Типология социальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно, сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………3
2.Социальный конфликт……………………………………….4
2.1.Основные характеристики…………………………………6
2.2.Этапы развития…………………………………………….10
3.Типология социальных конфликтов……………………….16
4.Социальные функции конфликтов…………………………22
5.Заключение…………………………………………………..25
6.Список литературы………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

3) истинный - реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками не зависит от легко изменяемого фактора. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

- конструктивный - возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий;

- случайный, или условный - возникающий по недоразумению  или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками. Он прекращается в случае осознания  реально имеющихся альтернатив;

- смещенный - возникающий  на основании, когда истинная  причина скрыта;

- неверно приписанный  конфликт - конфликт, в котором истинный  виновник находится «за кулисами»  противоборства, а в конфликте  задействованы участники, не имеющие  к нему отношения.

Другие подходы к классификации конфликтов:

1)внешний - конфронтация между субъектами;

2)внутренний - конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

3)конфликт выбора - затруднение  выбора одной из двух равных  целей;

4)конфликт выбора наименьшего  зла - затруднение выбора между  вариантами, каждый из которых  в равной степени нежелателен;

5)групповой - между группами людей;

6)коммуникативный - результат  речевого противостояния, являющийся  следствием барьеров понимания  установки первого впечатления;

7)мотивационный - между потребностями и намерениями;

8)открытый - борьба с целью нанесения ущерба противнику;

9)скрытый - неявное противостояние, напряженные взаимоотношения;

10)конфликт потребностей - разновидность мотивационного, связанного  с тем, что человек хочет достичь  противоречивых целей;

11)конфликт потребности  и социальной нормы - между побудительными  личными мотивами и запретительными  общими императивами;

12)статусный - конфронтация, определяемая статусом и ролью участников;

13)целевой - конфронтация  по поводу достижения определенной  цели

 

4. Социальные функции конфликта.

Позитивные функции конфликта:

1) полностью или частично  устраняет противоречие, возникающее  в силу несовершенства многих  факторов, он высвечивает узкие  места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко  оценить индивидуально-психологические  особенности людей, участвующих  в нем;

3) тестирует ценностные  ориентации человека, относительную  силу его мотивов, направленных  на деятельность, на себя или  на взаимоотношения, выявляет психологическую  устойчивость к стрессовым факторам  трудной ситуации;

4) способствует более  глубокому познанию участников  друг друга, раскрытию не только  непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить  психологическую напряженность, являющуюся  реакцией участников на конфликтную  ситуацию;

6) служит источником развития  личности, межличностных отношений. При условии конструктивного  разрешения позволяет человеку  подняться на новую высоту, расширить  способы и сферу взаимодействия  с окружающими;

7) может улучшить качество  индивидуальной деятельности;

8) при отстаивании справедливых  целей оппонент повышает свой  авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения  личности, формирования ее активной  позиции во взаимодействии с  окружающими.

Негативные функции межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов  оказывает выраженное негативное  воздействие на психическое состояние  его участников;

2) неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться  психологическим и физическим  насилием, а значит, травмировать  оппонентов;

3) как трудная ситуация  всегда сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы  межличностных отношений, которые  сложились между субъектами взаимодействия  до его начала;

5) формирует негативный  образ другого - «образ врага», который  способствует формированию негативной  установки по отношению к оппоненту;

6) могут негативно отражаться  на эффективности индивидуальной  деятельности оппонентов;

7) закрепляют в социальном  опыте личности насильственные  способы решения проблем;

8) зачастую отрицательно  влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию  у человека неверия в торжество  справедливости, убежденности, что  другой всегда прав и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

Итак, можно сделать вывод, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.

Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.

В связи с тем, что социальный конфликт - явление многоплановое, в работе он представлен с разных ракурсов обозрения этой проблемы. Выделены основные аспекты социальных конфликтов и дана их характеристика по основным составляющим. Так в данной работе раскрыты причины, острота, длительность и последствия конфликтных ситуаций.

Основываясь на исследованиях ведущих специалистов в области конфликтологии представлена классификация конфликтов, включающая в себя деления конфликтов по их природе от специфическо-психологических (личностные, эмоциональные) до социально-психологических (межгрупповой) и собственно социальных (конфликт принадлежности).

 

 

6.Список литературы.

1.Зайцев, А. В. Социальный конфликт / А. В. Зайцев. – М.: Academia,2001.

2.Запрудский, Ю. Г. Социальный  конфликт / Ю.Г. Запрудский - Ростов н/Дону:Феникс,1992.

3.Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. – М.:Проспект,2007.

4.Преторпиус, Р. Теория конфликта // полис. – 1991. - №5.

5.Cоциология / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити – Дана,2007.

6.Социология.Основы общей теории / отв. Ред. Г.В. Осипов. – М.: Норма,2005.

 

 

 


Информация о работе Типология социальных конфликтов