Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:26, доклад

Описание работы

В статье анализируется один из аспектов проблемы этнической толерантности: используя данные
социологических опросов, автор делает вывод, что формирование, развитие и становление толерантности
начинается в семье. Оптимальной стратегией адаптации этносов (а том числе и в семье) по мнению автора,
является интеграция предполагающая положительное отношение к культуре как собственной, так и к культуре других народов.
Российская Федерация является одним из многонациональных государств мира – в нем проживают
представители свыше 160 национальностей. Полиэтническая среда, сложившаяся на территории России,
является своего рода единством существования материальных и духовных факторов жизнедеятельности
представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени и о

Файлы: 1 файл

Бокова Т.Л. Толерантность в межнациональных семьях..docx

— 22.23 Кб (Скачать файл)

Бокова Т.Л. Толерантность  в межнациональных семьях.

В статье анализируется  один из аспектов проблемы этнической толерантности: используя данные

социологических опросов, автор делает вывод, что  формирование, развитие и становление  толерантности

начинается в  семье. Оптимальной стратегией адаптации  этносов (а том числе и в  семье) по мнению автора,

является интеграция предполагающая положительное отношение к культуре как собственной, так и к культуре других народов.

Российская Федерация  является одним из многонациональных  государств мира – в нем проживают

представители свыше 160 национальностей. Полиэтническая среда, сложившаяся на территории России,

является своего рода единством существования материальных и духовных факторов жизнедеятельности

представителей  различных народов в определенном социальном пространстве и времени  и определенных

конкретно-исторических и географических условиях.

Проявление межэтнических  отношений связаны с соответствующими стратегиями межэтнического

взаимодействия. С позиций теории аккультурации  Дж. Бери выделяет четыре возможных стратегии

межэтнического  взаимодействия в зависимости от степени сохранения культурной идентичности и участия в

межкультурных контактах – это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [1: 34-37].

Оптимальной стратегией адаптации этносов в полиэтническом обществе считается интеграция. Она связана с

позитивным отношением к культуре как собственной, так  и к культуре других народов.

В качестве интегральных показателей этнокультурной адаптации  выступает явление этнической

толерантности. Своим содержанием оно вытекает из более общей категории –  толерантность. Обычно

толерантность определяется как "терпимое отношение  к чему-либо или к кому-либо". При этом важно

подчеркнуть, что  сферой применения понятия "толерантность" является область отношений разного  уровня –

межличностных, межгрупповых, международных. Можно  говорить о политической, религиозной,

идеологической, этнической толерантности, рассматривая ее при этом как на уровне отдельной  личности, так и

на уровне отдельных  общностей, больших и малых групп  людей и целых государств.

В научной литературе находят свое отражение многие аспекты  толерантности, которые позволяют

рассматривать эту категорию с позиций широкого понимания. Назовем некоторые из этих аспектов

толерантности:

- социальная  восприимчивость взаимодействующих  субъектов, интерес к особенностям  друг друга;

- уважение и  признание равенства партнеров;

- отказ от  доминирования и насилия;

- признание многообразия  человеческой культуры, норм, верований,  обычаев, традиций,

мировоззренческих позиций;

- готовность  принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение  слушать и выслушивать другого;

- способность  к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

- готовность  к взаимодействию на основе  согласия, но без ущемления собственных  интересов, с правом

отстаивать эти  интересы.

Как уже было сказано выше, понятие этнической толерантности является выражением одного из аспектов

толерантности как социального явления. Этнический аспект толерантности актуален практически  для любого

общества, ибо  социальные отношения не существуют вне этнокультурных особенностей людей.

Этническая (или  национальная) толерантность, пишет  В.А. Лекторский, есть "специфическая  черта

национального характера, духа народов, являющаяся неотъемлемым элементом структуры менталитета,

ориентирующаяся на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный  фактор в

межнациональных отношениях" [2: 46-54].

Национальный  состав Республики Бурятии позволяет  судить о полиэтничности данного региона. Основные

этнические группы здесь составляют буряты и русские.

русские; 67,8

буряты; 27,8

другие

национальности;

4,4

Толерантность в общении между представителями  разных национальностей отражает уровень  культуры

межнационального  общения, является средством достижения межнационального согласия, показателем

зрелости людей, их готовности к сотрудничеству.

Т.Л. Бокова. Толерантность  в межнациональных семьях

Проведенное автором  социологическое исследование позволяет  считать, что межнациональные отношения  в

Республике Бурятия  стабильные. На вопрос "Как вы оцениваете состояние национальных отношений в Вашем

регионе?": 63,1% респондентов ответили "Национальные отношения в основном стабильные"; 19,2% указали –

"Имеется некоторая  межнациональная напряженность"; 2,3% – отметили "Напряженность  в национальных

отношениях значительна"; 12,1% – затруднились ответить.

Способность человека к бесконфликтному сосуществованию  с другими людьми, которым присущи  иные

мировоззрение, менталитет и образ жизни, формируется  у каждого человека с детства  в процессе социализации.

