Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:26, реферат
Труд и занятость остаются у молодежи одной из наиболее значимых жизненных ценностей, и, соответственно, создание необходимых условий для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей является приоритетной задачей государства в области регулирования социально-трудовых отношений.
Поэтому мы решили посвятить свое социологическое исследование проблеме трудоустройства молодежи на примере студентов БГЭУ. Мы надеемся, что в результате проведенного исследования, мы сможем выяснить основные противоречия, складывающиеся на рынке труда и дать некоторые рекомендации по их устранению.
Введение…………………………………………………………………. 3
Программа социологического исследования………………………….. 4
Социологический инструментарий…………………………………….. 6
Результаты исследования. Выводы…………………………………….. 10
Приложение 1
Трудоустройство молодежи на примере студентов БГЭУ
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Программа социологического исследования………………………….. 4
Социологический инструментарий…………………………………….. 6
Результаты исследования. Выводы…………………………………….. 10
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ.
Переход белорусского общества к социально-ориентированной рыночной экономике значительно повлиял не только на ценностные ориентации молодежи, но и на процесс адаптации ее в различных сферах деятельности. Произошла смена отношения к труду, характеру и содержанию деятельности, а также к тем конкретным отраслям производства, где ранее молодежь занимала ведущие позиции. Социологические исследования показывают, что наибольшее влияние на процесс профессиональной адаптации молодежи оказывают реальные условия и оплата труда.
Среди всех социальных групп, которые испытывали значительные трудности в условиях формирующихся рыночных отношений наибольшие трудности испытала молодежь. Ошибки в проведении рыночных реформ в начале 90-х годов привели значительную часть молодежи к отчуждению от производительного труда, особенно в реальном секторе экономики. По данным Министерства статистики Республики Беларусь, доля молодежи, занятой в различных отраслях народного хозяйства, с каждым годом уменьшается. Особенно уменьшение доли молодежи характерно для промышленного и аграрного сектора экономики. Наибольшей популярностью среди молодежи пользуется негосударственный сектор, где доля молодежи в возрасте до 30 лет гораздо больше по сравнению с другими отраслями экономики. Доля молодежи на государственных предприятиях уменьшается, в то время как на частных - увеличивается.
Положение молодежи на рынке труда характеризуется противоречивостью ситуации: с одной стороны, существует объективная необходимость в активном включении ее в рыночно-трудовые отношения, а с другой - вероятность стать безработными. Несмотря на положительные в последние годы тенденции на рынке труда (увеличение спроса на рабочую силу, уменьшение в 2004 г. уровня регистрируемой безработицы до 1,9 % к численности экономически активного населения), сохраняется проблема занятости молодежи, составляющей около половины всех безработных.
Труд и занятость остаются у молодежи одной из наиболее значимых жизненных ценностей, и, соответственно, создание необходимых условий для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей является приоритетной задачей государства в области регулирования социально-трудовых отношений.
Поэтому мы решили посвятить свое социологическое исследование проблеме трудоустройства молодежи на примере студентов БГЭУ. Мы надеемся, что в результате проведенного исследования, мы сможем выяснить основные противоречия, складывающиеся на рынке труда и дать некоторые рекомендации по их устранению.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Тема исследования: проблема трудоустройства молодежи на примере студентов
Белорусского государственного экономического
университета
2. Основная проблема: на рынке труда студенты попадают в достаточно сложную ситуацию. Это связано с рядом причин:
- превышение предложения рабочей силы над спросом на нее
- незаинтересованность работодателей в найме молодых работников
- несовершенство системы образования (неадаптированность молодежи к
условиям труда)
Т.о. основная проблема заключается в противоречии между желанием молодежи работать и реальной ситуацией на рынке труда РБ
3. Объект исследования: студенты БГЭУ (студенты второго курса очной формы обучения факультета маркетинга)
4. Предмет исследования: трудовые отношения, ситуация на рынке труда
5. Цель: изучить положение выпускников и студентов БГЭУ на рынке труда РБ
6. Задачи:
6.1. определить количество студентов, желающих работать
6.2. определить предпочтения студентов в вопросе выбора специальности
6.3. выяснить отношение студентов к безработице
6.4. выяснить отношение студентов к обязательному государственному
распределению
6.5. определить рекомендации студентов по улучшению ситуации на рынке
труда РБ
7. Гипотезы:
7.1.1. все студенты желают работать
7.1.2. большинство студентов не имеет желания работать
7.2.1. наиболее популярными среди студентов являются специальности
гуманитарного и экономического профиля
7.2.2. самая популярная специальность среди студентов - инженер
7.3.1. студенты негативно относятся к безработице
7.3.2. студенты не считают, что безработица является для них угрозой
7.4.1. выпускники вузов положительно относятся к государственной системе
распределения
7.4.2. выпускники вузов считают необходимым пересмотреть
существующую систему государственного распределения
7.5.1. студенты рекомендуют проводить больше ярмарок вакансий
7.5.2. студенты не считают необходимым проводить какие-либо меры по
улучшению ситуации на рынке труда
8. Основные понятия: студенты БГЭУ, рынок труда, занятость, безработица, трудовые отношения, условия труда, заработная плата, система государственного распределения, спрос на труд, предложение труда, работодатель, «утечка мозгов», трудоустройство, пособие по безработице, форма предприятия (частная фирма, гос. предприятие, фирма с иностранным капиталом.
