Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Закона предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В отличие от п.п. «б» и «в» в данной правовой норме говорится не о периоде получения пособия по уходу за ребенком, а о периоде ухода за ребенком.
Формулировка рассматриваемой
правовой нормы дает основание для
неоднозначного толкования установленного
ею ограничения тремя годами засчитываемого
в страховой стаж периода ухода
за несколькими детьми. Неясно, относится
ли это ограничение к общему числу
детей в семье или к каждому
из родителей, осуществляющих уход за
ними. В правоприменительной практике
считается возможным
В том случае, если ребенок является инвалидом, период ухода за ним засчитывается в страховой стаж без ограничения каким-либо сроком в соответствии с п/п. 6 п. 1 ст. 11 Закона.
Согласно п/п. 4 п. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж засчитывается период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
В соответствии с п/п. 5 п. 1 ст. 11 Закона
к иным периодам работы, засчитываемым
в страховой стаж, относится период
содержания под стражей лиц, необоснованно
привлеченных к уголовной ответственности,
необоснованно репрессированных и
впоследствии реабилитированных, а
также период отбывания наказания
этими лицами в местах лишения
свободы и ссылке. Эта норма
содержалась и в прежнем
2.2 Методика определения размера трудовой пенсии по старости
Базовая часть пенсии установлена в размере 450 рублей в месяц. Однако она может быть дифференцирована в зависимости от возраста, инвалидности и наличия иждивенцев. Так, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, базовая часть пенсии устанавливается в сумме 900 рублей, а при наличии трех и более нетрудоспособных членов их семьи - 1350 рублей
Размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчитывается по следующей формуле:
СЧ =ПК/Т,
где СЧ - страховая часть пенсии;
ПК - сумма расчетного пенсионного
капитала застрахованного лица. Под
расчетным пенсионным капиталом
понимается общая сумма страховых
взносов и иных поступлений в
ПФР за застрахованное лицо, включая
пенсионные права в денежном выражении,
приобретенные до вступления в силу
закона о трудовых пенсиях, которая
является базой для определения
размера страховой части
Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты страховой
Следует отметить, что на переходный период, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца).
С 1 января 2011 года ожидаемый период увеличивается ежегодно на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).
При назначении страховой
части пенсии по старости в более
позднем возрасте, чем требуется
по закону, ожидаемый период выплаты
трудовой пенсии сокращается на один
год за каждый полный год, истекший
со дня достижения 60 лет для мужчин
и 55 лет для женщин. При этом ожидаемый
период выплаты пенсии по старости,
применяемый для расчета
Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть меньше 660 рублей в месяц.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ=ПН/Т,
где НЧ - размер накопительной части пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений
застрахованного лица, учтенных в
специальной части его
Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты пенсии по старости,
применяемого для расчета накопительной
ее части. Ожидаемый период выплаты
рассчитывается на основе данных федерального
органа по статистике и применяется
для расчета страховой и
Полный размер трудовой пенсии по старости представляет собой совокупность трех самостоятельных частей этой пенсии, которую можно определить по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть пенсии;
СЧ - страховая часть пенсии;
НЧ - накопительная часть пенсии.
Для лиц, имеющих возраст старше 50-лет мужчин и 45 лет женщин, размер трудовой пенсии по старости определяется из суммы двух частей: базовой и страховой, т.к. страховые взносы за этих лиц не направляются на накопительную часть пенсии, о аккумулируются только на страховой ее части. В этом случае расчет будет производиться по формуле:
П= БЧ + СЧ,
при этом особую роль приобретает правильная оценка пенсионных прав застрахованных лиц, произведенная на 1 января 2002 года, т.е. на момент введения в действие закона о трудовых пенсиях.
Минимальная трудовая пенсия по старости при полном трудовом стаже не может быть менее 660 рублей. Максимально возможная пенсия ( при трудовом стаже 40-45 лет) составляет 0,75 х 1,2 х 1671= 1503 руб.90 коп.
