Типология вопросов в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:11, лекция

Описание работы

Вопрос представляет собой одну из логических форм. Он включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Нельзя задать вопрос, не имея представления о предмете обсуждения, так же как и для того, чтобы ответить на вопрос, нужна компетентность, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Файлы: 1 файл

Типология вопросов в деловом общении.pptx

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Типология вопросов в деловом общении

 

Выполнила :Ширинян Агата 431гр.ТС

Вопрос представляет собой  одну из логических форм. Он включает в  себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность  и необходимость дальнейшего  дополнения и расширения. Нельзя задать вопрос, не имея представления о  предмете обсуждения, так же как  и для того, чтобы ответить на вопрос, нужна компетентность, способность  правильно оценить содержание и  характер вопроса.

Умение правильно формулировать  вопросы и умело отвечать на них  во многом помогает достичь лучшего  взаимопонимания в деловой коммуникации. Задавать вопросы - еще один способ углубить понимание и таким образом  пробудить осознанность. Профессиональные менеджеры знают, как с помощью  вопросов быстро и точно получить информацию. 

 

Русская поговорка гласит: "Кто спрашивает, тот и ведет". Не умеющий задавать вопросы партнер  заставляет своих собеседников угадывать  его намерения и ожидания, ведь грамотно заданные вопросы позволяют  направлять беседу, переговоры в нужное русло. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Значение вопросов при деловом взаимодействии:

 

  •  вопрос - удобная форма побуждения ("Вы могли бы…?");
  • с помощью вопросов привлекается внимание партнеров;
  • вопросы несут определенную информацию;
  • с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный              ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);

Значение вопросов при деловом взаимодействии:

 

  •  сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение человека к теме вопроса и к задавшему вопрос;
  • вопросы помогают разговорить партнера;
  • правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
  • вопросы создают основу для доверительных отношений.

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

 

  • по степени выраженности различают явные и неявные вопросы. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное.

     Скрытый (неявный) вопрос выражается  лишь своими предпосылками, а  требование установить неизвестное  восстанавливается после осмысления  предпосылок вопроса.

  • по своей структуре вопросы бывают простые и сложные.

     Простой вопрос структурно предполагает  только одно суждение. Он не  может быть расчленен на элементарные  вопросы. 

     Сложный вопрос образуется из  простых с помощью логических  союзов "и", "или", "если, то" и др.

  • по способу запроса неизвестного различают  уточняющие и восполняющие вопросы.

     Уточняющие вопросы (так называемые "ли" - вопросы) направлены на  выявление истинности выраженных  в них суждений. Во всех этих  вопросах присутствует частица  "ли", включенная в словосочетания "верно ли", "надо ли", "действительно  ли" и т.д. 

     Восполняющие вопросы направлены  на получение новой информации.

 

 

 

 

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

 

  •  по количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.

Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.

  • по отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие.

Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.

Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

 

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

 

  •  по правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылка которого является истинным и непротиворечивым знанием.

Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречивого суждения (суждений), смысл которого (которых) не определен.

Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivials - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям.

 

  •  Вопрос является тривиально некорректным или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания.
  • В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные партнерам по общению или неправильно ими понимаемые. В таких случаях нужно пояснить неизвестные (неправильно понимаемые) выражения или заменить их известными.
  • Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать правильного ответа.

 

С помощью целенаправленных вопросов, можно:

 

  •  выявить интересы собеседника;
  • направить его внимание на важные детали разговора;
  • узнать возражения партнера по общению;
  • вернуть утраченную инициативу в разговоре;
  • сообщить свою мысль оппоненту и умело разрушить его ложную уверенность в чем-либо.

 

 

 

С помощью умелых вопросов можно построить с собеседником отношения подлинного партнерства.

Также существуют следующие виды вопросов:

 

  •  информационные - для сбора необходимых сведений. Это всегда открытые вопросы, которые касаются какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом собеседник, сообщая определенные сведения, отвечает на вопрос;
  • контрольные - для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;
  • для ориентации - придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;

Также существуют следующие виды вопросов:

 

  •  подтверждающие - чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;
  • ознакомительные - для ознакомления с целями, мнением партнера;
  • однополюсные - повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;

Также существуют следующие виды вопросов:

 

  •  встречные - при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;
  • альтернативные - предоставляют возможность выбора;
  • направляющие - если партнер уклоняется от темы;

Также существуют следующие виды вопросов:

 

  •  провокационные - с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;
  • вступительные - позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;
  • заключающие - для подведения итогов делового взаимодействия.

Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.

 

1. Открытые вопросы:

Какие ожидания вы связываете с этим предложением?

Что вы об этом думаете?

Какой из вопросов для вас является важнейшим?

2. Закрытые вопросы:

Устроит ли вас, если.?

Желаете ли вы, чтобы.?

Ожидаете ли вы, что.?

Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.

 

3. Вопросы, выражающие сомнение:

Могли бы вы себе представить, что.?

Что бы вы сказали, если.?

Вы уже обдумали, что.?

4. Вопросы-внушения:

Ваш опыт руководителя не доказывает ли, что.?

Вы также придерживаетесь мнения, что.?

5. Контрольно-подтверждающие вопросы:

Могу ли я считать, что это развеяло ваше сомнение в том, что.?

Не могли бы мы теперь оставить эту тему и обратиться к такому вопросу, как.?

Вам ведь понятны мои главные идеи?

Характеристика наиболее эффективных в деловом общении вопросов.

 

6. Изолирующие вопросы:

Если мы рассмотрим это предложение, вы согласитесь с тем, что.?

Могу ли я исходить из того, что ваше решение зависит только от выяснения вопроса о.?

Если предположить, что этот пункт мы выяснили, что вы будете.?

7. Возвратные вопросы:

Это чрезвычайно важные вопросы, мы ведь вернемся к ним в ходе разговора?

Проблема меня очень интересует. Могли бы вы еще раз подробно остановиться на этом?

Я согласен с вами по поводу. Вы не будете против, если мы вернемся к этому вопросу?

При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:  

 

1. Корректность  постановки вопроса. Он должен  быть правильно сформулирован  по форме и содержанию. Провокационные  и неопределенные вопросы недопустимы.

2. Предусмотрение  альтернативности ответа ("да" или "нет") на уточняющие  вопросы.

3. Краткость и  ясность формулировки вопроса.  Длинные, запутанные вопросы затрудняют  их понимание и ответ на  них.

4. Простота вопроса.  Если вопрос сложный, то его  лучше разбить на несколько  простых.

5. Отличие обычных  вопросов от риторических. Риторические  вопросы, как известно, являются  суждениями, так как в них содержится  утверждение или отрицание; обычные  же вопросы суждениями не являются.

Формально - логические  
особенности постановки вопросов:

 

  •  вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции;
  • вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;
  • в вопросе не следует употреблять слова с двойным значением;
  • контрольные вопросы не должны следовать за основными;

Формально - логические  
особенности постановки вопросов:

 

  •  вопрос должен указывать на различные альтернативы ответов;
  • при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие;
  • формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

Как правильно отвечать на вопросы?

 

Для того чтобы  не попасть в сложную ситуацию, следует хорошо знать предполагаемого  партнера по общению, его интересы, уровень компетентности. Намерения  и ожидания в случае грамотного прогноза отвечать на вопросы будет не только интересно, но и приятно.

Информация о работе Типология вопросов в деловом общении