Типология обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – Изучить типологию обществ .
Задачи - Дать определение понятию «типологизация». Рассмотреть основные типы обществ. Раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов. Представить современную типологию: традиционное-индустриальное-постиндустриальное общество. Раскрыть сущность теории постиндустриального общества по Д. Беллу. Проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет по вопросам типологии обществ в западной и отечественной социологии. Дать свою точку зрения.

Содержание работы

1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая (аналитическая) часть.
4. Выводы.
5. Список использованной литературы и источников.
6. Приложение.

Файлы: 1 файл

социология Рим.docx

— 32.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики

 

Институт социологии и управления социальными процессами

Кафедра «Социология»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

 

Типология обществ

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

2 курса специальности  080200

 

 

         Проверил:


 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

  1. Введение.
  2. Теоретическая  часть.
  3. Практическая (аналитическая) часть.
  4. Выводы.
  5. Список использованной литературы и источников.
  6. Приложение.
  7.  

Введение

 

Цель работы – Изучить типологию  обществ .

Задачи - Дать определение понятию «типологизация». Рассмотреть основные типы обществ. Раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов. Представить современную типологию: традиционное-индустриальное-постиндустриальное общество. Раскрыть сущность теории постиндустриального общества по Д. Беллу. Проанализировать содержание 3 статей журнала «Социологические исследования» за последние 5 лет по вопросам типологии обществ в западной и отечественной социологии. Дать свою точку зрения.

 

 

Теоретическая часть 

 

Общество  — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти . Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне разделенное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они взаимодействуют между собой в виде связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных.   Это разделение на группы и послужило классификации обществ на группы и созданию типологии обществ.

Тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы проходило. Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев, таких как экономические, политические, культурные и другие критерии

Способ выявления сходства и различия множества социальных объектов, поиск критериев их классификации называется типологизацией .

Основные  типы обществ:

  1. Типология Конта : стадия военного господства; стадия феодального господства; стадия промышленной цивилизации.
  2. Типологии общества в классический период развития социологии
  3. Типологии общества современной социологии: доиндустриальное , индустриальное , постиндустриальное

 

 

Типологии общества в период формирования социологической  науки

Основатель  социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную  типологию, в которую входили:

    1. стадия военного господства;
    2. стадия феодального господства;
    3. стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии  Г. Спенсера положен принцип эволюционного  развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все  более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял  как составную часть единого  для всей природы эволюционного  процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные  общества, характеризующиеся высокой  однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения  как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных  общество развивается к высшему  полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие. 

Типологии общества в классический период развития социологии

Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и  законов ее развития, а из нее  самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти  «исходную клетку» социального  как такового и с этой целью  искал «простейшее», элементарнейшее  общество, самую простую форму  организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ  строится от простого к сложному, а  в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует  механическая солидарность, потому что  составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического  целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а  их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных  — органическая.

Немецкий  классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался  на представлении об обществе как  о результате борьбы за власть и  за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический  тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы —  правителя. Харизмой обычно обладают жрецы  или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный  тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической  системы управления и действием  принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

    1. родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
    2. племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
    3. племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
    4. родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).

Далее идут шесть типов исторических глобальных обществ:

    1. харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
    2. патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
    3. города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
    4. феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
    5. общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном  мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое  общество; либерально-демократическое  общество, построенное по принципам  коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и  т.д. 

Типологии общества современной социологии

Для постклассического  этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна  типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

    • Традиционные(доиндустриальные)  общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.
    • Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального  общества — так называемый «модернизаторский  оптимизм», т.е. абсолютная уверенность  в том, что любую проблему, в  том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

    • Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано  с тем, что человечество столкнулось  с негативными последствиями  собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают  «экологические ценности», причем имеется  в виду не только бережное отношение  к природе, но и внимательное отношение  к равновесию и гармонии, необходимым  для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь  породило еще один тип общества —  информационное. По мысли сторонников  теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое  процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены  информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют  информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для  обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и  цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих  в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые  готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир  стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего  общество. Виртуализация (замещение  реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно  меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное  общество определяется также как  общество «постэкономическое», «посттрудовое», т.е. такое общество, в котором  экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую  сущность и уже не рассматривается  как «человек экономический»; он ориентируется  на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и  безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в  связи с чем формируются новые  критерии благосостояния и социального  благополучия.

Согласно  концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом  обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства  людей становится развитие их собственной  личности.

Теория  постэкономического общества связана  с новой периодизацией истории  человечества, в которой можно  выделить три масштабные эпохи —  доэкономическую, экономическую и  постэкономическую. В основе такой  периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов  личности и общества. Постэкономический  тип общества определяется как такой  тип социального устройства, где  хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной  и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности  и возврат к собственности  личной, к состоянию неотчужденности  работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее  людей, занятых в сфере массового  производства и в силу этого вытесненных  на периферию общества. Однако у  каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите  определяется способностями и знаниями.

 

 

 

 

 

  • Постиндустриальное общество Д. Белла

Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонентов:

  1. в экономическом секторе — переход от производства товаров к расширению сферы услуг;
  2. в структуре занятости — доминирование профессионального и технического классов, создание новой «меритократии»;  

Информация о работе Типология обществ