Данное социологическое исследование проводится среди студентов БГЭУ. Для проведения исследования был выбран метод анкетного опроса, т.к. он позволяет провести исследование в более сжатые сроки, избежать ошибок при записи информации со слов опрашиваемого, учитывает анонимность, облегчает обработку собранной информации.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Социологическим инструментарием анкетного опроса, который был выбран нами для проведения исследования, является анкета. Образец анкеты, разработанной нами и использовавшейся в ходе опроса, представлен ниже:
Уважаемый респондент!
Мы проводим социологическое исследование, посвященное положению молодежи на рынке труда Беларуси (на примере студентов БГЭУ). Мы будем Вам очень признательны, если Вы ответите на наши вопросы, предоставив, таким образом, для нас ценную информацию. Номер варианта, который на Ваш взгляд, наиболее полно и правильно отражает Ваше мнение, обведите в кружок. ФИО указывать не надо, все результаты будут использоваться в обобщенном виде и в научных целях.
1. Являетесь ли вы студентом Белорусского государственного экономического университета?
1. да
2. нет
2. Какое из нижеперечисленных утверждений соответствует Вашему мнению относительно безработицы молодежи в Беларуси?
1. не существует проблемы безработицы молодежи в Беларуси
2. молодежная безработица в Беларуси невелика
3. безработица молодежи в Беларуси - достаточно распространенное явление
3. Как Вы оцениваете вероятность безработицы лично для себя?
1. безработица для меня вполне реальна
2. эта проблема меня не коснется
4. Что, по Вашему мнению, является причиной безработицы молодежи в Беларуси
(возможно несколько вариантов ответа)?
1. недостаток опыта
2. отсутствие законодательной базы, обеспечивающей защиту и поддержку
молодежи
3. недостаточный уровень образования
4. ______________________________
5. Какими качествами, ценными для предприятия, обладает молодой сотрудник по
сравнению с другими работниками?
______________________________
______________________________
6. Что больше всего Вы цените в своей будущей профессии? Возможно несколько
вариантов.
1. интересная работа (творческая, раскрывающая личные способности)
2. возможность иметь заграничные командировки
3. хороший заработок
4. комфортные условия труда
5. ______________________________
7. Существует ли у Вас желание уехать жить и работать заграницу?
1. нет
2. да (на постоянное место жительства и работы)
3. да, но временно (работа по временному контракту)
8. Какая из нижеперечисленных групп населения, по Вашему мнению, наиболее
подвержена безработице?
1. люди без высшего образования
2. женщины
3. молодежь
4. ______________________________
9. Представьте себе, что Вы оказались безработным. Сколько времени Вы могли бы «мириться» с безработицей (получая лишь пособие по безработице)?
1. до 3-ех месяцев
2. полгода
3. год
4. более года
5. ______________________________
10. Какая из нижеперечисленных профессий, на Ваш взгляд, наиболее популярна?
1. менеджер
2. швея-закройщица
3. водитель
4. секретарь-референт
5. бухгалтер
6. слесарь по ремонту а/м
7. программист
8. _______________________
11. Какая из этих же профессий, на Ваш взгляд, наиболее востребована?
______________________________
12. Какое место работы Вы предпочли бы?
1. гос. предприятие
2. частная фирма
3. предприятие с зарубежным инвестированием
4. ______________________________
12. От кого Вы ждете помощи в решении проблемы трудоустройства?
