Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:19, доклад
Моя работа представляет собой анализ содержания книги «Структура научных революций» Томаса Куна, а также обработку полученных знаний и предоставление этих знаний и моего понимания выбранной темы доклада.
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес историков, философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира
Введение…………………………………………………………………………………3
История науки по Т.Куну…..……………………………………………………4
Допарадигмальный период……………………………………………….5
Зрелая наука……………………………………………………………….5
Этапы развития зрелой науки…………………………………………………...6
Нормальная наука…………………………………………………………6
Революция в науке…………………………………………………………8
Несовместимость старой и новой парадигмы……………………….8
Переключение гештальта в результате революций………………...8
Выбор новой парадигмы……………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы……………………………………………………10
2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы
В своей теории научных революций Кун не разделяет точки зрения позитивистов, которые считают, что каждая новая теория не должна вступать в противоречие с предшествующей теорией. Таким образом, хотя устаревшую теорию можно рассматривать как частный случай ее современного преемника, она должна быть преобразована для этого.
2.3.2 Переключение гештальта в результате революций
В результате научной революции изменяется взгляд ученых на мир. Это происходит вследствие того, что ученые видят мир своих исследований через призму парадигмы. Кун сравнивает изменения взглядов ученых в результате научной революции с переключением зрительного гештальта - структура как целостное образование, которое состоит из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое: "То, что казалось ученому уткой до революции, после революции оказывалось кроликом". В гештальт-экспериментах предпосылкой самого восприятия является некоторый стереотип, напоминающий парадигму.
Часто изменения во взглядах маскируются тем, что в результате смены парадигмы не происходит видимого со стороны изменения терминологии науки. Но при вдумчивом рассмотрении оказывается, что в старые понятия вкладывается новый смысл. Изложенное выше, является одной из причин того, что выбор между конкурирующими парадигмами не может выть решен средствами нормальной науки. Каждая из научных школ, защищая свою точку зрения, будет смотреть на мир через призму своей парадигмы. В таких спорах выясняется, что каждая парадигма более или менее удовлетворяет критериям, которые она определяет сама, но не удовлетворяет некоторым критериям, определяемым ее противниками.
2.3.3 Выбор новой парадигмы.
В рамках нормальной науки, ученый, занимаясь решением какой-либо задачи, может опробовать множество альтернативных подходов, но он не проверяет парадигму. Проверка парадигмы предпринимается лишь после настойчивых попыток решить заслуживающую внимания задачу (что соответствует началу кризиса) и после появления альтернативной теории, претендующей на роль новой парадигмы.
В каком-то смысле, Кун объединяет в своей теории обе теории: как теорию фальсификации, так и теорию верификации. Аномальный опыт теории фальсификации выделяет конкурирующие парадигмы по отношению к существующей. А после победы новой парадигмы начинается процесс верификации, который "состоит в триумфальном шествии новой парадигмы по развалинам старой". Иногда новая парадигма выбирается не на основе сравнения возможностей конкурирующих теорий. В этом случае аргументы в защиту парадигмы апеллируют к "индивидуальному ощущению удобства, к эстетическому чувству". Новая теория должна быть более ясной, удобной и простой.
Заключение
Концепция научных революций Куна представляет собой довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд, Кун не открывает ничего нового. В чем же особенность философских взглядов Куна на развитие научного знания?
Во-первых, Кун представляет целостную концепцию развития науки, а не ограничивается описанием тех или иных событий из истории науки. Эта концепция решительно порывает с целым рядом старых традиций в философии науки.
Во-вторых, в своей концепции Кун решительно отвергает позитивизм - господствующее с конца XIX века течение в философии науки. В противоположность позитивисткой позиции в центре внимания Куна представляется раскрытие механизма развития науки, т.е., по существу, исследование движения научного знания.
В-третьих, в отличие от
широко распространенного
В-четвертых, научная революция, по Куну, сменяя взгляд на природу, не приводит к прогрессу, связанному с возрастанием объективной истинности научных знаний. Он опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы. Новая парадигма, с точки зрения Куна, ничуть не лучше старой.
Итак, подведем же итоги. «Структура научных революций» Томаса Куна – это классическая книга, внедрившая в историю науки взгляд на эволюцию научного знания как на череду "смен парадигм". Интересно наблюдать, как автор в этой работе формирует свою собственную парадигму - при этом используя довольно тенденциозный отбор фактов и трактуя их в свою пользу. Я считаю, что книгу следует прочитать тому, кто интересуется историей естественных наук, а также каждому будущему социологу.
Список используемой литературы: