природе и обществе;
3) в повышении степени свободы живого труда;+
4) в гуманизации социальных отношений.
109. Национальные государства с четко обозначенными территориальными границами возникают:
1) при первобытно-общинном строе;
2) при рабовладельческой общественно-экономической формации;
3) при феодальной формации;
4) при капитализме.+
110. Наибольшая кровно-родственная группа людей, связанных единством происхождения, — это: