Трудовые ресурсы потребительской кооперации Беларуси: отраслевая характеристика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Основная отрасль потребительской кооперации – торговая, представлена более чем 10000 магазинов, расположенных преимущественно в сельской местности. Кооперативные магазины ежедневно посещают более 1,2 млн. покупателей. Это самая крупная торговая сеть в Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным покупателем продукции белорусских предприятий. Чтобы снабдить магазины потребительской кооперации товаром, транспортный парк Белкоопсоюза, состоящий из 6000 грузовых автомобилей, в год «наматывает» почти 170 млн. км. Это больше, чем расстояние от Земли до Солнца, составляющее, как известно, 149,6 млн. км.

Содержание работы

Актуальность темы

Характеристика сути проблемной ситуации

Определение цели и задач исследования

Определение объекта и предмета исследования

Гипотезы исследования

Эмпирическая интерпретация понятий

Анкета

Литература

Файлы: 1 файл

социологическое исследование ИСПРАВЛЕННОЕ.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Актуальность темы

 

Характеристика сути проблемной ситуации

 

Определение цели и задач  исследования

 

Определение объекта и  предмета исследования

 

Гипотезы исследования

 

Эмпирическая интерпретация  понятий

 

Анкета

 

Литература

 

        Актуальность темы

Сегодня Белорусский республиканский  союз потребительских обществ –  это многоотраслевая диверсифицированная  структура, объединяющая около 300 юридических  лиц и обеспечивающая работой  почти 100 тысяч белорусских граждан. Кругооборот активов Белкоопсоюза начинается в заготовительной отрасли с закупок сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, которое направляется как на собственные перерабатывающие предприятия, так и на государственные. Готовая продукция затем идет в собственную распределительную сеть, состоящую из оптовых баз и магазинов.

81 кооперативный хлебозавод  производит 20% хлебобулочных изделий  в Беларуси, 87 мясоперерабатывающих  цехов выпускают 3% колбасных изделий  и 11% полуфабрикатов, от общего  объема производимых в Беларуси, 8 консервных заводов выпускают  3,5% соответствующей продукции от  общереспубликанского объема. Ассортимент  выпускаемой продукции очень  широк – от консервов, хлеба  и колбас до одежды и нетканых  материалов основу которых составляет  обычное тряпье. Есть уникальные  предприятия, как, например, зверохозяйства Белкоопсоюза, производящие 90% клеточной пушнины Беларуси.

Основная отрасль потребительской  кооперации – торговая, представлена более чем 10000 магазинов, расположенных  преимущественно в сельской местности. Кооперативные магазины ежедневно  посещают более 1,2 млн. покупателей. Это  самая крупная торговая сеть в  Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным  покупателем продукции белорусских  предприятий. Чтобы снабдить магазины потребительской кооперации товаром, транспортный парк Белкоопсоюза, состоящий из 6000 грузовых автомобилей, в год «наматывает» почти 170 млн. км. Это больше, чем расстояние от Земли до Солнца, составляющее, как известно, 149,6 млн. км.

 

 

 

 

 

 

Численность населения  по областям и г. Минску 

 

(на начало года; тысяч человек)  

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Все население

Республика Беларусь

10 177,3

9 956,7

9 900,4

9 830,7

9 762,8

9 697,5

9 630,4

9 579,5

9 542,4

9 513,6

9 500,0

9 481,2

9 465,2

Области:

                         

Брестская

1 494,3

1 477,4

1 469,8

1 461,0

1 450,2

1 439,3

1 426,8

1 417,8

1 409,7

1 404,5

1 399,2

1 394,8

1 391,4

Витебская

1 415,8

1 354,6

1 340,0

1 323,3

1 306,4

1 289,5

1 273,8

1 259,4

1 247,3

1 237,5

1 229,4

1 221,8

1 214,1

Гомельская

1 566,3

1 532,2

1 523,1

1 509,7

1 496,8

1 484,2

1 471,0

1 459,4

1 449,5

1 443,2

1 439,2

1 435,0

1 429,7

Гродненская

1 204,1

1 170,1

1 160,2

1 147,9

1 135,4

1 122,1

1 108,0

1 096,2

1 086,0

1 076,7

1 071,3

1 065,9

1 061,2

г. Минск

1 669,5

1 689,9

1 699,4

1 709,7

1 722,1

1 744,6

1 758,8

1 775,5

1 794,7

1 814,3

1 843,7

1 864,1

1 885,1

Минская

1 589,1

1 535,4

1 521,6

1 505,8

1 491,7

1 470,5

1 457,6

1 447,6

1 440,7

1 431,1

1 419,9

1 411,5

1 403,6

Могилевская

1 238,2

1 197,1

1 186,3

1 173,3

1 160,2

1 147,3

1 134,4

1 123,6

1 114,5

1 106,3

1 097,3

1 088,1

1 080,1

Городское население

Республика Беларусь

6 934,7

6 979,6

6 982,9

6 973,5

6 968,0

6 965,4

6 956,7

6 963,9

6 989,2

7 027,1

7 077,1

7 122,4

7 175,0

Области:

                         