Семья, являясь  основным носителем социальных норм и ценностей, передаваемых из поколения  в поколение,

представляет  собой первостепенное и необходимое  условие социализации личности. Именно в семье человек

осваивает социальные роли, получает основные навыки поведения  и задатки толерантного отношения  к

окружающей действительности. Таким образом, формирование, развитие и становление толерантности

начинается в  семье.

Этническая толерантность, как личностная установка, как ценностная ориентация, формируется в

полиэтнической, многонациональной среде. Такой первоначальной средой выступает межнациональная семья.

Обычно межнациональная  семья является одной из основных микроячеек полиэтнического общества,

своеобразное  средоточие его существенных особенностей. В такой семье как в фокусе можно увидеть всю

сложность межэтнического взаимодействия. В ее рамках проявляются  различные этносоциальные,

этнокультурные, этнодемографические процессы. Так, в межнациональных семьях реально проявляются

культурно-психологические  особенности различных этнических групп.

Проявление толерантности  внутри семьи следует рассматривать  как определенную систему ценностей, норм

и образцов поведения  субъекта, направленных на уважение и  признание индивидуальных особенностей других

членов семьи, стремление взаимодействовать с  ними на основе согласия и взаимопонимания. Проявление же

толерантности внутри межнациональной семьи предполагает терпимость и к особенностям мировосприятия,

ценностным установкам, образу жизни, поведению членов семьи, принадлежащих к иной национальности.

Внутренняя атмосфера  в таких семьях, больше чем в  однонациональных способствует выработке

толерантности, уважения и терпимости к обычаям  и традициям других этносов. Так, на вопрос "Вступив в

межнациональный брак, испытываете ли Вы несправедливое отношение к себе со стороны мужа (жены),

родителей, родственников  из-за своей национальности (языка, обычаев, культуры и т.д.)?" 60,7 % респондентов

отметили, что  отношения в семье хорошие, доброжелательные; 15 % отметили, что в целом отношения

нормальные и  все более улучшаются, 9,3 % иногда чувствуют неприязнь к себе из-за своих национальных

традиций; 9,8 % сказали, что иногда возникают конфликтные  ситуации.

Как уже было сказано выше, этническая толерантность  особенно четко проявляется в  отношении к

представителям  других национальностей. Она представляет собой особую установку на терпимость и уважение

к обычаям, культуре других народов, признание существования "чужой национальной правды". Нужно

отметить, что  этническая толерантность не является средством ассимиляции или отказа от собственной

культуры, собственного национального "я", а является характеристикой межэтнической интеграции, для

которой характерно "принятие" или позитивное отношение  к своей этнической культуре и  к этническим

культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание этнической толерантности

базируется на постулате ценностного равенства  этнических культур и отсутствия преимущества одной

культуры перед  другой, на позитивном образе иной культуры при позитивном восприятии своей  собственной.

Так, на вопрос: "Каковы Ваши позиции в области  национальной культуры?", опрошенных членов

межнациональных семей 33,2 % ответили, что "Заимствования  в культуре полезны и необходимы"; 29,4 %

ответили "Культура каждого народа неповторима и  более естественна монокультурность"; 16,4 % − "Моим

взглядам более  отвечает культурный плюрализм, но не принудительный"; 12,1 % − "Считаю культуру своего

народа наиболее значимой и привлекательной среди  других"; 7,9 % − "Не одобряю любые  попытки

ассимиляции или  насаждения любой культуры (через  СМИ, прессу и т.п.)". Данные ответы являются

показателем проявления толерантности членами межнациональных  семей именно как терпимости и

заинтересованности  к проявлениям иной культуры, при  сохранении значимости и идентичности своей.

Толерантность внутри семьи базируется также на таких понятиях как бесконфликтное, гармонизирующее

общение, умение выслушать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре  и конфликте, на

взаимном согласии, доверии, доброжелательном отношении друг к другу. Уровень толерантности каждого

члена семьи  во взаимоотношениях с окружающими  во многом характеризует их личные качества,

нравственную  зрелость и культуру, определяет эффективность  их взаимодействия с другими участниками

семейных отношений. Реализация каждым членом семьи личной установки на толерантные взаимоотношения

способствует  изменению числа и характера  конфликтных ситуаций в семейных отношениях с тенденцией к их

снижению.

Следует отметить, что уровень толерантности в  сфере культуры межличностных семейных отношений

выступает в  качестве важнейшего критерия и показателя эффективности функционирования семьи  как

социальной системы  и социального института. Интолерантность (нетерпимость) семейного общения может

привести к  распаду семьи. Помимо терпимости к  национальным традициям и обычаям  в межнациональных

семьях, также  немаловажным является уважение и терпимость по отношению друг к другу не только как к

представителю другой национальности, но и как  к личности со своими установками  и интересами. Так, на

Информация о работе Толерантность