Оценка пенсионных прав осуществляется путем конвертации их в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т,
где БЧ - базовая часть пенсии, размер которой конкретно определен по видам трудовой пенсии;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости;
РП - расчетный размер трудовой пенсии.
Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, а для женщин соответственно - 20 лет, расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле:
РП= СК х (ЗР/ЗП) хСПЗ,
где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица.
Среднемесячный заработок
(доход) определяется за периоды, аналогичные
ранее действовавшему закону о государственных
пенсиях, а именно: за последние два
года на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета в системе
ПФР или за любые 5 лет (60 месяцев)
подряд на основании представленных
в установленном порядке
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, установленная для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий;
СК - стажевый коэффициент.
Для застрахованных лиц он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной зарплате по стране ограничивается размером не свыше 1,2.
При неполном общем трудовом
стаже величина расчетного пенсионного
капитала определяется исходя из величины
капитала при полном общем трудовом
стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у
женщин), которая делится на число
месяцев полного общего трудового
стажа и умножается на число месяцев
фактически имеющегося общего трудового
стажа Захаров М.Л. Севостьянов
В.Б. Тучкова Э.Г. Комментарий к
новому пенсионному законодательству
(постатейный комментарий к
3 Судебная практика
В этом разделе, посвященном судебному разрешению пенсионных споров, нельзя не упомянуть о предоставляемой процессуальным законодательством (ст. 226 ГПК РФ) возможности (практически не используемой судами на практике) вынесения частных определений.
Частное определение суда эффективно и актуально тогда, когда в ходе рассмотрения дела по иску конкретного гражданина выявляется, что действия некой организации или должностных лиц нарушают права не только непосредственно истца, но и других лиц, находящихся в схожей с ним ситуации.
Верховный Суд РФ еще в
Постановлении Пленума от 20.12.2005
г. No 25 «О некоторых вопросах, возникших
у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией
Частное определение направляется
судом в соответствующие
Частное определение может выноситься как по инициативе самого суда, так и по ходатайству истца, чьи пенсионные права нарушены, или его представителя.
Пример:
Пенсионный фонд РФ отказывает гражданину в досрочном назначении пенсии по Списку № 2.
Причина – невключение в «льготный» стаж периодов его работы на определенном производстве из-за того, что, по мнению пенсионного органа, данное производство не предусмотрено списком.
В ходе судебного заседания на основе представленных доказательств устанавливается, что производство, где занят/был занят истец, относится к
перечисленным в Списке № 2, и, следовательно, признается право истца
на досрочный выход на пенсию.
У суда имеется возможность предотвратить дальнейшее нарушение прав
работников, которые работают на том же производстве, но в суд не обращались, путем вынесения частного определения в отношении органа
Пенсионного фонда РФ. Разумеется, частное определение не может содержать общих требований типа: «назначить досрочные пенсии всем работникам данного производства» или «включить в специальный стаж всех работников время их
занятости в данном производстве», поскольку право конкретного гражданина на пенсию зависит от множества факторов и должно рассматриваться
индивидуально. В данном случае частное определение может предусматривать формулировку об устранении пенсионным органом нарушений пенсионного
законодательства, которое выражается в отказе признавать производство относящимся к Списку № 2 и неправильном отражении (без льготы по стажу) сведений персонифицированного учета работников данного производства, у которых соблюдены иные условия занятости по Списку № 2.
Размер государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной государственной пошлины
Итак, иски, касающиеся защиты
пенсионных прав, могут быть трех видов:
имущественного характера, не подлежащие
оценке и «смешанные». Категорию
иска важно определить еще до обращения
в судебную инстанцию, поскольку
от этого будет зависеть размер подлежащей
уплате государственной пошлины, если
только истец не относится к лицам,
освобожденным от ее уплаты. Конкретные
размеры государственной
Государственная пошлина при обращении к мировому судье или в суд общей юрисдикции уплачивается до подачи искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной или надзорной) в следующих размерах:
1) при подаче искового
заявления имущественного