Брестская

895,4

908,3

908,4

907,5

905,3

903,1

900,1

900,4

908,6

912,6

919,5

927,1

934,9

Витебская

932,9

923,9

921,1

916,5

913,8

906,2

900,7

897,9

895,9

896,1

899,1

903,0

908,4

Гомельская

1 052,2

1 057,5

1 058,1

1 053,9

1 050,5

1 046,7

1 042,7

1 040,2

1 042,4

1 045,4

1 052,0

1 058,9

1 066,2

Гродненская

736,7

742,1

741,9

739,1

736,4

733,2

729,8

728,7

727,4

734,9

742,3

748,9

757,0

г. Минск

1 669,1

1 689,9

1 699,4

1 709,7

1 722,1

1 744,6

1 758,8

1 775,5

1 794,7

1 814,3

1 843,7

1 864,1

1 885,1

Минская

796,0

806,0

804,0

800,8

797,5

792,2

788,7

787,0

787,0

789,0

787,5

787,8

789,1

Могилевская

852,4

851,9

850,0

846,0

842,4

839,4

835,9

834,2

833,2

834,8

833,0

832,6

834,3

Сельское население

Республика Беларусь

3 242,6

2 977,1

2 917,5

2 857,2

2 794,8

2 732,1

2 673,7

2 615,6

2 553,2

2 486,5

2 422,9

2 358,8

2 290,2

Области:

                         

Брестская

598,9

569,1

561,4

553,5

544,9

536,2

526,7

517,4

501,1

491,9

479,7

467,7

456,5

Витебская

482,9

430,7

418,9

406,8

392,6

383,3

373,1

361,5

351,4

341,4

330,3

318,8

305,7

Гомельская

514,1

474,7

465,0

455,8

446,3

437,5

428,3

419,2

407,1

397,8

387,2

376,1

363,5

Гродненская

467,4

428,0

418,3

408,8

399,0

388,9

378,2

367,5

358,6

341,8

329,0

317,0

304,2

г. Минск

0,4

Минская

793,1

729,4

717,6

705,0

694,2

678,3

668,9

660,6

653,7

642,1

632,4

623,7

614,5

Могилевская

385,8

345,2

336,3

327,3

317,8

307,9

298,5

289,4

281,3

271,5

264,3

255,5

245,8


 

Как видно из таблицы, за последние 12 лет, наблюдается тенденция уменьшения численности населения проживающего в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

Анализ показателей  по труду по отраслям деятельности за январь-декабрь 2011 года по системе  Белкоопсоюза

Наиме- нование отраслей

Объём деятельности, млн. руб.

Среднесписочная численность, чел.

Фонд заработной платы  – всего, млн. руб.

Фонд заработной платы  в % к объёму

Производительность труда (нагрузка на 1 работника в месяц). – всего, тыс. руб.

Средняя заработная плата  на 1 работника в отрасли –  всего, тыс. руб.

Коэффициент соотношения темпов роста производительности труда над заработной платой

Превышение темпов роста  заработной платы над производительностью  труда, п. п.

2011

2010

Темп роста %

2011

2010

Темп роста%

2011

2010

2011

2010

2011

2010

Темп роста %

2011

2010

Темп роста %

Торговля

9 815 213

5 801 516

169,2

41 451

42 517

97,5

685 014

440 340

7,0

7,6

19 733

11 371

173,5

1 310

822

159,5

1,09

-14,0

Общепит (розница)

992 687

598 519

166

10 572

11 257

94

129 927

82 602

13

14

7 825

4 431

176,6

989

591

167,5

1,05

-9,1

Заготовки

1 153 141

477 452

241,5

2 103

2 217

94,9

38 936

24 015

3,4

5,0

45 694

17 947

254,6

1 355

813

166,7

1,53

-87,9

Промышленность

1 035 092

668 720

154,8

8 232

9 229

89,2

111 917

82 630

   

10 478

6 038

173,5

1 094

718

152,3

1,14

-21,2


 

Из статистических данных видно, что в сфере торговли, общепита, заготовок, промышленности объём деятельности, производительность труда и средняя заработная плата растут, а среднесписочная численность падает.

 

 

 

Анализ показателей  по труду по отраслям деятельности (торговля) за январь-декабрь 2011 года по системе Белкоопсоюза

Наименование областей

Розничной товарооборот торговли, млн. руб.

Среднесписочная численность, чел.

Фонд заработной платы  – всего, млн. руб.

Фонд заработной платы  в % к товарообороту

Производительность труда (нагрузка на 1 работника в месяц) в торговле – всего, тыс. руб.

Средняя заработная плата  на 1 работника в торговле - всего,

Коэффициент соотношения темпов роста производительности труда над заработной платой

Превышение темпов роста з. платы над призвод-тью труда, п. п.

