Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:23, контрольная работа
Цель работы – Изучить типологию обществ .
Задачи - Дать определение понятию «типологизация». Рассмотреть основные типы обществ. Раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов. Представить современную типологию: традиционное-индустриальное-постиндустриальное общество. Раскрыть сущность теории постиндустриального общества по Д. Беллу. Проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет по вопросам типологии обществ в западной и отечественной социологии. Дать свою точку зрения.
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая (аналитическая) часть.
4. Выводы.
5. Список использованной литературы и источников.
6. Приложение.
Санкт-Петербургский
Институт социологии и управления социальными процессами
Кафедра «Социология»
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
Типология обществ
Выполнил: студент
2 курса специальности 080200
Проверил:
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение
Цель работы – Изучить типологию обществ .
Задачи - Дать определение понятию «типологизация».
Рассмотреть основные типы обществ. Раскрыть
сущность формационного и цивилизационного
подходов. Представить современную типологию:
традиционное-индустриальное-
Теоретическая часть
Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти . Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне разделенное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они взаимодействуют между собой в виде связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Это разделение на группы и послужило классификации обществ на группы и созданию типологии обществ.
Тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы проходило. Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев, таких как экономические, политические, культурные и другие критерии
Способ выявления сходства и различия множества социальных объектов, поиск критериев их классификации называется типологизацией .
Основные типы обществ:
Типологии общества в период формирования социологической науки
Основатель
социологии французский ученый О. Конт
предложил трехчленную
В основу типологии
Г. Спенсера положен принцип эволюционного
развития обществ от простого к сложному,
т.е. от элементарного общества ко все
более дифференцированному. Развитие
обществ Спенсер представлял
как составную часть единого
для всей природы эволюционного
процесса. Низший полюс эволюции общества
образуют так называемые военные
общества, характеризующиеся высокой
однородностью, подчиненным положением
индивида и господством принуждения
как фактора интеграции. От этой
фазы через ряд промежуточных
общество развивается к высшему
полюсу — индустриальному обществу,
в котором доминируют демократия,
добровольный характер интеграции, духовный
плюрализм и многообразие.
Типологии общества в классический период развития социологии
Свою задачу
социологи этого периода видели
в том, чтобы объяснить ее, исходя
не из общего порядка природы и
законов ее развития, а из нее
самой и ее внутренних закономерностей.
Так, Э. Дюркгейм стремился найти
«исходную клетку» социального
как такового и с этой целью
искал «простейшее», элементарнейшее
общество, самую простую форму
организации «коллективного сознания».
Поэтому его типология обществ
строится от простого к сложному, а
в ее основу положен принцип усложнения
формы социальной солидарности, т.е.
сознания индивидами своего единства.
В простых обществах действует
механическая солидарность, потому что
составляющие их индивиды очень похожи
по сознанию и жизненной ситуации
— как частицы механического
целого. В сложных обществах существует
сложная система разделения труда,
дифференцированные функции индивидов,
поэтому сами индивиды отстоят друг
от друга по образу жизни и сознанию.
Их объединяют функциональные связи, а
их солидарность является «органической»,
функциональной. Оба типа солидарности
представлены в любом обществе, но
в архаических обществах
Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.
Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:
Далее идут шесть типов исторических глобальных обществ:
В современном
мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое
общество; либерально-демократическое
общество, построенное по принципам
коллективистского этатизма; общество
плюралистского коллективизма и
т.д.
Типологии общества современной социологии
Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.
Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.
В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.
Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.
Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.
Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.
Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое», т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.
Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.
Теория
постэкономического общества связана
с новой периодизацией истории
человечества, в которой можно
выделить три масштабные эпохи —
доэкономическую, экономическую и
постэкономическую. В основе такой
периодизации лежат два критерия
— тип человеческой деятельности
и характер соотношения интересов
личности и общества. Постэкономический
тип общества определяется как такой
тип социального устройства, где
хозяйственная деятельность человека
становится все более интенсивной
и комплексной, однако не определяется
более его материальными
Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонентов: