Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:01, реферат
Современный мир невозможно себе представить без рекламы. Она всё больше и больше проникает во все сферы жизни, заявляя с каждым днём о себе как о создателе потребительских предпочтений, беря на себя социальную роль управления потреблением. Реклама стремится выражать особенности эпохи производства и потребления, выполняя при этом функцию машины, приводящей в действие другую универсальную машину - машину человеческих желаний и потребностей (Власенкс О).
Введение
Современный мир невозможно себе представить
без рекламы. Она всё больше и
больше проникает во все сферы
жизни, заявляя с каждым днём о
себе как о создателе
Как современный маркетинг
меняет потребителя?
78% японских женщин мечтают выйти замуж
в Париже. Louis Vuitton успешно эксплуатирует
податливость японцев брендированию сознания.
$168 млн заработал Unilever в 2007 году с помощью
скандальной рекламы Axe.
34% студентов Стэнфорда признали зависимость
от мобильных телефонов.
200 карточек с изображениями животных
Линдстром показал мужчинам – потенциальным
покупателям авто-машин. Задача – выяснить,
на какой картинке активизируются сексуальные
зоны мозга. Победил арабский жеребец.
40 000 девочек в США в возрасте от 8 до 15 лет
работают в отрасли “партизанского маркетинка”.
Их задача – рекламировать товары подружкам.
Как глобальные бренды манипулируют
потребителями
Как мировые корпорации
привязывают потребителей к своей продукции?
Какие сексуальные грезы, страхи и комплексы
они используют для продвижения своих
товаров? Мартин Линдстром, автор книги
«Вынос мозга», изучает бизнес больше
двадцати лет. Он не просто маркетолог,
а специалист, хорошо разбирающийся в
нейропсихологии.
Чтобы лучше продавать свои товары, компании вооружаются открытиями нейропсихологии. Угадайте, сколько раз в день мужчины по всему миру думают о сексе? Два? Пять? Двадцать? Правильный ответ — тридцать два раза в день, что составляет 224 раза в неделю. Помогает ли секс продавать?
Axe
Но откуда Мартин взял, что мужчины думают
о сексе тридцать два раза в день? Из беседы
с Дэвидом Кузино,руководителем компании
Unilever, экспертом по потребительской и
маркетинговой психологии. Он поделился
со ним этим, а также другими удивительными
открытиями, сделанными исследовательской
командой компании при подготовке к выводу
на рынок торговой марки, ставшей впоследствии
многомиллионным брендом. Axe — это линия
продуктов личной гигиены для мужчин,
включающая дезодоранты (спреи, сухие,
шариковые), шампуни и гели для душа. Ее
история не только очередная иллюстрация
роли секса в рекламе, но и удивительный
пример того, насколько глубоко компании
и маркетологи проникают в скрытые глубины
нашей психики.
Сначала
команда Unilever провела тщательный онлайновый
опрос 12 000 подростков и мужчин в
возрасте от 15 до 50 лет со всего мира:
из США, Великобритании, Мексики, Южной
Африки, Турции, Японии... В него были
включены очень личные вопросы, например
«Что вы делаете, когда хотите снять
девушку?», «Когда девушка вам отказывала?»,
«Ваша идеальная сексуальная фантазия?»
и уже упомянутый вопрос «Сколько раз
в день вы думаете о сексе?». Для чего Unilever
задавала эти вопросы? «Мы хотели выяснить
правду о мужчинах, — вспоминает Кузино.
— Те вещи, которые заводят мужчин».
Результаты были сенсационными (ничто
так не развязывает языки парням, как анонимность
в интернете). Думаете, это клише или сцена
из дешевого порнофильма, но оказывается,
фантазия номер один для мужчин всего
мира выглядит таким образом: подросток
или мужчина развалился в горячей ванне
или джакузи. Его окружают три или четыре
обнаженные женщины. Рядом откупоренная
бутылка шампанского, пузырьки которого
смешиваются с пеной ванны. На основании
этих и других ответов команда Axe сделала
однозначный вывод. Главная мечта мужчины
— не просто стать неотразимым для сексуальной
женщины. Он мечтает стать неотразимым
для нескольких сексуальных женщин!
Затем Кузино и его коллеги из Unilever пригласили приблизительно сотню мужчин в возрасте от 15 до 50 лет (аналогичные исследования позже были проведены в европейских странах, Северной и Латинской Америке) и водили их в бары. Там они оставались до трех-четырех часов ночи, наблюдая за своими подопечными, так сказать, в деле. Их целью было увидеть, как эти мужчины знакомятся с девушками в людных местах и как находят к ним подход (чтобы проанализировать их игру). С помощью способа, называемого в маркетинге сегментацией, команда Unilever выделила шесть психологических типов «самца человека» — и потенциального потребителя Axe.
— Хищник, по терминологии Кузино, скрывает свою неуверенность под маской бравады. Он ездит на брендовой машине, одевается в дорогую фирменную одежду и постоянно рыщет в поисках добычи.