1. рассчитываю на государственную систему распределения рассчитываю на
помощь своего ВУЗа
2. полагаюсь на государственную службу занятости
3. рассчитываю на неофициальные каналы ( помощь родственников, друзей,
знакомых)
4. полагаюсь на самого себя
5.____________________________
13. Как Вы относитесь к системе государственного распределения?
1. положительно
2. нейтрально
3. отрицательно
14. Почему?
______________________________
______________________________
______________________________
15. Какую помощь, по Вашему мнению, должно оказывать государство молодежи в
вопросе трудоустройства (возможно несколько вариантов)?
1. выплата пособий по безработице
2. гарантированное предоставление работы
3. создание эффективной системы помощи в трудоустройстве
4. помощь в трудоустройстве заграницей
5. создание системы бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки
молодежи
6. ______________________________
16. Расположите нижеперечисленные проблемы, стоящие перед обществом, в соответствии с их остротой и актуальностью (5 - максимальная оценка, 1 - минимальная):
1. проблема преступности ________
2. экологическая проблема ________
3. проблема снижения жизненного уровня ________
4. проблема трудоустройства ________
5. демографическая проблема ________
А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе.
17. Укажите, пожалуйста, Ваш пол:
1. мужской
2. женский
18. Укажите Ваш возраст (полное число лет) ____________
ВЫВОДЫ.
Исследование показало, что практически все респонденты воспринимают безработицу как реальность сегодняшнего дня. Это следует из ответов на первый блок вопросов анкеты, где им было предложено оценить уровень безработицы в целом, ее угрозу для различных групп молодежи, для себя лично.
Первый вывод -- среди нынешних студентов почти нет оптимистически настроенных молодых людей, полагающих, что не существует проблемы безработицы молодежи. Лишь один человек из 100 опрошенных, утверждает, что в Беларуси нет проблемы безработицы молодежи. Немногие считают, что молодежная безработица невелика - 19%. Подавляющее большинство (80%) опрошенных утверждают, что безработица молодежи -- достаточно распространенное явление.
В плане оценки вероятности безработицы лично для себя студенты переживают наиболее тревожные ожидания. 76% респондентов считают, что безработица для них вполне реальна, в то время, как только 24% еще не задумывались над безработицей как реальностью, имеющей конкретные параметры.
Среди причин, вызывающих безработицу молодежи, наиболее популярными оказались:
v отсутствие законодательной базы, обеспечивающей поддержку
молодежи - 55%
v недостаток опыта - 31%
v недоверие владельцев фирм и предприятий к молодым специалистам
v малое количество вакансий и др.
Безработица до 3 месяцев воспринимается студентами достаточно терпимо. 67% респондентов согласились на 3-ех месячную безработицу. Возможно, влияет стереотип максимальных школьных и студенческих каникул, за время которых можно отдохнуть и поработать. Вероятнее всего, такой период не ощущается студентами как реальная безработица. Во всяком случае, более длительная безработица воспринимается ими резко негативно. Жить на пособие полгода, год и более согласились бы считанные единицы по всем категориям студентов. Многие предлагали еще более короткие сроки: день, неделя, месяц. Целая группа опрошенных высказалась о том, что вообще не собирается «мириться» с безработицей и попытается как можно быстрее найти работу.
Большинство респондентов уверенно, что молодые сотрудники являются ценными и незаменимыми для любого предприятия, фирмы или организации. Среди приоритетных качеств молодых сотрудников были выделены такие, как энергичность, мобильность, наличие современных знаний, новые идеи, креативность, целеустремленность, инициативность, энтузиазм, перспективность и проч.
Вопросы, направленные на выявление ценностных ориентации молодежи в труде, показывают, что сегодня в оценках студентов доминируют два фактора: интересная работа (творческая, раскрывающая личные способности) и хороший заработок. 32% выбрали эти два варианта. Отвечая на вопрос: "Что более всего вы цените в своей профессии?" -- возможность прилично зарабатывать ставят на первое место 7% . Следует также вспомнить и о другом доминирующем ценностном факторе труда -- творческом(14%). Несмотря на существующие сегодня жесткие условия его реализации, он обнаруживает тенденцию к стабильности и даже к некоторому росту. Однако свою будущую профессию и работу студенты оценивают не только с двух названных позиций -- деньги и творчество. В работе немало других аспектов, важных для молодых людей, например:
Информация о работе Трудоустройство молодежи на примере студентов БГЭУ