Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:37, курсовая работа
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Введение
Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие М., 2000.
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Выделение льготных
профессиональных пенсий в самостоятельную
пенсионную систему с автономным
финансированием порождает
Расчеты показывают,
что размеры пенсий по старости для
участников обязательной профессиональной
пенсионной системы, т.е. для работающих
на предприятиях с особыми условиями
труда, относительно получаемой ими
заработной платы в течение трудовой
деятельности, будут значительно
ниже, чем у работников, не участвующих
в обязательной профессиональной пенсионной
системе, т.е. работающих в обычных
условиях труда. Связано это прежде
всего с меньшей
В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.
Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.1
Концепция пенсионной реформы
прямо не предусматривает увеличения
пенсионного возраста. В ней лишь
подчеркнута объективная
Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)
В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.2
В большинстве экономически
развитых стран пенсионный возраст
на 57 лет выше, чем в России. Однако
установление императивной нормы, увеличивающей
пенсионный возраст, приведет к тому,
что многие граждане России фактически
не смогут реализовать свое право
на пенсию в связи с сокращением
средней продолжительности
В случае введения накопительного
механизма финансирования пенсий по
старости величина пенсии будет определяться
путем деления условного
Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Однако в таком подходе
содержится элемент дискриминации
по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность
жизни является слишком неопределенным
среднестатистическим показателем, тогда
как речь идет о субъективном праве
на пенсию конкретного лица. Женщины
и мужчины одинакового
Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.
Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.
1.2 История
Согласно Закону о пенсиях
1990 г. условиями пенсионного
Федеральным законом от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" (ст. 27 и 28)
сохранена возможность
Говоря о досрочном назначении пенсий по старости, законодатель признал таковыми и прежние пенсии за выслугу лет. Теперь отдельным категориям работников при наличии требуемой выслуги может назначаться пенсия по старости иногда вообще независимо от возраста.
Сохранились прежние требования к
условиям, необходимым для досрочного
назначения пенсии, таким, как продолжительность
работы с особыми условиями труда
или в особых климатических условиях,
воспитание ребенка до достижения им
определенного возраста и др. Но
в тех случаях, когда ранее
для досрочного назначения пенсии требовался
общий трудовой стаж определенной продолжительности,
теперь необходим соответствующий
страховой стаж. Следствием такой
новации явилась невозможность
для определенного числа
Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в том числе и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера - 15, мужчинам - 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 - 8 лет страхового стажа.
Все категории граждан, за которыми сохраняется право на досрочное назначение пенсий, поделены на две группы. Одним пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий. Эти категории перечислены в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Застрахованные лица из второй группы, поименованной в ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока.
Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты. Лицам, проработавшим на таких работах менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом (см. п. 3 ст. 27). При этом речь идет о дополнительных страховых взносах на финансирование профессиональных пенсий. Пока федеральный закон о профессиональных пенсионных системах принят только в первом чтении.
2 Правовое регулирование трудовой пенсии по старости
2.1 Условия назначения трудовой пенсии по старости
До 1 января 2002 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях было достижение пенсионного возраста (женщинами - 55, мужчинами - 60 лет) и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20-ти и 25-летнего соответственно). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.
Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин 60 лет (ст. 7 Закона). Однако ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Пенсия по старости застрахованным указанного возраста может быть назначена при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин. Понятие пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не применяется, но продолжительность этого стажа при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Военная и приравненная к ней служба засчитывается в страховой стаж, если ей предшествовала и (или) за ней следовала деятельность, включаемая в страховой стаж по правилам ст. 10 Закона. При этом не имеет значения продолжительность перерыва между периодами, включаемыми и засчитываемыми в страховой стаж, а также то обстоятельство, были ли между такими периодами иные периоды, засчитываемые или не засчитываемые в страховой стаж. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2002. № 7. С.40
Подпункт 2 п. 1 ст. 11 Закона предусматривает зачет в страховой стаж периода получения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности.
Действующее законодательство не содержит единого понятия пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Собрание законодательства РФ.1999. № 29, ст. 3686 страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в частности, являются следующие пособия: по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; на санаторно-курортное лечение. Белоглазова В.Г. Указ. сочинение. С. 41