— Врожденный талант — умный, спортивный, успешный, обаятельный, уверенный в себе мужчина, на которого хотят походить остальные и который сам по себе привлекает женщин, но никогда не обманывает.
— Рожденный для брака — название говорит само за себя. Именно тот парень, которого хочется познакомить с мамой (вопреки тому, что говорят одинокие женщины, по данным Unilever, это большой сегмент популяции молодых мужчин).
— Просто друг. Что может ранить влюбленного мужчину больнее, чем слова: «Извини, но... ты для меня как брат. Давай будем просто друзьями». Кузино замечает не без ехидства: «Прямо на глазах они сдуваются и опадают».
— Неуверенный новичок. Эти бедняги-малолетки не имеют ни малейшего представления о том, как вести себя с женщинами.
— Новичок-энтузиаст. Эти молодые люди тоже абсолютно не понимают, что делают, но производят скорее приятное впечатление. Они не добиваются своего, но, черт возьми, никто не упрекнет их в том, что они не делают все, что от них зависит.
Что они сделали с информацией? Было решено, что, очевидно, в первую очередь ставить нужно на Неуверенного новичка, за ним на Новичка-энтузиаста, за которыми следует Врожденный талант. Почему? У первых двух типов, рассуждали маркетологи, занижена самооценка, им не хватает опыта, поэтому их легко убедить, что Axe станет ключом к успеху у женщин — достаточно воспользоваться дезодорантом, и их самооценка повысится. Врожденному таланту, с другой стороны, не нужно повышать самооценку, но его можно будет убедить использовать Axe в качестве завершающего штриха перед вечерней охотой. Совсем иное дело, скажем, Хищник, который для завоевания женщин, как уверились маркетологи, никогда не почувствует потребности в продукте.
Имея
Неуверенного новичка в качестве
основной цели, в Axe выпустили серию
тридцатисекундных рекламных
Кампания быстро стала популярной, а Axe быстро стал мужским брендом номер один в категории антиперспиранты и дезодоранты, принеся компании Unilever $71 млн на продажах в 2006 году (на $50 млн больше, чем ближайший соперник, Tag), и $186 млн (включая продажи Walmart) в 2007 году, на 14% больше, чем в предыдущем, что обеспечило компании невероятное преимущество над ее ближайшим соперником. Более того, продажи других продуктов этой торговой марки тоже пошли вверх, поскольку дезодоранты часто используются в качестве «пробных запахов».
Однако быстрый успех вскоре обернулся против компании. Реклама слишком хорошо убедила Неуверенных новичков и Новичков-энтузиастов в неотразимости продукта. Зубрилы и неудачники скупали Axe ящиками, что портило имидж торговой марки. В конце концов (в США, по крайней мере) большинство учеников старших классов и студентов стали воспринимать Axe как торговую марку для жалких неудачников — и неудивительно, что продажи сразу же уменьшились. Затем Axe столкнулся с другой серьезной проблемой. Неуверенных в себе старшеклассников настолько убедили в том, что Axe сделает их сексапильными, что они буквально обливались дезодорантом. Дошло до того, что от старшеклассников так разило дезодорантом, что это превратилось в проблему для школ.
Сегодня Unilever пытается вдохнуть новую жизнь в торговую марку, запустив серию вирусных рекламных видео, больше сфокусированных на разъяснении, куда именно мужчинам нужно распылять Axe. Естественно, эта реклама тоже заряжена сексуальным подтекстом.
“Астерикс”
Реклама с сексуальным подтекстом не
так быстро забывается — в основном потому,
что когда мы видим привлекательных, едва
одетых молодых людей, зеркальные нейроны
в нашем мозге дают нам возможность представить
себя столь же привлекательными и сексуальными.
Вот один пример того, что секс по-прежнему
умеет продавать: несколько лет назад
один из крупнейших производителей автомобилей
связался c Мартином Линдстром и попросил
остановить падение продаж одной из самых
легендарных торговых марок.
Мартин создал довольно необычную колоду
карт — двести карт с изображением разных
животных. Затем он попросил группу мужчин
среднего возраста (целевая аудитория)
выбрать пять животных, которые, по их
мнению, лучше всего представляли данную
торговую марку.
После он применил функциональную магнитно-резонансную
томографию, чтобы сузить круг поисков.
Когда члены его команды показывали мужчинам
изображения первых четырех животных,
которых те назвали, у них в мозгу все было
как всегда. К всеобщему удивлению, последняя
картинка, которую им показали, возбудила
те зоны мозга, которые связаны с сексуальной
привлекательностью и совокуплением.
Затем, когда мужчинам показали фотографии
и изображения машин их мечты (машин, которые
они не могли позволить себе купить или
чувствовали себя слишком старыми для
этого), щелк! Зажглись те самые сексуальные
зоны мозга.
С этого момента животное под кодовым
именем Астерикс вдохновляло каждую деталь,
конструкции и дизайна автомобиля. Целью
было придать автомобилю мягкие, изящные
формы и плавный ход — дать мужчине-водителю
почувствовать, что он седлает и подчиняет
себе быстрое, мощное, прекрасное животное.
