Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:26, доклад

Описание работы

В статье анализируется один из аспектов проблемы этнической толерантности: используя данные
социологических опросов, автор делает вывод, что формирование, развитие и становление толерантности
начинается в семье. Оптимальной стратегией адаптации этносов (а том числе и в семье) по мнению автора,
является интеграция предполагающая положительное отношение к культуре как собственной, так и к культуре других народов.
Российская Федерация является одним из многонациональных государств мира – в нем проживают
представители свыше 160 национальностей. Полиэтническая среда, сложившаяся на территории России,
является своего рода единством существования материальных и духовных факторов жизнедеятельности
представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени и о

Файлы: 1 файл

Бокова Т.Л. Толерантность в межнациональных семьях..docx

— 22.23 Кб (Скачать файл)

вопрос "Считаете ли Вы, что основной причиной разводов в межнациональных семьях являются этнические

конфликты?" только 5,1 % респондентов согласились с данным утверждением, 77,6 % ответили, что причины

разводов могут  быть разные, 9,8 % считают, что в современном обществе отсутствует почва для разводов по

Т.Л. Бокова. Толерантность  в межнациональных семьях

этническим причинам; 6,5 % считают, что многое зависит от традиций и состояния межнациональных

отношений в  конкретном обществе.

В системе межэтнических  отношений каждый социальный субъект (индивид или группа) занимает

определенную  позицию, касающуюся степени его  этнической толерантности. Люди, вступившие в

межнациональный брак, создавшие межнациональную семью, в своем большинстве являются толерантными,

готовыми к  общению и позитивному взаимодействию с представителями других национальностей, чем просто

индефферентными. У данной категории людей складывается этнический менталитет толерантного типа,

который включает в себя: систему ценностей, взглядов, стереотипов демократического толка, базирующихся на

признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение человека принимать людей с иной

культурой, сознанием, традициями, психологическую готовность к взаимодействию с представителями  других

национальностей на основе терпимости и согласия. Так, на вопрос: "Как Вы оцениваете следующие

национальности?" респонденты, являющиеся членами межнациональных семей в основном выразили

положительное отношение к представителям различных  национальностей:

национальности  положительно безразлично отрицательно

Русские 86,0 10,7 0,3

Украинцы 61,7 31,3 0,9

Белорусы 62,1 31,8 0,5

Буряты 76,2 15,4 3,3

Якуты 51,4 37,4 3,7

Тувинцы 45,3 41,1 5,6

Хакасы 44,4 44,4 3,3

Алтайцы 46,3 42,1 3,3

Народы Средней  Азии 42,5 38,8 9,3

Народы Кавказа 39,7 35,5 16,4

Народы Балтии 40,2 38,8 11,2

Евреи 41,6 40,7 10,3

Татры 45,3 41,1 4,7

Среди факторов, влияющих на формирование установок  толерантного сознания можно выделить

этническую идентичность, этническое самосознание. В межнациональной  семье, происходит синтез и отбор

разнородных этнических признаков, что сопровождается трансформацией этнического самосознания.

Можно выделить два типа межнациональной семьи  по особенностям формирования в них  культуры

межэтнического  взаимодействия. Первый характеризуется  демократическим типом внутрисемейных

отношений, когда  семейный уклад строится на основе выборочного усвоения и принятия обычаев, традиций,

норм, ценностей  обоих супругов. Такой тип семейных отношений характерен в основном для семей, в которых

муж и жена имеют  высшее образование. Вообще в интеллигентных семьях четче выявляются ориентиры  на

интернационализм, толерантность. Общение в таких  семьях происходит как правило на двух языках. Второй

тип – авторитарный. Здесь обычаи и традиции одной  национальности обычно поглощаются  другой. Такое

"поглощение" происходит, как правило, в пользу  доминирующей культуры коренной  национальности. В семьях

с таким укладом  проявляются признаки интолерантности. Однако в силу создавшейся полиэтнической среды,

здесь не воспитываются  установки на национальную исключительность и взаимодействие культур оказывает

свое хоть и  незначительное влияние.

Все позитивное, присущее межнациональной семье, ее воспитательный потенциал, выражающийся в

формировании  ценностных ориентаций направленных на гуманное, доброжелательное отношение  к

представителям  других национальностей, на чувство  терпимости и уважения к национальной специфике, к

традициям и  обычаям других народов, к их культуре, языку может служить в качестве источника

толерантности.


Информация о работе Толерантность