2011

2010

Темп роста, %

2011

2010

Темп роста, %

2011

2010

2011

2010

2011

2010

Темп роста, %

2011

2010

Темп роста, %

Брестская

1 931 952

1 126 961

171,4

8 100

8 104

100,0

135 568

86 468

7,0

7,7

19 876

11 589

171,5

1347,1

858,1

157,0

1,09

-14,5

Витебская

1 643 108

970 713

169,3

6 740

6 908

97,6

112 042

70 034

6,8

7,2

20 315

11 710

173,5

1303,2

796,0

163,7

1,06

-9,8

Гомельская

1 655 432

965 901

171,4

6 639

6 744

98,0

112 875

71 758

6,8

7,4

20 779

11 882

174,9

1331,6

825,8

161,2

1,08

-13,7

Гродненская

1 177 301

716 783

164,2

5 165

5 356

96,4

77 889

50 932

6,6

7,1

18 995

11 152

170,3

1212,3

762,7

158,9

1,07

-11,4

Минская

1 952 076

1 173 855

166,3

8 381

8 743

95,9

130 631

87 784

6,7

7,5

19 410

11 189

173,5

1239,8

798,9

155,2

1,12

-18,3

Могилёвская

1 400 454

816 483

171,5

5 881

6 087

96,6

99 354

62 644

7,1

7,7

19 844

11 178

177,5

1331,7

816,5

163,1

1,09

-14,4

Итого по ОПС (ОБЛПО)

9 760 322

5 770 696

169,1

40 906

41 972

97,5

668 359

429 619

6,8

7,4

19884

11 457

173,5

1296,1

812,1

159,6

1,09

-13,9


 

Из таблицы видно, что в сфере торговли по областям наблюдается рост розничного товарооборота торговли, производительности труда и средней заработной платы. Однако наблюдается и падение среднесписочной численности. 

 

       Характеристика сути проблемной ситуации

    • С одной стороны мы видим, что политика президента Республики Беларусь, направленна последние годы на подъем сельской местности и подъем сельских хозяйств; строительство новых агрогородков; привлечение в сельскую местность молодых специалистов. Но с другой стороны, за последние годы, мы видим уменьшение количества населения проживающего в сельской местности, что в свою очередь приводит к уменьшению товарооборота в сфере торговли, как основной сферы занятости потребительской кооперации; а это приводит к уменьшению заработной платы и потере трудовых ресурсов; также это приводит к уменьшению пайщиков, количеству сдаваемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Определение цели и задач исследования

Цель исследования:

    • Рассмотреть проблему трудовых ресурсов потребительской кооперации и проанализировать предоставленную статистическую информацию

Задачи исследования:

    • Выявить условия и социально-экономические факторы, влияющие на снижение числа занятого населения в сельской местности, в сфере торговли.
    • Выявить политические факторы, влияющие на снижение числа занятого населения в сельской местности, в сфере торговли.
    • Разработать анкету по данной теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Определение объекта и предмета исследования

Предмет исследования:

  • Трудовые ресурсы потребительской кооперации, занятые в сфере торговли сельской местности и проблемы связанные с их трудовой деятельностью
  • Условия, оказывающие положительное либо отрицательное влияние на развитие и совершенствование трудовых ресурсов потребительской кооперации в сфере торговли сельской местности.

Объект исследования:

  • Объектом данного социологического исследования выступает население Республики Беларусь, занятое в сфере торговли, а именно мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и старше, и женщины в возрасте от 18 до 55 лет и старше, с разным социальным положением в обществе и уровнем образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Гипотезы исследования

  • Я предполагаю, что необходимо обеспечивать работников сферы торговли достаточной заработной платой, льготным жильем, и достаточными условиями труда, так как эти факторы оказывают влияние на трудовую деятельность работников.
  • Я предполагаю, что необходимо оказывать содействие в профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении качественного профессионального образования, так как именно молодежь будущее нашей страны, эффективность труда будущих специалистов и его качество зависит именно от правильно выбранной профессии и хорошего образования.
  • Я предполагаю, что необходимо развивать инфраструктуру развлечения; увеличить ассортимент предлагаемого товара; увеличения продукции собственного производства, что может благоприятно сказаться на привлечении населения в сельскую местность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Анкета

занятость промышленность трудовой ресурс

Уважаемые респонденты!

«Белорусский  торгово-экономический университет  потребительской кооперации» проводит социологическое исследование по проблеме, связанной с трудовыми ресурсами потребительской кооперации Беларуси. Убедительно прошу Вас уделить немного времени данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь моему исследованию.

Отвечайте, пожалуйста, искренне, со своей же стороны гарантирую анонимность.

Поставьте любой, по Вашему усмотрению знак напротив варианта ответа, который соответствует вашей  точке зрения и если такого варианта в анкете не предусмотрено, то в свободной  строке укажите свой (иной) вариант  ответа. Только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов. Не оставляйте, пожалуйста, ни один из вопросов анкеты без варианта ответа на него. Надеемся на Вашу откровенность.

Заранее благодарю за участие  в социологическом опросе!

Вопросы анкеты

1.Как вы считаете, в ВУЗе дают в достаточной  степени знаний в навыках, необходимых  в будущей работе?

-да

-нет

2.Может что-либо  помешать реализовать Ваш профессиональный  выбор?

-да

-нет

3.Какого образования,  по вашему мнению, достаточно, чтобы  иметь хорошую работу?

Информация о работе Трудовые ресурсы потребительской кооперации Беларуси: отраслевая характеристика занятости