Четыре года спустя, когда он наконец выехал
на дорогу, компания получила один из самых
значительных подъемов продаж в своей
истории.
Мобильная любовь.
У Мартина есть знакомый, который перед сном кладет iPhone на тумбочку возле кровати. Обычно в час ночи он автоматически просыпается и проверяет электронную почту. Затем снова просыпается в три часа утра. Затем в пять. К тому времени, когда он поцелует проснувшуюся жену и разбудит детей, он успевает отправить три SMS, проверить три своих почтовых ящика, просмотреть лучшие моменты вчерашнего футбольного матча. Готовясь к трудовому дню, он повсюду носит телефон с собой. Берет его в ванную, принимая утренний душ. На улицу, выгуливая собаку. Он использует свой телефон как секундомер, фонарик, калькулятор, календарь, фотоаппарат, ежедневник и многое другое.
Несколько раз он терял или забывал мобильник. Это чувство, сказал он Мартину, напоминает состояние курильщика, который знает, что где-то должна быть еще одна сигарета, или наркомана, который помнит, что заначил дозу, но не может ее найти. Вот результаты последнего опроса двухсот студентов Стэнфордского университета: 34% из них признались в зависимости от мобильных телефонов, а еще 32% боялись, что станут зависимыми. Учитывая тенденции развития, Мартин подозревал, что эти показатели будут только расти.
Недавно вместе с компанией Elias Arts, глобальным экспертом в музыке и звукозаписи, он проводил эксперимент, целью которого было определить пятьдесят самых действенных и вызывающих привыкание звуков в мире. Третье место занял виброзвонок телефона. Будь то iPhone, BlackBerry или Android.
Мартин
решил с помощью функциональной
магнитно-резонансной
Результаты были следующими: Во-первых, непосредственное наблюдение: аудио- и видеообразы звонящего и вибрирующего iPhone активировали и слуховые, и зрительные центры коры головного мозга всех исследуемых объектов. Другими словами, их мозг устанавливал не только слуховые, но и визуальные ассоциации с телефонным звонком. Однако, что более удивительно, наблюдалась волна возбуждения в островке Рейля — участке мозга, связанном с чувствами любви и сострадания. То есть участники эксперимента не продемонстрировали классических признаков зависимости от iPhone. Однако в ходе исследования обнаружилось, что объекты эксперимента любили свои смартфоны: их мозг реагировал на звонок телефона точно так же, как реагировал бы на подружку, друга, племянника, племянницу или любимое домашнее животное. Другими словами, хотя это и не зависимость в строго медицинском смысле слова, но истинная любовь.
Дети — наше будущее.
Исследования показывают, что сегодня
и мальчики, и девочки достигают половой
зрелости на год раньше, чем это было несколько
десятков лет назад, — явление, в маркетинговых
кругах называемое преждевременным половым
созреванием. И что с того? А то, что половое
созревание означает товары — бритвы,
крем для бритья, пенка для лица, лосьон
против угрей, дезодоранты, косметика
и пр.
Но как компаниям удается
сделать свои продукты темой для
обсуждения модными девочками? Один
из способов — прибегнуть к услугам
Girls Intelligence Agency, где в сфере партизанского
маркетинга постоянно работает 40 000
девочек со всех уголков США. Агентство
передает им эксклюзивные предложения
продуктов и событий, а затем
отправляет в мир проповедовать
товары своим приятелям и
Маркетологи проделывают подобные
трюки не только с девочками. Внутренняя
«военная команда» фирмы Gillette (команда
исследователей рынка, чья основная
задача — постоянно следить за
главным конкурентом фирмы
Porsche
В рекламном ролике Porsche маленький мальчик
сидит в классе, мечтая о взрослой жизни,
скорости и машинах Porsche. В мечтах он приходит
в местное представительство Porsche и просит
показать ему Porsche 911, некоторое время сидит
в машине, затем просит визитку дилера.
«Увидимся через двадцать лет», — говорит
мальчик. Голос за кадром: «С Porsche связан
любопытный факт. Наступает момент, когда
вы понимаете, что хотите Porsche; наступает
момент, когда вы покупаете Porsche; у истинных
приверженцев эти моменты может разделять
10-20 лет».
Синдром японской секретарши.
Нигде в мире люди так легко не поддаются
брендированию сознания, как в Азии. В
азиатских странах считается нормальным,
если у мужчины полдюжины дорогих швейцарских
часов или женщина откладывает месячную
зарплату, чтобы купить пару туфель Prada.
В Азии — в еще большей степени, чем в США,
— человек есть то, что он или она носит.
Подлинный интерес в этом смысле вызывает
то, насколько социально заразительны
там предпочтения брендов. Большинство
азиатских женщин, носящих сумки Louis Vuitton,
делают это не потому, что влюблены в этот
бренд. Как объяснил один эксперт, «способность
или потребность соответствовать — очень
сильный мотиватор. Азиаты — коллективисты
по своей природе, для них важна групповая
идентичность. Поэтому если в Японии офисная
дама носит сумочку Louis Vuitton, то, чтобы соответствовать,
все остальные женщины должны делать то
же самое».