Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:21, контрольная работа
Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов, превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.
Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.
Попытаемся разобраться в причинах девиантного поведения. В первую очередь культурно осуждаемого поведения.
Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Процесс социализации (процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Когда процессы социализации
успешны, индивид сначала адаптируется
к окружающим его культурным нормам,
затем воспринимает их так, что одобряемые
нормы и ценности общества или
группы становятся его эмоциональной
потребностью, а запреты культуры
- частью его сознания. Он воспринимает
нормы культуры таким образом, что
автоматически действует в
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Вообще люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от нормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение.
Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить.
Кроме того нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона.
Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого.
В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой - как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.
Социальный контроль
Социальный контроль, механизм,
с помощью которого общество и
его подразделения (группы, организации)
обеспечивают соблюдение определённых
ограничений (условий), нарушение которых
наносит ущерб функционированию
социальной системы. В качестве таких
ограничений выступают правовые
и моральные нормы, обычаи, административные
решения. Действие социального контроля
сводится главным образом к применению
различных санкций к
Социальный контроль присутствовал в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда его роль возросла, а его структура усложнилась. Возникли социальные институты, занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем в настоящее время функции такого контроля осуществляет практически любой социальный институт или группа.
Характер социального контроля определяется господствующими общественными отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный контроль приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося поведения. С другой стороны, всеобъемлющий социальный контроль, который в условиях военно-фашистских диктатур основывается на системе массового террора, насаждает всеобщий конформизм, ведёт к застою во всех сферах общественной жизни.
Различают два вида социального контроля -- неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников какого-либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов контроля во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей.
Одной из предпосылок динамического
развития общества является постоянное
изменение социального
Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе:
Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества"
Люди в любом обществе
контролируются в основном с помощью
социализации таким образом, что
они выполняют свои роли бессознательно,
естественно, в силу обычаев, привычек
и предпочтений. Как заставить
человека со свободной волей подчиняться
законам и нравственным нормам, ограничивающим
его свободу, часто тяжелым для
него? Только культивируя у него
те чувства, желания и стремления,
которые приведут к желанию упорядочить
свою жизнь и подчиниться законам
общества, чтобы чувствовать
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.
Следовательно, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.
Эффективность и своевременность
применения социального контроля далеко
не всегда одинаковы во всех первичных
коллективах. Групповое давление на
индивида, нарушающего нормы, зависит
от многих факторов, и прежде всего
от статуса данного индивида. К
лицам, имеющим высокие и низкие
статусы в группе, применяются
совершенно разные способы группового
давления. Личность с высоким статусом
в первичной группе или лидер
группы имеет в качестве одной
из своих основных обязанностей изменение
старых и создание новых культурных
образцов, новых способов взаимодействия.
За это лидер получает кредит доверия
и сам может в той или
иной степени отступать от групповых
норм. Более того, чтобы не потерять
свой статус лидера, он не должен быть
полностью идентичным членам группы.
Однако при отступлении от групповых
норм у каждого лидера существует
грань, через которую он не может
перейти. За этой гранью он начинает испытывать
действие группового социального контроля
со стороны остальных членов группы
и его лидерское влияние
Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье.
Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Таким образом, при наличии
высокой численности населения
сложной культуры начинает применяться
так называемый вторичны групповой
контроль - законы, различные насильственные
регуляторы формализованные процедуры.
Когда отдельный индивид не желает
следовать этим регуляторам, группа
или общество прибегают принуждению,
чтобы заставить его поступать
так же, как все. В современных
обществах существуют строго разработанные
правила, или система контроля через
принуждение, которая представляет
собой набор действующих
Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. [15] Функционалисты рассматривают социальный контроль (в первую очередь выражающийся в юридических актах) как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральными.
В социальной жизни действуют три основных типа процессов социального контроля:
1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;
2) процессы, организующие социальный опыт индивидов;
3) процессы, применяющие
различные формальные и
Итак, человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать тюремное заключение и даже смерть. Конформист же получает одобрение, популярность, престиж и прочие социально определяемые вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность